Конспект НОД по речевому развитию "Зимушка-Зима"
план-конспект занятия (средняя группа)

Салаева Айсел Мехди кызы

Развитие речи — это один из основных этапов общего развития человека. С помощью слов мы можем выражать свои мысли, эмоции и желания. Формирование речи имеет важное значение в развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Зимушка-Зима.

        Воспитатель: Салаева А.М

Цель: создание условий для речевой активности детей, обобщить и систематизировать знания детей о зиме;

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить признаки зимы.
  • Активизировать употребление в речи ранее усвоенных слов.
  • Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме.
  • Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов.
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
  • Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу.
  • Упражнять детей в произнесении звука с.

Развивающие:

•        создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ответам и мнению других детей;

•        содействовать процессу активности, самостоятельности, инициативности на педагогическом мероприятии.

Методы и приемы:

•        наглядный (наглядные пособия);

•        словесный (объяснение, пояснение, совместная речевая деятельность);

•        практический (выполнений заданий).

Оборудование:

Изображение волшебницы Зимы, картинки сосулек, снежинок, снеговика; серия картин по теме «Зима», изображение снеговиков и карандаши, игрушка снеговик.

Ход НОД

I Организационный момент

В: здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).

В: сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежными волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница? (Зима).

В: А точно это зима? А может, это весна

Д: Ответы детей.

В: Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию: Ребята, Зимушка решила нас проверить, всё ли мы о ней знаем: она написала письмо с заданием, в котором рассказывает о себе. А мы должны внимательно послушать и ответить правильно написала или нет.

Письмо:

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на лодках по реке, купаются в море и загорают. Люди ходят без шапок и варежек. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!

Д: Дети исправляют неточности в тексте.

Молодцы мы справились с заданием от Зимушки

Ребята, зима какая?

Д: снежная, холодная, морозная, вьюжная

В: Кто из вас любит зиму? Почему?

Д: можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках.  В: зимой на улице тепло или холодно?

Д: холодно.

В: что происходит с человеком, если он долго находится на холоде?

Д: Мы мерзнем.

В: когда мы мерзнем, что нужно сделать?

Д: одеться.

В: Одежда, которую мы носим зимой, как называется?

Д: зимняя.

В: Ребята, давайте представим, что мы одеваемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем … (брюки, штаны, теплые джинсы), потом … (кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять.

II. Основная часть

В: А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте назовем их! (Выставляются по очереди иллюстрации называемых воспитателем «помощников»)

В: Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок, сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с). Произнесем еще раз вместе – сссоссулька, сснежинка, сснеговик.

В: А давайте в нашей группе найдем зимних помощников

Вот первая ее подружка – сосулька.

В: Ребята, давайте расскажем о сосульке.

Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

В: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята? (нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

В: Ребята, посмотрите, под сосулькой лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне?

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно ласково сказать?

 Дидактическая игра «Назови  ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

В- А вот еще одна подружка зимы – снежинка.

В- Ребята, какая снежинка?

 (Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая).

В: А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами. (корзинка со снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1.Растёт она вниз головою,

     Не летом растёт, а зимою.

     Но солнце её припечёт -

     Заплачет она и уйдёт(сосулька)

2.  Всё лето стояли, зимы ожидали.

     Дождались поры.

     Помчались с горы.      (Санки)

3.  Вот какие чудеса

     Стали белыми леса

     Берега озёр и рек,

     Что случилось? (выпал снег)

4.  Подышал он на окно,

Вмиг покрылось льдом оно

Даже веточки берез

Инеем укрыл (мороз)

5 Лес укрыла одеялом

Льдом озёра заковал,

Застудила все дома

Значит к нам пришла :(зима)

III Заключительная часть

В: Молодцы ребята отгадали все загадки. Ребята, молодцы. Зимушке-зиме очень понравились ваши ответы. И ей очень интересно понравились вам ее задания. Я предлагаю пройти за стол и где для вас приготовлены снеговики, вам нужно нарисовать лицо снеговику веселое если вам всё понравилось

В: спасибо большое за ваше внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...