Мастер – класс для педагогов «Приемы и способы воспитания альтруистичности у старших дошкольников»
материал
Мастер -класс для педагогов "Приемы и способы воспитания альтруистичности у старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Приемы и способы воспитания альтруистичности у старших дошкольников»
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
В. Н. Сухомлинского
Важнейшее направление нравственного воспитания дошкольников — воспитание у них альтруистичности (от лат. alter — другой) — личностной черты, проявляющейся в том, что ребенок совершает поступки, направленные на помощь другому человеку, не связанные сознательно с его собственными интересами, а обусловленные удовлетворением интересов другого человека. Каково значение данных поступков?
Во-первых, если самому ребенку помогают другие дети и взрослые, он чувствует психологическое благополучие и защищенность. К примеру, если малыш не справляется с чем-то или не имеет чего- либо и кто-то приходит к нему на помощь, вследствие чего затруднительная для него ситуация позитивно разрешается, у ребенка формируются доверие и открытость к внешнему миру.
Во-вторых, если дошкольник сам приходит на помощь сверстнику (помог застегнуть пуговицу при сборе на прогулку) и даже взрослому (помыл посуду, когда мама устала), то его самооценка, уверенность в себе возрастают.
Личностные черты, в т. ч. альтруистичность, в дошкольном возрасте еще только формируются.
Хочу представить мастер-класс на тему «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
К сожалению, в современных детских садах дети недостаточно проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу. Связанно это с тем, что материальные ценности преобладают над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Данная проблема актуальна именно сейчас, когда мы наблюдаем такую ситуацию (равнодушный социум, пропаганда насилия, компьютеризация жизни). Я считаю, что детей нужно учить дружить.
Уважаемые коллеги, прошу вас помочь мне. Мне нужно 5 участников.
Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.
Ваша задача, сделав куклу из ниток, увидеть ее характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете ниток. В помощь вам моя схема. Приступайте…
Уважаемые педагоги, пока здесь изготавливают куклы, мы с вами поговорим о правилах деятельности волонтера. Приглашаю по одному педагогу, лопаете шарик и зачитываете правила и объясните, как вы понимаете….
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер высокого уровня. И в подтверждение этому вам придется пройти своеобразный тест-экспромт на проверку профессионализма (8 участников выходят каждому надувной шарик, в которых спрятаны бумажки с правилами, они лопают шары, затем зачитывают правила, и объясняют эти правила как они их понимают)
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Эта Игра необходима для понимания собеседника и передачи информации, а также для сформированности правил деятельности в рамках волонтёрского движения.
Итак, куклы готовы первой о своей кукле расскажу я, разрешаете?
- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.
- Познакомимся с вашим героем.
- Теперь вы расскажите о своем герое.
- Узнаем о следующем герое.
- Что вы можете рассказать о своем герое.
(Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка. Последний дает описание куклы из черных ниток)
- Мой человечек появился на свет из ниток черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других. У него нет друзей, ему одиноко.
- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?
- Конечно, да. Что мы можем для него сделать?
Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой.
Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце. Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая друг друга.
Это упражнение помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность.
- Я поделилась с вами частичкой своего опыта. А теперь предлагаю вам помочь нам. Я прошу вас протянуть нам руку помощи. Сейчас я вам раздам листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?
Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.
Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)
На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали на этом мастер-классе. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд.
- По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры)
- По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: …….. деятельности волонтёров. (правила).2) Каким качеством должен обладать волонтёр?3). Мотивы человека, вступающего в ряды волонтёрского движения:
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно - нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным.
А реально ли в детском саду создать группу детей и родителей волонтеров? Как можно простроить их работу?
Меня заинтересовало волонтёрство и я решила организовать в своей группе волонтёрское движение. Ежегодна в нашей группе проходит акция «Доброе сердце», мои воспитанники со своими родителями волонтерское движение приняли с большим интересом. В нашем детском саду каждый год проходит акция «Помоги пойти учиться, я предлагаю проводить акции такие как «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!» (призывать водителей выбирать разумную скорость), акция «Георгиевская ленточка» (дети дарят георгиевскую ленточку пожилым людям и поздравляют с наступающим праздником). Уважаемые педагоги! Предлагайте свои и идеи какие можно ещё проводить акции в нашем детском саду. Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей,– это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Закончить свой мастер-класс я хотела бы притчей: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Всё в твоих руках, человек!»
Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Воспитание экологического сознания дошкольников через ИЗО».
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Воспитание экологического сознания дошкольников через ИЗО»Хочу предложить вашему вниманию опыт своей практической деятельности. Мой мастер – класс на тему «Бук...
Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности».
Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности»....
Мастер-класс для педагогов "Дудлинг как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников"
Мастер-класс для педагогов "Дудлинг как способ развития фантазии и художественного тврчества дошкольников" подразумевает передачу опыта работы педагога по рисованию нетрадиционным стилем. Пе...
Мастер-класс «Проектирование утреннего круга с целью воспитания дружелюбия у старших дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах проектирования утреннего круга для воспитания дружелюбия у старших дошкольников. Задачи: Познакомить педагогов с технологией утр...
Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...
Мастер-класс для педагогов "Сторителлинг как способ развития у младших дошкольников сенсомоторных способностей"
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством овладения технологией сторителлинга для развития сенсомоторных способностей у младших дошкольников.Задачи: 1. Познакомит...
Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....