Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Декабрь – первый зимний месяц»
материал (подготовительная группа)

Сайгина Татьяна Николаевна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_na_temu_dekabr.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №65 комбинированного вида»

Конспект беседы с детьми

старшего дошкольного возраста

на тему

«Декабрь – первый зимний месяц»

                                                                                 Подготовила и провела: воспитатель

                                                                                                      высшей квалиф. категории

                                                                                                                           Сайгина Т.Н.

Саранск 2023 г.


Цель. Расширять представления детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе, народных праздниках и традициях. Развивать внимание, память, любознательность. Активизировать словарь по теме.

Ход беседы

Воспитатель. В некотором царстве, в зимнем государстве жила-была царица Зима, и было у неё три сына, которых звали… (Декабрь, Январь и Февраль). Царевичи выросли, стали красивыми и мужественными юношами. Любили они силой помериться, и каждый хотел быть первым в молодецких забавах.

Начнёт Январь снегом землю присыпать, а Декабрь старается брата перещеголять, вьюгу да пургу заставляет огромные сугробы наметать. Февраль тут как тут, ветром буйным сугробы разваливает, снег уминает да хвалится:

«Вот какой я могучий: вам не чета!» Каждый брат считал себя лучше других и мечтал стать правителем зимнего царства. Печалилась Зима, глядя на сыновей. Понимала, что их соперничество до добра не доведёт. И решила она помирить братьев: определила каждому в свой черёд править. С тех пор братья-месяцы не ссорятся и на землю по одному приходят.

Каждый царевич старается матушке помочь, прихоти её исполнить и свою удаль показать.

Понравилась вам сказка? (Да.) Как мы назовём всех сыновей Зимы? (Зимние месяцы.)

Давайте познакомимся с ними поближе. Отгадав загадку, вы назовёте месяц, который к нам пожалует первым.

Году конец и начало зиме,

Морозы, и вьюга, и снег на дворе.

К нам в гости приходит зима в… (декабре).

Слово «декабрь» пришло к нам из латинского языка и переводится как «десятый». Сколько всего месяцев в году? (Двенадцать.) Каким по счёту идёт декабрь? (Это двенадцатый месяц.) Почему же декабрь назвали «десятый»? (Предположения детей.) Во времена, когда приход весны символизировал начало нового года, декабрь действительно был десятым месяцем. После того как Новый год стали праздновать 1 января, название месяца менять не стали. Составьте предложения со словом «декабрь».

Воспитатель. У декабря есть и другие имена. Исстари на Руси его величали «студень», «холодень». Как вы думаете, что означают эти имена?

Дети поочерёдно высказывают предположения о значении древних названий месяца. При необходимости воспитатель дополняет их ответы.

Воспитатель. С приходом декабря начинается настоящая зима с морозами и снегопадами. Это время самых длинных ночей и самых коротких дней. Только с 22 декабря день начинает понемногу прибывать. В народе так говорят: «Солнце на лето, зима на мороз». А какие ещё пословицы и поговорки об этом месяце вы знаете?

Дети. Декабрь год заканчивает, зиму начинает. Декабрь спросит, что лето припасло. Декабрьский мороз доводит до слёз.

Воспитатель. Объясните смысл пословицы «Декабрь спросит, что лето припасло».

Дети. Раньше не было магазинов, в которых в любое время можно было купить продукты. Люди ели то, что росло на полях и в огородах. Летом запасали крупы, муку, картошку, варили варенье и компоты, солили огурцы и капусту. Если летом сделано много припасов, зимой будет что есть.

Воспитатель. Какие припасы на зиму делают ваши родители? Вы помогаете им трудиться? (Ответы детей.) И в старину дети помогали своим родителям. Но иногда вместо работы шалунишки-малыши были не прочь поиграть. Так в старину и придумали игру «Печёная картошка». Помните, печёная картошка горячая, её долго в руках не удержишь.

Дети садятся на ковёр вокруг воспитателя, который бросает картофелину одному ребёнку. Игроки перебрасывают картофелину друг другу, стараясь как можно быстрее от неё избавиться. Воспитатель произносит: «Печёная картошка!» Тот, у кого в этот момент в руках оказалась «горячая» картошка, выбывает из игры. Игра прекращается, когда в кругу остаётся один ребёнок – победитель.

Воспитатель. Делу – время, потехе – час. Пословица недаром молвится. В старину жизнь людей была более тесно связана с природой, чем в наши дни. Часто от природы зависело, будут ли люди жить в достатке и сытости или им придётся голодать. Многолетние наблюдения легли в основу народных примет, которые и в наше время помогают определить, как может измениться погода. Какие зимние народные приметы вы знаете?

Дети. Если ворона ходит по дороге, будет тепло. Если вокруг месяца появляется круг, жди сильного мороза. Ярко-красная заря к сильному ветру. Воробьи тащат пух и перья к себе в гнёзда – будут сильные морозы.

Воспитатель. В короткие морозные зимние дни люди без дела не сидели. Девушки садились поближе к окнам (от белого снега в избе становилось светлее) и занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Люди считали, что вышивка обладает магической силой. Так, на одежде и полотенцах вышивали круги и крестики, чтобы охранить их владельцев от несчастий, а изображения солнца, деревьев, птиц, олицетворяющих силы природы, должны были принести в дом достаток и благополучие.

Давайте нарисуем узор для вышивки. Пусть он подарит вам здоровье и хорошее настроение.

Дети садятся за столы, берут карандаши и листы бумаги в клетку. Проводится графический диктант.

Воспитатель. Отступите от левого края листа две клетки и от верхнего края – пять клеток, поставьте точку. От неё вы начнёте вести первую ломаную линию: 2 клетки вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз (узор повторить 5 раз). Отступите от начала первой линии 3 клетки вниз, поставьте точку начала второй линии: 1 клетка вправо вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вправо вниз (узор повторить 7 раз).

Отступите от начала второй линии 3 клетки вниз, поставьте точку начала третьей линии: в первой клетке нарисуйте круг с короткими лучиками – солнышко. Отступите 5 клеток вправо и в шестой клетке повторите рисунок. Всего надо «вышить» четыре таких солнышка.

Дети выполняют задание, затем сравнивают свои рисунки с образцом воспитателя.

Воспитатель. В старину одним из самых важных в декабре был день, который называли «солнцеворот». С этого времени ночь начинала убывать, а день прибавлялся. «Хоть на воробьиный скок, да прибудет денёк», – говорили в народе. Считалось, что солнце в этот день одевается в праздничный сарафан, садится в телегу и едет в тёплые страны. Люди ждали солнце, звали-закликали его: выходили утром на высокие места и встречали рассвет, а вечером жгли костры в честь светила. Давайте и мы позовём солнце.

Дети хором произносят закличку, выполняя движения по показу воспитателя.

Солнышко, солнышко,

Красное вёдрышко,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Ясно солнце, выходи,

Люту зиму проводи,

Весну красную встречай,

Жарко лето привечай.

В лесу вырастут грибы,

В огороде бобы,

В поле рожь да ячмень,

Во саду зелен хмель.

Воспитатель. В один из последних дней декабря было принято очищать крыши изб от снежных шапок. Делать это нужно было непременно веником или метлой. К венику на Руси всегда относились с большим почтением, приписывали ему особые свойства. Крестьяне верили, что под веником живёт домовой – хранитель дома. Поэтому при переезде в новый дом веник брали с собой. В избе никогда не мели разными вениками, считая, что в этом случае богатство разойдётся по углам. Старый веник – голик не выбрасывали. Его вешали на угол коровника, чтобы предохранить скотину от дурного глаза, а на масленицу сжигали. Может быть, веник действительно обладает чудесными свойствами?

Чтобы создать новогоднее настроение, давайте повторим весёлые стихи и загадки, посвящённые зиме и Новому году.

Дети (по желанию) читают стихи и загадывают загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Кто в лесу главный?"

Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Посуда»

Предлагаю вашему вниманию конспект беседы о классификации посуды, который рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, а также может быть полезен воспитателям, родителям, студентам и учителям нач...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Самокат, велосипед - это радость для детей!» в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»

Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....