НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе на тему Зимующие птицы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сулименко Елена Александровна

Цель: формировать экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать формированию и закреплению знаний детей о разновидностях птиц родного края, об особенностях их внешнего вида. Способствовать закреплению знаний детей о внешнем виде птиц, строении тела. Уточнить с помощью исследовательско-эксперементальной деятельности представления детей о том, какую роль играют для птиц перья.

Развивать умение делать выводы и умозаключения с помощью экспериментальной деятельности, способствовать развитию у детей логического мышления, памяти и воображения.

Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Цель: формировать экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать формированию и закреплению знаний детей о разновидностях птиц родного края, об особенностях их внешнего вида. Способствовать закреплению знаний детей о внешнем виде птиц, строении тела. Уточнить с помощью исследовательско-эксперементальной деятельности представления детей о том, какую роль играют для птиц перья.

Развивать умение делать выводы и умозаключения с помощью экспериментальной деятельности, способствовать развитию у детей логического мышления, памяти и воображения.

Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к птицам, вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Расширять и активизировать словарь: пернатые, маховое, пуховое, стержень.

Предварительная работа:

Познавательные, беседы о птицах; чтение произведений М. Горького «Воробьишко», В. А. Сухомлинского «О чём плачет синичка?». Разучивание стихов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок; проведение наблюдений на прогулке за птицами, рассматривание картинок с изображением птиц, использование настольно – печатных игр«Собери картинку»«Назови и расскажи»«Сколько птиц сидит на ветке», лабиринты «Помоги птицам», подвижных игр «Воробушки и кот»«Гуси-гуси…»«Совушка-сова»«Птицы» и т. д.

Материал к занятию: презентация, конверт с письмом, н / и «Собери картинку»«Что у птицы есть?»«Покорми птиц»«Четвёртый лишний», перья, камушки, салфетки, масло, тарелочки с водой, корм для птиц, медали «Знатоки птиц»

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Организационный момент.

Дети заходят, здороваются с гостями, встают в круг.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука

Здравствуй друг,

Здравствуй друг

Здравствуй наш весёлый круг

Ровно встали, тихо сели

Головами повертели

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись

В. : Ребята, а знаете, что сегодня произошло? Я пришла в группу, а на окне лежит письмо. Вы, когда ни будь получали письма? Интересно от кого оно? (на конверте изображён Лесовичок) Это письмо от Лесовичка. Давайте откроем и прочтём что же в письме.

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Лесовичок. Принесла мне сорока такую весть, что в детском садике очень умные и любознательные детки, что вы очень много знаете и умеете. Вот и хочу я проверить на самом ли деле это так. Посылаю вам задания если вы справитесь с моими заданиями, то получите от меня награду. Чтобы найти задания в конверте есть подсказки, где их искать, все задания нужно выполнить по порядку. О ком будут мои задания вы поймёте если отгадаете загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится? Угадали? Это. (Правильно, птица.)» (На экране появляется изображение птицы)

В. : ну давайте посмотрим, какие же задания приготовил для нас Лесовичок. И так чтобы выполнить первое задание нужно найти первый конверт (подсказка). Посмотрели вокруг нашли конверт. Задание «Собери картинку». Ребята в лесу был сильный ветер и перепутал все карточки, нужно их правильно собрать. (дети собирают картинки)

В. : Кто же у вас получился на картинках

Д. : птицы.

В. : Назовите этих птиц. А скажите пожалуйста, кто такие птицы? (Высказывания детей.) . Птицы – наши верные пернатые друзья. Чем птицы полезны человеку: истребляют вредных насекомых, уничтожают червей, жуков. Какие группы птиц вы знаете?

Д: Птицы бывают перелётными и зимующими.

В. : Как вы думаете, почему они называются перелётными? Перелётными называются потому, что они ежегодно с наступлением холодов совершают перелёт в тёплые страны и возвращаются весной обратно. (картинка на экране)

В. : Почему птицы называются зимующими?

Ответы детей. Зимующие – птицы, которые остаются зимовать. Они нуждаются в помощи человека. (картинка на экране)

Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?

Дети. Из-за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада.

В. : Молодцы! С первым заданием вы спарились и на все вопросы ответили правильно. Теперь чтобы найти конверт со вторым заданием, смотрим подсказку. Ищем конверт с цифрой 2. А во втором конверте у нас следующее задание. Н / и «Четвёртый лишний»

Дети смотрят на карточки, должны найти лишнюю птицу и сказать почему она лишняя.

В. : молодцы ребята! Ну а теперь подсказка для поиска конверта с третьим заданием.

Здесь задание ребята на внимательность.

Игра называется«Прилетели птицы»(физминутка)

Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите другое слово, то хлопните в ладоши.

Слушайте:

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Дети хлопают.

В. : Какое слово было лишнее (Макароны) Молодцы! Продолжаем, если услышите неправильное слово, то вы будите махать руками.

Прилетели птицы :

Голуби, лисицы.

Дети машут руками.

В. : Что неправильно?

Дети: Лисицы.

В. : Почему?

Дети: Потому что лисицы - это животные.

В. : Правильно, молодцы внимательно слушали! Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы все присядьте.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы.

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи.

Комары, кукушки.

Дети: приседают.

В.: Правильно. Продолжаем, если сейчас, что-то будет неправильно, то вы будите топать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

В. :- Молодцы, вы справились и с этим заданием. Значит мы можем достать подсказку для поиска следующего задания. с цифрой 4.

Задание № 4 Н / и «Что у птицы есть?»

Дети должны выбрать общей массы карточек, изображения частей тела птицы.

Молодцы! Справились с заданием. А скажите ребята птицы наши друзья? Их ещё можно называют наши пернатые друзья, кто знает, что значит слово пернатые?

Правильно, потому что птицы покрыты перьями.

Опыты с пером №1.

Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? Давайте посмотрим на перья.

Отличаются перья чем-то друг от друга? Найдите самое длинное перо. Потрогайте его. Это перо называется «маховое» Почему его называют маховое? (помогает летать) Эти перья находятся у птицы на крыльях, птица в полёте машет крыльями, эти перья помогают летать.

Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Интересно, легкое оно или тяжелое? А что бы это понять давайте выполним то что нарисовано на карточке. Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. А как вы думаете почему оно легкое? Стержень пустой. Если отрезать край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Ребята, а вы знаете когда-то давно, когда ещё не было ручек, люди писали перьями. Они заостряли самый кончик пера, обмакивали его в краску, чернила и писали. Хотите попробовать? (дети рисуют перьями на листочках)

А какие перья лежат у вас ещё? Эти перья называются Пуховые

Потрогайте перо. Какое оно? (маленькое, пушистое, тоненькое, стержень тоненький).

Зачем такое перо птице? Пуховое перо служит птице для сохранения тепла.

Ребята посмотрите, на экран что здесь изображено? (Картинка с купанием воробья)

Летом птицы купаются в лужах, а зимой барахтаются в снегу.

А как вы думаете, почему они не боятся это делать? Намокают ли у птиц перья? Чтобы это узнать нужно провести небольшой эксперимент. Давайте узнаем, правда это или нет, проведем эксперимент.

ОПЫТ №2.

Сначала посмотрите на карточки, что нужно сделать? Ваши руки намокли? Вытрите их салфеткой. А теперь посмотрите на эти карточки, что нужно сделать? Я капну вам на ручки масло, а вы разотрите его на руках, какие руки стали? Жирные. Теперь опустите руку в воду. Что вы наблюдаете?

Вывод: вода скатывается с рук. Ребята, вытираем руки салфеткой, у вас на столах лежат перья. Выполните задание по этой схеме, что вы заметили? Намокло ли перо? Дети берут по пёрышку, и опускают в воду и вынимают. Наблюдают, как вода стекает с пёрышка и перо остаётся сухим.

Делаем вывод: Перья у птицы не намокают за счёт жира, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья. Потому что, у них есть на хвосте специальное место, где выделяется жир, и птицы сами клювом смазывают перья. Вода скатывается с перьев, не зря есть пословица «Как с гуся вода».

Молодцы! Теперь вы знаете, почему перья у птиц не намокают и птицы не мерзнут в зимний период времени.

Ребята, а, что самое страшное для птиц в зимний период? (Голод)

-Чем человек может помочь зимующим птицам?

Д. : Сделать для них кормушки, кормить каждый день. Чем можно кормить птиц?

Н / и «Какие птицы прилетели на кормушку», какие птицы прилетели на кормушку? Что они любят кушать? Всё ли здесь правильно?

Молодцы вот и осталась в конверте последняя карточка смотрим подсказку. Ищем конверт с цифрой 5. Что же там? А там музыкальная пауза, вы хорошо потрудились, я предлагаю вам немного отдохнуть. (Музыкальная физминутка «Птицы»)

В. : ребята, вы большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями, о ком сегодня мы с вами говорили, какие задания мы с вами выполняли? (итог занятия, а за то, что вы справились с заданиями Лесовичок обещал вам награду. Вот ребята в этом конверте находятся медали которые вы заслужили, на них написано «Знатоки птиц» и корм для зимующих птиц, когда мы пойдём на прогулку, насыпим этот корм в кормушки. Мы с вами доказали Лесовичку, что в садике у нас действительно очень умные и любознательные дети и о птицах знают всё. Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» , направленного на воспитание бережного отношения к живой и неживой природе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе Тема: «Синяя вода» Конспект познавательного развития, на...