Формирование музыкальных способностей детей с ОВЗ на уроках музыки
статья

Голофаст Инна Валентиновна

Ни для кого не секрет то, что музыка оказывает большое воздействие на человека и является своеобразным способом лечения различных заболеваний. Если же говорить о музыке как школьном предмете, то здесь можно выделить способность музыки развивать воображение, вызывать яркие эмоциональные переживания, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса у детей.

Говоря об обучении детей с ОВЗ можно выделить способность музыки решать множество коррекционных задач, стоящих перед нами. Дети, обучающиеся в нашем Центре, имеют огромное количество проблем в развитии, начнем с того, что уровень их музыкального развития намного ниже, по сравнению с их сверстниками из массовых школ, например, ладовое, музыкально-ритмическое чувство, звуковысотный слух, намного слабее, голосовые и артикуляционные возможности ограничены.

Для активизации формирования музыкальных способностей на уроках, я применяю основные виды музыкальной деятельности - слушание музыки и пение. Так же учащиеся задействованы в инсценировках, музыкальных играх с использованием музыкально-ритмических движений. На каждом занятии я использую все, что может привлечь внимание детей и вызвать их внимание и интерес.

В своей практике я очень часто применяю наглядности, они помогают развить музыкальные способности каждого ученика, а также наглядности оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития детей с ТНР.

Наглядности (картины, таблицы, схемы, открытки, игрушки, раздаточный и дидактический материал, видеофайлы) являются универсальным методом, применяемым на любом этапе урока музыки, во всех его разделах, будь то пение, слушание, или музицирование. Таким образом, я готовлю учащегося к восприятию музыки в активной форме.

Например, при изучении темы «Длительности звуков» я использую таблицу «Ноты и паузы», на которой изображены целая нота, половинные ноты, четверти и восьмые, а для того чтобы помочь детям их представить, рядом – целое яблоко, яблоко, разделенное на половинки, на четыре и восемь частей.

В связи со спецификой нозологии детей, обучающихся у нас в Центре, на своих уроках я часто использую малые фольклорные формы (пословицы и поговорки, рифмованные строки, загадки). Это позволяет развивать речевую активность, умение творчески использовать слова, образно описывать предметы и давать им яркую характеристику, учит детей выражаться ясно, лаконично и выразительно, окрашивая свою речь интонациями.

Загадки позволяют оживить урок, благодаря своей способности к обогащению речи, развитию мышления и памяти. Загадки дают описание, «портрета» предмета, явления, с помощью слов, передающих характеристику. Для этого лучше всего подходят загадки как народные, так и авторские, главное условие это чтобы в них были даны яркие приметы, характерные признаки предмета. Например, перед повторным исполнением песни «Ёлочка» (муз. М. Красева, сл. З. Александровой) я предлагаю ученикам отгадать загадку про ёлочку (Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?), а перед слушанием пьесы Р. Шумана «Дед Мороз» учащиеся отгадывают загадку Н. Найдёновой про Деда Мороза (У него румянец яркий, борода, как белый мех, интересные подарки приготовит он для всех.).

Таким образом, можно отметить необходимость применения пословиц, поговорок и загадок, т.к. они позволяют увлечь детей, помогают им открыть, познать и пережить радость от восприятия или исполнения музыкального произведения

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование музыкальных способностей детей

Занятие в подготовительной группе....

Формирование музыкальных способностей детей с ОВЗ на уроках музыки

Ни для кого не секрет то, что музыка оказывает большое воздействие на человека и является своеобразным способом лечения различных заболеваний. Если же говорить о музыке как школьном предмете, то здесь...

ПРОЕКТ «Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах»

ПРОЕКТ «Формирование музыкальных способностей детей старших дошкольников посредством игры на шумовых инструментах» Актуальность: Взаимодействие музыкального руководителя с родите...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи

Консультация для воспитателей:«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи»...