Занятие-беседа о «волшебных словах» для старших дошкольников.
план-конспект занятия

Исмагилова Светлана Викторовна

Для занятия необходимо: приготовить карточки с вежливыми словами; нарядить в костюм Кота Леопольда мальчика постарше (старшего брата).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие-беседа о «волшебных словах» для старших дошкольников. Конспект

Для занятия необходимо: приготовить карточки с вежливыми словами; нарядить в костюм Кота Леопольда мальчика постарше (старшего брата).

Ведущий: Ребята, сегодня к нам в гости придет герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый, его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!» (Ответы детей).

Появляется Кот Леопольд.

Кот Леопольд: Молодцы, ребята, меня действительно зовут Кот Леопольд. Сегодня я помогу вам познакомиться с «волшебными словами». А кто знает, что это за слова? (Ответы детей)

— Очень хорошо, что вы знаете «волшебные слова». А какие первые слова, которыми мы начинаем день? (Ответы детей)

— Каждый наш день должен начинаться со слов: «Доброе утро!», произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении «Я и солнышко».

Ведущий:

Солнышко ясное встало.

— Доброе утро! —

Сказало.

— Доброе утро! —

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим...

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно...

Придумано мудро:

— Доброе утро!

— Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» — и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!», нахмурившись, недовольным голосом? Почему? (Ответы детей)

Кот Леопольд: Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «Здравствуйте!» А зачем мы его произносим?

— Слово «Здравствуйте!» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «Здравствуйте!», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Ведущий: Все эти слова — и «доброе утро!», и «здравствуйте!», и «добрый день!», и «спокойной ночи!» — хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья.

Только это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».

Обещал отцу Петрусь:

— Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит — утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только — только задремал.

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром, дед Федот! —

Дед ругнул его спросонок:

— Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

— Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! —

Та отпрянула в сторонку...

Как невежлива девчонка...

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды — прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

— Извините, добрый вечер!

— Ты, — вожатый закричал, —

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

Кот Леопольд: Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Ответы детей)

— Почему же стихотворение называется «Невежливая вежливость»? Что бы вы посоветовали Петрусю? (Ответы детей)

Ведущий: Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: «Спасибо!», «Благодарю вас!».

Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо».

Кот Леопольд: Вежливое слово: «Пожалуйста!». Его мы произносим в ответ на «Спасибо!» и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово «Пожалуйста!» для гостей, на Празднике.

Как-то один пятиклассник нечаянно сказал своей младшей сестренке: «Пожалуйста, дай мне твой карандаш». Бедная девочка так испугалась, что заплакала: «Почему ты мне говоришь «пожалуйста», разве я тебе чужая?». Как вы думаете, только ли чужим надо говорить «пожалуйста»? (Ответы детей)

— Может ли вежливое слово потерять свою «волшебную силу»? Когда, по-вашему, это бывает? (Ответы детей)

Ведущий: Слова извинения: «извините!», «простите!» (к ним добавляют слово «пожалуйста») — это тоже слова вежливые, волшебные.

Простите!

Папа разбил

Драгоценную вазу —

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

 

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите!» сказал.

 

И мама молчит

Улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже...

 

«Простите!», казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое?

Чудесное слово!

Кот Леопольд: Но чтобы это чудесное слово, как и другие волшебные слова, не могло расколдоваться, надо помнить: слово не должно расходиться с делом.

Ведущий: А теперь, чтобы узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим несколько задач:

1. Умеют ли они здороваться?

Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Валентина Андреевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Валентина Андреевна!»

Что им ответила учительница, мальчики не слышали: они первыми ворвались в буфет.

А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Валентина Андреевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры. Почему?

2. «Пожалуйста!»

Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

— Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести — заметила Леночке старушка, сидевшая напротив,

— А что я сделала? — возразила Леночка.— Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?

3. Три ошибки

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? (Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»)

Ведущий: А сейчас, Кот Леопольд, наши ребята покажут тебе, как они умеют читать стихи. И мы все вместе послушаем стихи о «волшебных словах».

Дети читают стихи (5 человек)

Здравствуйте!

Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Доброго пути!

Нам желают: доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Спасибо!

Мы все припомнить не смогли бы,

Ведь это было столько раз...

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

До свидания!

Когда мы увидимся снова? —

Никто не ответит заранее...

Сказать остается два слова,

И мы говорим: «До свидания!»

Будьте добры

Будьте добры, — это я говорю по секрету,

Будьте добры — и не ждите за это конфету.

Будьте добры — без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Кот Леопольд: А теперь, ребята, давайте вспомним, какие же есть «волшебные слова»? (Ответы детей)

— А как надо произносить эти слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? (Ответы детей)

— Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со звуками и словами для старших дошкольников

В предлагаемом материале представлены игры со звуками и словами для обучения грамоте старших дошкольников....

Деятельностный подход в формировании звукового анализа слова у старших дошкольников

Нарушение фонематического восприятия, дефекты звукопроизношения, несформированность звукового анализа и синтеза являются первопричинами нарушения чтения и письма, по мнению специалистов Р. И. Лалаевой...

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников

Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте....

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им у...

Конспект занятия. Сказкотерапия «Волшебные слова» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3». Конспект составлен Карсаковой М.Г.

Цели:  1.Образовательные:-довести до детей замысел сказки – добро побеждает зло, -развивать умение рассуждать, переносить смысл сказки в событийную жизнь, используя трактовку пословицы &laq...

Презентация: «Волшебные слова» Для старшего дошкольного возраста Деревенских Галина Юрьевна

Презентация: «Волшебные слова»  Для старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия «Как мы говорим? Волшебные слова» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Конспект занятия«Как мы говорим? Волшебные слова»Цель: Содействовать вежливому общению детей с окружающими;Задачи:Развивать умение участвовать в коллективных разговорахРазвивать словарь де...