Командная работа.
статья

    Команда – эффективный инструмент достижения целей. Несмотря на то что роли в ней регламентированы, командная работа дает возможность проявления индивидуальных качеств. Это единый механизм, каждый элемент которого одинаково важен и ценен. На рынке труда умение работать в команде ценится очень высоко. Но так ли просто развить этот навык? Как взрослый может помочь ребенку научиться работать в команде, и какие преимущества дает это умение, расскажем в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komandnaya_rabota_s_detmi_v_dou.docx348.37 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка работать в команде.

                   

             

Как научить ребенка работать в команде, что делать, если малыш не общительный, как показать ребенку распределение ролей, лучшие игры на сплочение коллектива

Команда – эффективный инструмент достижения целей. Несмотря на то что роли в ней регламентированы, командная работа дает возможность проявления индивидуальных качеств. Это единый механизм, каждый элемент которого одинаково важен и ценен. На рынке труда умение работать в команде ценится очень высоко. Но так ли просто развить этот навык? Как родитель может помочь ребенку научиться работать в команде, и какие преимущества дает это умение, расскажем в статье.

Плюсы командного сплочения для детей

Не любую совместную деятельность людей можно назвать командной работой. Чтобы взаимодействие приносило желаемые результаты, важно научить детей работать сообща, поддерживать друг друга, идти к общей цели, уважая каждого участника и разделяя ответственность за итоги.

Хорошую команду отличает:

  • Цель – четко сформулированная задача, понятная каждому участнику;
  • Открытая и безопасная коммуникация: каждый имеет право на выражение своего мнения и с уважением относится к мнению других;
  • Согласованные действия: каждый член команды знает свою роль и алгоритм действий для достижения цели;
  • Синергия: команда учитывает индивидуальные особенности ребенка, но именно совместная работа ведет к большим результатам, чем итоги действий каждого в отдельности.

Научившись работать в команде, дети приобретают навыки, которые в будущем позволяют выстраивать здоровые личные отношения и достигать карьерных успехов:

  1. Высокий эмоциональный интеллект: работая в команде, ребенок учится понимать себя и чувства других детей;
  2. Развитие коммуникативных навыков: выстраивая отношения в группе, малыш понимает, как находить язык с каждым членом коллектива;
  3. Готовность брать и разделять ответственность: распределение задач в коллективе учит детей выполнять свои обязательства и при этом лично отвечать за результат;
  4. Объективная оценка своих возможностей: внутри команды каждый участник играет роль, учитывающую его сильные стороны. Поэтому такой подход учит детей делать акцент на преимущества;
  5. Умение мыслить шире: поиск общего решения и опыт общения с разными людьми помогает детям выходить за рамки привычного восприятия вещей.

Как научить ребёнка работать в команде

Первый опыт взаимодействия в команде малыш получает в семье, ведь это лучшая модель с общей целью, задачами и ролями для каждого участника. Именно этот опыт в дальнейшем будет оказывать влияние на успех малыша в построении отношений в детском саду, школе и взрослой жизни. Чтобы научить ребенка работать в команде, важно:

  1. Распределять обязанности в семье и следить за их исполнением. Задачи устанавливают, ориентируясь на возраст и возможности ребенка. Они не должны быть слишком сложными или чересчур легкими;
  2. Не ругать, если ребенок капризничает или не хочет выполнять свои обязанности. Лучше объяснить малышу, что неисполнение установленных в семье требований влечет за собой неприятные последствия для всех. Например, вместо того, чтобы почитать на ночь сказку, мама будет вынуждена мыть посуду или убирать разбросанные игрушки. Возможно, повторять придется не один раз. И это нормально;
  3. Открыто говорить о чувствах, не бояться конфликтов и стремиться решить их с учетом интересов всех членов семьи и установленных в ней правил. Не стоит наказывать малыша молчанием, если он совершил проступок. Лучше рассказать, что чувствует родитель, когда ребенок ведет себя неподобающе. Важно научить детей распознавать эмоции и правильно их выражать;
  4. Подбадривать и поддерживать в случае неудачи. Этот важный навык дает ребенку понимание, что поражение – это не катастрофа, а только препятствие на пути к успеху. Это укрепит уверенность малыша в собственных силах и научит его поддерживать товарищей;
  5. С уважением относиться друг к другу. Не высказывать негатив в адрес коллег, близких друзей и родственников при ребенке. Во время совместных игр учить малыша правильно реагировать на поражения и не вымещать обиду на окружающих;
  6. Не относиться к ребенку, как к центру вселенной. В командной работе важен каждый участник, никто не имеет преимущества, а ребенок-эгоист слабо оценивает свои возможности и не имеет навыка выстраивать здоровые отношения;
  7. Оставить малышу право выбора в тех вопросах, где он может справиться. Это поможет ему научиться принимать решения и нести за них ответственность.

Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок

Каждый ли способен стать частью команды? Особенности характера влияют на способность малыша вписаться в коллектив, но даже самого закрытого и импульсивного ребенка можно со временем научить совместной работе. Итак, каким детям будет сложнее всего и что делать, чтобы им помочь:

  • Дети-звезды, яркие индивидуалисты. Такому ребенку будет трудно работать в команде, где каждый одинаково важен и ценен. Малыш всеми силами будет стремиться переключить внимание на себя и задать собственный сценарий развития событий. Не стоит расстраиваться. Из таких детей вырастают отличные лидеры. Особое внимание в воспитании в этом случае нужно уделить развитию эмоционального интеллекта и взаимного уважения к другим;
  • Дети-интроверты. Экстраверсия и интроверсия – миф или реальность: мнения психологов расходятся. Некоторые из них считают, что все зависит от окружающей среды, в которой растет ребенок. Невнимательность к чувствам и потребностям малыша заставляет его закрываться в себе. Такие дети неохотно идут на контакт, им тяжело выполнять командные задания. Чтобы помочь ребенку, нужно уделять ему больше внимания, поощрять любые попытки проявить себя. Малыш должен понять, что окружающий мир безопасен;
  • Высокочувствительные дети и малыши с повышенной агрессией. Первые способны разрыдаться от одного строгого слова, вторые сразу кидаются с кулаками на обидчика, не пытаясь решить конфликт мирно. И те, и другие не справляются со стрессом. Для таких малышей особенно важен навык распознавания и проживания своих чувств. Лучше с раннего возраста научить их правильно выражать агрессию и просить поддержки у близких. Такие дети нуждаются в помощи взрослых и остальных членов команды.

Как научить ребенка распределять роли внутри команды

При распределении ролей в команде важно учитывать:

  • Психологические качества ребенка;
  • Его навыки и пристрастия.

Для взрослой команды предусмотрено 8 ролей согласно общепризнанной классификации доктора М. Билебина. Для детской их количество может быть сокращено до 6:

  1. Мотиватор: прирожденный лидер, задающий темп и настроение командной работе;
  2. Реализатор: их призвание – воплощение идеи в реальность. Они легко находят решения, изобретательны и дисциплинированы;
  3. Генератор идей: творческая личность с широким взглядом на вещи. Они могут сварить кашу из топора и облететь вокруг света за 80 дней;
  4. Критик: придира, способный увидеть самые мелкие просчеты и посмотреть на ситуацию без лишних эмоций. Этакий Витя из «Новогодних приключений Маши и Вити»;
  5. Аналитик: способен увидеть систему в целом и построить связь «почему здесь не работает»;
  6. Душа компании: всегда придет на помощь, развеселит и подбодрит, когда что-то идет не по плану.

Обучение проходит на практике. В первый раз распределить роли можно, исходя из пожеланий детей. После завершения игры необходимо оценить общий итог и индивидуальные результаты. Обратить внимание ребенка на то, как он действовал в своей роли, понравилось ли ему, не переключался ли он со своих обязанностей на чужие. Такой пример поможет детям понять, насколько легко им далось задание и смогли ли они проявить себя так, как планировали изначально. Дальнейшее распределение ролей должно основываться на навыках и пристрастиях малыша и особенностях его психики. Пока у ребенка нет четкого понимания того, что дается ему легче всего и что лучше получается, необходимо, чтобы он попробовал себя во всех ролях.

Цели игр на сплочение

Игровая форма обучения – одна из самых эффективных. Игра позволяет детям приобретать новые навыки и сразу же применять их на практике, а позитивный процесс закрепляет новые умения. Ребенок осознает, что, используя свои способности, он получает положительную обратную связь в виде хороших результатов и крепких отношений с товарищами. Навык естественным образом встраивается в поведение малыша.

Вовлекая детей в игры на сплочение, можно достичь сразу нескольких целей:

  • Путем эксперимента помочь ребенку найти свою роль в команде;
  • Сформировать здоровое чувство собственной значимости;
  • Установить и укрепить связи в детском коллективе;
  • Сформировать навыки совместной работы в команде;
  • Научить понимать эмоции, справляться с ними и говорить о них с другими;
  • Определять сильные и слабые стороны и научиться ими пользоваться;
  • Укрепить чувство безопасности;
  • Развить взаимное уважение к членам коллектива;
  • Научиться оказывать поддержку.

Игры на сплочение детского коллектива

Существует множество игр на сплочение детского коллектива, ниже приведены несколько из них. Они могут быть изменены или дополнены. Также могут служить основой для создания совершенно новых упражнений.

  1. Неразрывный круг. Дети, взявшись за руки, образуют круг, в центре которого стоит ведущий с закрытыми глазами. Малыши, не размыкая ладони, «путаются» между собой, затем ведущий открывает глаза. Его задача – распутать круг, не нарушая его целостности;
  2. За грибами. Задача участников – при помощи мимики и позы изобразить гриб (съедобный или несъедобный). Задача ведущего – «собрать» в корзинку только съедобные экземпляры;
  3. Пикассо. На стену крепится большой лист бумаги, задается тема рисунка. Дети становятся в линию и с завязанными глазами по очереди рисуют один элемент картины;
  4. Угадай, кто. Взрослый шепотом сообщает первому игроку имя одного из ребят. Первый игрок пытается объяснить второму, о ком идет речь. После того как ребенок отгадан, он становится третьим игроком, а второй игрок загадывает ему имя следующего участника;
  5. Алфавит. Участники делятся на две команды, каждому выдается листок А4 с распечатанной буквой. Ведущий загадывает загадку. Задача детей – отгадать ее и выстроить слово в правильном буквенном порядке;
  6. Горячо-холодно. Ведущий выходит за дверь, остальные дети прячут в комнате какой-то предмет. Задание для ведущего – найти спрятанное. Задача команды – помочь ему сделать это как можно быстрее при помощи подсказок «горячо», когда ведущий приближается к тайнику, и «холодно», когда удаляется. Температура повышается («жарища», «сейчас расплавишься»), если ведущий находится вблизи спрятанного предмета, и понижается («холодрыга» «Северный полюс» и т.д.), если он стоит далеко от него;
  7. Современное искусство. Все дети выходят за дверь, взрослый загадывает первому игроку тему скульптуры. Задача ребенка – принять позу в соответствии со своим представлением о загаданной теме. Каждому следующему участнику ведущий повторяет загаданную тему, чтобы малыши придумали свое продолжении композиции;
  8. Не зевай. У одной стены комнаты стулья выстраивают в ряд, на них садятся участники, ведущий встает перед ними и начинает рассказывать любую историю, на самом интересном месте он прерывается и кричит: «Не зевай!», участники должны вскочить, добежать до соседней стены и вернуться на место. Ведущий бежит со всеми. Тот, кто остался без стула, назначается новым ведущим;
  9. Поймать за хвост. Все участники выстраиваются в шеренгу, каждый держит соседа спереди за пояс. Самый первый в линии назначается головой, самый последний – хвостом. Задача «головы» - поймать «хвост», задача «хвоста» - не дать себя поймать. Задача остальных участников – не расцеплять руки и не разрывать шеренгу;
  10. Гамма. Участники садятся в одну линию и кладут руки на колени соседей справа и слева. Крайние участники одну руку оставляют на своем колене. Задача ребят – поочередно хлопнуть по колену соседа справа налево и в обратном порядке. Тот, кто нарушил очередность, убирает одну руку. Для усложнения игры можно ускорять темп;
  11. Высшая математика. Дети встают в круг и по очереди начинают считать от одного до десяти. Тот ребенок, на которого приходится цифра, заранее определенная ведущим (например, четыре), должен совершить какое-то действие. Можно присесть или назвать свое имя. Задача следующего участника продолжить считать с учетом пропущенной цифры.

Заключение

Нелегко доверить ребенка в чужие руки. Хочется быть уверенным, что малышу дадут лучшее, отнесутся с заботой и вниманием.

C:\Users\18\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220222_085221.jpg    C:\Users\18\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20220222_082111.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимние игры и забавы (командные игры).

В помощь воспитателям младших групп. Можно использовать на прогулках.Пользовалась интернет ресурсами....

Командные игры в футбол

.Спортивное развлечение....

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ДОУ.

Жизнь человека невозможна без деятельности: как известно, сначала это игра, затем учебная деятельность, потом трудовая. При выборе профессии каждый из нас задумывается о том, в какой сфере он может на...

Командное взаимодействие педагогов в работе с ребенком с ОВЗ

Очень актуально командное взаимодействие всех служб ДОУ по разработке маршрута сопровождения ребенка  с ОВЗ и оказание помощи семье, направленной на компенсацию (возможно коррекцию) индивидуальны...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Статья для родителей «Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ»

В статье говорится о том, как важно научить ребёнка работать в команде. Указываются основные пути развития детей в обществе (в рамках детского сада), основные проблемы, которые встают на пути организа...

Формирование навыков командной работы с использованием конструктора UARO

На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что дети не умеют контактировать друг с другом, не умеют работать в команде, выражать свои чувства, не развита эмоциональная сфера. Неумолимо растет ...