Познавательное развитие детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Лапеха Светлана Андреевна
Дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребёнка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию. Задача педагогов - используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Основные понятия, встречающиеся в ФОП ДО  непосредственно связаны с познавательным развитием дошкольников:
-познавательное развитие
-познавательные интересы
-познавательная деятельность
-познавательные действия
Познавательное развитие по ФОП в ДОУ определяет задачи:
-Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
-Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
-Развитие творческих задатков и воображения.
-Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер ,количество.
Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
-Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. 
-Дети узнают о многообразии растительного и животного мира.
 также познавательное развитие включает в себя:
-формирование элементарных математических представлений;
-ознакомление с предметным миром;
-ознакомление с миром природы;
-ознакомление с социальным миром;
-развитие познавательно - исследовательской деятельности.
Стадии развития познавательной деятельности дошкольников:
1.Любопытство. Характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешним, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.
2.Любознательность. Представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.
3.Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
4.Познавательная активность. Основой служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача.
Таким образом, познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Для воспитанника 2-4 лет задачи познавательного развития будут следующими:
-создать условия, соответствующие развитию познавательной сферы ребенка;
-поощрять у детей любопытство и заинтересованность;
-развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами.
В средней группе (4-5лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Задачи:
-обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
-формировать умение находить причинно - следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
-поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений.
В старшей группе (5-6лет) актуальны следующие задачи:
-расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом) и их причинно - следственных взаимосвязях;
-пополнение знаний о планете Земля, родном городе и своем Отечестве, обычаях и традициях народа;
-освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику;
-вовлечение детей в проектную деятельность - как индивидуальную, так и групповую.
В подготовительной к школе группе (6-7лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребенка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определенному режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников: приумножать знания детей об окружающей среде, обучить ребят рационально распределять время, делать выводы; научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов; устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.
Формы работы по развитию познавательного интереса дошкольников. Существуют традиционные формы работы и интерактивные.
Традиционные: беседы, досуги, занятия, развлечения, викторины, конструирование, дидактические игры, спортивные игры, экскурсии.
Интерактивные формы работы: проектная деятельность, создание коллекций, изостудия, коллективная работа, интегративная деятельность.
Использование перечисленных форм работы с детьми помогает строить воспитательно - образовательный процесс и реализовывать задачи образовательной области "Познание".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством модели

Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и пре...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Тесты для детей.

laquo;Познавательное развитие»Схема развития любого вида деятельности:сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми,затем в совместной деятельности со сверстникамии, наконец,...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...