Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста
проект

Маркова Полина Юрьевна

Выступление на педагогическом совете ДОУ (из опыта работы) по теме "Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста

(1)        Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных заведениях. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

           Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

(2)        Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта.        

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

  1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
  2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
  3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
  4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
  5. Формирование духовно-нравственных качеств.

Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. С детьми раннего возраста мы решаем поставленные задачи с помощью проектной деятельности.

(3)        Работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В нашей группе был реализован проект "Пестушки-говорушки".

(4-5)        В рамках проекта мы вместе с ребятами:

  • Читали русские народные сказки и разучивали песенки и потешки (“Колобок”, “Курочка Ряба”);
  • Проводили показ настольного театра по русским народным сказкам (“Репка”);
  • Играли в подвижные игры (“У медведя во бору”, “Мыши и кот”, “По ровненькой дорожке”);
  • Рассматривали книги;
  • Использовали потешки в режимных моментах (“Водичка-водичка”, “Чеши волосенки”);
  • Разучивали танец с платочками.

С помощью этого проекта мы добились следующих результатов:

  1. У детей сформировался интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  2. Обогатился словарь новыми словами, оборотами, выражениями;
  3. Повысили педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития детей при использовании малых форм фольклора;

(6)        Следующий реализованный проект - “Моя семья”.

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

        С помощью этого проекта дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи. Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний. Понимают значимость семьи в жизни каждого человека.

(7-8)        Мы провели следующие мероприятия:

  • Рассматривание фотографий своей семьи;
  • Беседы о семье;
  • Чтение стихотворений о маме, папе, бабушке;
  • Вместе с родителями подготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр (“Семья”, “Дочки-матери”, “День рождения”); 
  • Чтение сказок ("Сказка о глупом мышонке", "Три медведя")
  • Аппликация "Цветочки для мамы"
  • Разучивание пальчиковых игр ("Дружная семья”, “Этот пальчик дедушка”, “На поляне дом стоит”).

(9)        Проект “Мой детский сад”.

Цель: сформировать положительное отношение к детскому саду, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: расширение представлений ребенка о себе как о члене коллектива, о значении в жизни общества, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.

В ходе этого проекта мы добились того, что:

  • Дети знают название детского сада и называют группы, помещения и их назначение.
  • Дети оказывают посильную помощь сотрудникам детского сада.

(10-11)        В нашей группе была организована следующая работа по этому проекту:

  1. Экскурсия по детскому саду
  2. Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам
  3. Беседы с детьми (“Наша группа”)

(12)        Таким образом, в группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста на современном этапе.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.

В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.

Первая мл группаИгра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта. Цель игры : формирование умения детей находить пар...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...