Проект "Русские народные традиции"
проект (средняя группа)

Демьянова Елена Александровна

Проект "Русские народные традиции" разработанный для детей и родителей средней дошкольной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»

Проект

в средней группе

«Русские народные традиции»

Подготовила:

Демьянова Елена Александровна – воспитатель.

2022 – 2023 уч. г.

«Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа

как исторической личности» -

Академик Геннадий

Никандрович Волков.

В наше время, во время развития информационных систем люди всё реже стали обращаться к культуре и традициям своих предков. Родители с детьми практически не посещают музеи, где можно было бы увидеть предметы старины. Также у людей стал пропадать интерес к различному русскому народному промыслу.

А ведь именно традиции и обычаи русского народа помогают воспитывать любовь к русской культуре к её истории. Познание детьми народной культуры оказывает положительное влияние на эстетическое развитие детей, раскрывает их творческие способности и формирует духовную культуру.

Поэтому мы решили попробовать организовать работу в наших группах в этом направлении и разработали небольшой информационно - творческий проект, участниками которого стали родители и воспитанники средних групп «Солнышко» и «Рябинка»

Цель проекта: Ознакомление воспитанников и родителей средних групп с культурой, бытом и традициями русского народа путём организации различных познавательно – творческих мероприятий.

Задачи проекта:

Для педагогов:

  • Способствовать формированию представлений об особенностях русского быта и традиционного уклада жизни русского народа, через создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию праздников, мастер – классов с воспитанниками и их родителями, показом презентаций.

Для воспитанников:

  • Развивать интерес к русской народной культуре, предметам прошлого, осознавать их культурную принадлежность;
  • Формировать представление о народных промыслах русского народа.
  • Приобщать к общечеловеческим ценностям.

Задачи, направленные на родителей воспитанников:

  • Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры;
  • Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.

Ожидаемый результат:

  • Создание единого образовательного пространства по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;
  • Применение наиболее эффективных методов и приемов, соответствующих возрастным особенностям развития детей и основным направлениям работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;
  • Повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения детей к русской народной культуре;
  • Повышение интереса детей к русской народной культуре;
  • Обогащение развивающей предметно – пространственной среды;
  • Повышение интереса родителей к русской народной культуре.

Основные принципы:

  • Принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
  • Принцип личностно-ориентированного общения – создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;
  • Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
  • Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному);
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;
  • принцип целостности - предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом и родителями.

Этапы проекта:

1 этап – информационно-подготовительный (организационный)

Цель этапа: определение доступных методов и приёмов работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, создание единого образовательного пространства между педагогами и родителями воспитанников.

Задачи: изучение методической литературы по данной проблеме. Составление плана работы. Подбор материалов.

2 этап – формирующий

На данном этапе осуществляется образовательная деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа:

  • Проведение родительских собраний, с целью ознакомления родителей с проектом и приобщением их к данной работе.
  • Проведение совместных мероприятий, мастер – классов.
  • Разработка и изготовление практического и наглядного материала.

  1. этап – заключительный

  • Создание мини музея с творческими работами, изготовленных в совместном сотрудничестве с родителями.
  • Круглый стол - обобщение результатов по проекту.

Перспективный план по реализации проекта:

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Организационные родительские собрания.

Осенняя ярмарка: «Дары осени»

Октябрь

Посещение мини музея в детском саду: «Русская изба»; «Русская народная утварь»;

«В гостях у народных мастеров» - вечерняя гостиная для родителей с детьми. (Знакомство с народными промыслами)

Ноябрь

«Народная игрушка – кукла-самоделка» - мастер – класс для детей и родителей.

Конкурс для родителей и детей по изготовлению куклы «Берегини» в домашних условиях, с последующей организацией выставки, для детей всего детского сада.

Декабрь

Мастер класс по росписи филимоновской игрушки.

Вечерняя гостиная на тему: «Русская матрёшка, какая она?»

Январь

Развлечение «Русские колядки» - знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, прибаутками, закличками, пословицами, поговорками);

Создание картотеки народных игр.

Февраль

Мастер – класс «Зимняя сказка» по росписи посуды из папье - маше. «Гжельская роспись».

Вечерняя гостиная

Март

Развлечение: «Русская масленица»

Вечерняя гостиная с просмотром презентации об истории русского костюма.

«Путешествие к мастерам Хохломы» - творческий стол по изготовлению посуды из солёного теста и последующей росписи в технике «Русская хохлома»

Апрель

Создание совместными усилиями с родителями мини – музея «Русский дворик».

Круглый стол с родителями – подведение итогов работы.

Вывод: при реализации проекта педагоги повысили свою компетенцию в вопросах приобщения детей к русской народной культуре. А у родителей повысился интерес к народным традициям, желание принимать участия в мероприятиях данной направленности. И дети, и родители получили опыт в изготовлении и росписи народных игрушек.

Данный проект помог систематизировать знания всех участников проекта старинных праздниках и обрядах, а также о традициях русского народа. Помог посеять зерно в воспитание уважительного отношения к русской народной культуре.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воспитание детей на традициях русской культуры. Г.В. Лунина - М: «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  2. Воспитание ребенка в русских традициях. Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова –М: Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
  3. «Как жили люди на Руси». О.Л. Князева. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
  5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
  6. Народный костюм. Н.М. Калашникова - Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
  7. Путешествие в историю русского быта. М.В. Короткова. - М: «Дрофа», 2003 – 256 с.
  8. Русские народные праздники в детском саду. М.Ю. Картушина. –М: «Сфера», 2006 – 319 с.
  9. Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова СПб.: «Паритет», 2003 – 236 с.
  10. О. А. Соломенникова. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...