Воспитание ответственности у детей в процессе изучения устного народного творчества.
статья

Шикалова Наталья Леонидовна

Проблема воспитания ответственности у детей в наше время становится одной из самых важных в условиях переосмысления ценностей и смены общественных идеалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvestvennost.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

                      Воспитание ответственности у детей

в процессе изучения устного народного творчества

Проблема воспитания ответственности у детей в наше время становится одной из самых важных в условиях переосмысления ценностей и смены общественных идеалов, хотя в истории отечественной педагогики ее важность понимали ведущие российские педагоги и считали одной из первостепенных в педагогической практике. Новые социальные условия требуют персональной ответственности человека. Особую важность эта проблема имеет в настоящее время, когда в сознании граждан начали обесцениваться такие понятия, как «патриотизм», «долг», «совесть» и «ответственность». Главной целью в воспитании ответственности является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, которые определяют возможность и эффективность воспитания ответственности детей дошкольного возраста в процессе изучения русского народного творчества.

На протяжении тысячелетий фольклор был единственной формой творчества у всех народов. Фольклорное творчество каждого народа уникально, так же, как его история, обычаи, культура, а некоторые жанры отражают историю данного народа. В английском языке слово фольклор переводится как «народная мудрость».

Произведения русского фольклора помогают изобразить отличительные особенности народной жизни того времени. В русском фольклоре в связи с общественными изменениями в жизни людей появлялись новые жанры такие, как солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Романсы, анекдоты, рабочий, студенческий фольклор появились благодаря росту городов и промышленности. В наше время новых русских народных сказок не появляется. Старые сказки все так же рассказываются, а режиссеры снимают мультфильмы и художественные фильмы. Жители деревень и городов поют старые песни, а былины и исторические песни уже не исполняются.

Не зря говорится: сказка – складка, песня – быль. Сказка базируется на вымысле и мечте. Песня – на невыдуманных чувствах реальной жизни. Русские народные песни имеют бесконечное множество вариантов. В каждом песенном жанре проявляется определенная сторона народной жизни. Например, переживания молодежи звучат в любовных песнях; в семейных песнях говорится об отношениях родителей и детей, в солдатских – о службе, войнах, походах, воспевается чувство ответственности перед Родиной, а все вместе песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. В фольклористике принято делить народные песни на обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Календарно- обрядовые песни относятся к древнему виду народного творчества. Свое название они приобрели из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года.

При изучении обрядовых песен дети начинают понимать, как важен распорядок времени (распорядок дня). Ведь правильный распорядок дисциплинирует ребенка, учит самостоятельности и ответственности.

«Что за роскошь. Что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – говорил А.С. Пушкин. Веками народ создавал пословицы и поговорки, в которых выражались главные мысли о жизни.

«Пословица – малый нелирический жанр устного творчества; вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко подкрепленное рифмой». В пословицах ярко выражена коллективность творчества. Употребляются они в речи большим числом людей, а былины, сказки и даже песни исполняются гораздо меньшим кругом лиц.

В.И. Даль дает такую формулировку пословицы: «Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится».

Задачей пословиц всегда было воспитание. При изучении пословиц речь детей обогащается, повышается грамотность, воспитывается не только эстетический вкус, но и воспитывается ответственность. Именно, через труд, терпение, дело, учение – воспитывается ответственность. Существует великое множество пословиц и поговорок о воспитании ответственности:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

К большому терпению придет и умение.

Делу – время, потехе – час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без наук как без рук.

Корень учения горек, да плод сладок

Терпенье и труд все перетрут.

Смотри дерево в плодах, а человека – в делах.

Пашню пашут – руками не машут.

Грамоте учиться – вперед пригодиться.

Повторенье – мать ученья.

Народные пословицы легко запоминаемы. Это усиливает их педагогическое значение как одного из словесных средств воспитания. Запоминание пословиц и поговорок облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, искусной ритмикой. Поэзия народных пословиц выступает как средства сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, которая создает воспитание и поведение.

Основой былинного и сказочного творчества является мир и быт русской крестьянской жизни. «Былины – русские народные эпические песни, которым свойственны героические сюжеты; имеющиеся в них социально-бытовые сюжеты также обычно включают в себе героические мотивы». Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто безответственное поведение сулят героям беду. Так, в былине «Вольга и Микула Селянинович» – Микула является носителем лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, доброта, справедливость, ответственность).

 Прочитав былину «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», дети поймут, что Илья Муромец бескорыстно служит родине и народу. А мужество, справедливость, настойчивость, чувство собственного достоинства – основные черты характера богатыря, которые являются яркими признаками такого качества, как ответственность.

Сказка, или казка, байка, побасенка (древнейшее ее название басень – от слова «баять», «говорить») – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.  По мнению Аксакова, вымысел повлиял на содержание, на изображение в сказках места действия, на характеры действующих лиц: «В сказке очень сознательно рассказчик нарушает все пределы времени и пространства.

 Все русские народные сказки принято делить на: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Перед боем главный герой изображен ответственным человеком: ему не спится в ожидании предстоящего боя, он тревожится о том, что чудо-юдо нападет на родную землю. Речь Ивана спокойная и полная человеческого достоинства. А пословицы делают его речь сильнее и убедительнее: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его». В сказке приводится гиперболическое изображение чуда-юда. Это необходимо, чтобы показать возрастание силы духа, терпение, наблюдательность, смелость, стойкость главного героя. Сказка «Гуси-лебеди». Безответственное поведение Машеньки приводит к роковым последствиям, которые приходится потом исправлять.

Русские народные сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство воспитания ответственности, так как многие ценности и качества в современном обществе утрачивают свое предназначение.

 Таким образом, углубленное и систематическое изучение фольклора позволяет решать задачи воспитания и развития ответственности современных детей и является одним из актуальных и перспективных направлений сохранения и возрождения традиционной народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей через ознакомление с устным народным творчеством»

Изучение детьми объектов живой и не живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его миром природы....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Консультация для педагогов МБДОУ на тему: "Изучение устного народного творчества через создание мультипликационных фильмов".

quot;Изучение устного народного творчества через создание мультипликационных фильмов"...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества

Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....