Консультация для воспитателей "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
консультация

Шуленина Татьяна Петровна

доклад+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon patrioticheskoe-vospitanie-sredstvami-muzyki.zip2.73 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

(с.1) Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира дошкольниками является основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Поэтому при подготовке к занятию или мероприятию очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста и стали целесообразным материалом с точки зрения патриотического воспитания дошкольников.

(с.2)Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа.    На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их как в младшем возрасте (развитие первоначальных певческих навыков), так и в старшем (в качестве распевок).

(с.3) Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. 

(с.4) В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов.  Это делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

(с.5)Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольников играют музыкально - ритмические игры, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Этот вид творческой деятельности дает возможность в доступной форме знакомить детей с национальным музыкальным наследием родной страны, а именно народными инструментами, их звучанием, приемами игры на них

(с.6)Театрализованная игра, как один из видов творческой деятельности, является эффективным средством формирования чувства патриотизма у дошкольников. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная литературная основа. В таких играх дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах, сусеках – «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству – Машенька и кашу варила, и пироги пекла – «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму – дед наловил рыбы целые сани – «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («битый не битого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».) Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность. Большое значение в играх-драматизациях имеет музыкальное сопровождение. Игры-драматизации на основе фольклора дают возможность познакомить детей с богатством и разнообразием русских мелодий и способов их исполнения. Именно музыка создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает некоторую монотонность речевых диалогов и монологов. Она помогает детям почувствовать и передать необходимое настроение. Все пережитые чувства, знания, полученные в театрализованной деятельности, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.

(с.7) Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на наших  занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.   Программа дошкольного муз. воспитания в большей части представлена творчеством таких русских композиторов как М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский. В слушание включены те фрагменты, где звучат народные мелодии.

Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

(с.8)Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается в том числе и средствами музыкального искусства через восприятие музыкальных образов. В таких видах деятельности как слушание, пение, танцы, игры. Из русской музыкальной классики уместно слушание П.И.Чайковского «Времена года». В цикле «Времена года»  ярко представлен  каждый сезон (осень, зима, весна, лето), цикл состоит из 12 частей по месяцам.  

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение мероприятий.

   (с.9) В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:

  • День России;
  • День флага;
  • Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества»;

Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

  • Праздники с мамой: «День Матери», «8 Марта».

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

  • Праздник ко «Дню Великой Победы»

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.

Культурное наследие народа – это огромное богатство, которым нужно правильно научиться распоряжаться каждому, владеть им так, чтобы не растерять, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец для подражания. Эти истины на протяжении многих веков отшлифованы, проверены на практике нашими предками. И наша задача  как педагогов, передать всю мудрость народа не растеряв ни крупицы, нашим детям. Вложить не в голову, а в душу, ведь патриотизма «от ума » не бывает, он бывает только «от сердца».

Используемая литература:

Журналы: «Музыкальный руководитель», « Старший воспитатель» 2012г.

Серия: «Библиотека воспитателя» Праздники в детском саду: «Великой Победе Посвящается».

Ссылки на сайты: http://festival.1september.ru/articles/504208/

http://nsportal.ru

http://ds82.ru/doshkolnik/2952-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Консультация для воспитателя. "Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников."

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, восп...

Консультация на тему: "Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников"

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей- вот главные идеи...

Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....

Консультация для педагогов «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...