Игровое пособие «Палочки Кюизинера»
методическая разработка

Михайлова Галина Николаевна

Многофункциональное развивающее дидактическое пособие «Палочки Кюизенера», которое способствует развитию познавательной сферы дошкольников .  Использование пособия не противоречит никаким другим методикам, оно может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Позволяет сделать процесс обучения весёлым и занимательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад II категории комбинированного вида № 1 «Солнышко»

Групповая развивающая программа

 «Волшебные палочки»

Разработчик:

Педагог-психолог

Михайлова Галина Николаевна

с. Идринское, 2021 г.

Пояснительная записка

В последние годы в нашем детском саду увеличивается с каждым годом количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). На период 2021-2022 учебного года в МБДОУ Д/С № 1 «Солнышко» обучается 9 воспитанников. У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена слухоречевая и зрительная память. Не сформированы пространственно-временные и количественные представления. Ограничены возможности познавательной деятельности, слабо выражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотична, отсутствует самоконтроль. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Слабо развита мелкая моторика рук. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

Педагогический опыт работы с данной категорией детей показывает, что для более эффективной работы необходимо многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволяет «через руки», в доступной детям форме решить обозначенные проблемы. Одним из таких средств является пособие «Палочки Кюизенера». Использование пособия не противоречит никаким другим методикам, оно может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Позволяет сделать процесс обучения весёлым и занимательным.

Цель программы: развитие познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Палочки Кюизенера».         

Задачи:

1.Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие (восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени);

2.Развивать свойства внимания: устойчивость, концентрацию, переключение;

3.Развивать наглядно-образное мышление, мыслительные операции анализа и синтеза, классификации;

4. Развивать зрительную и слуховую память;

5. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

6.Развивать воображение, фантазию.

          Адресат: дети 5-7 лет с задержкой психического развития.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год.

          Условия реализации программы: Игровое пособие «Палочки Кюизинера» используется систематически на подгрупповых коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

        Методическое обеспечение:

Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце», игровое пособие «Палочки Кюизенера» на каждого ребенка.

Формы контроля:

Посредством мониторингов в начале года и в конце года (наблюдение, диагностика, практические задания).

         Ожидаемые результаты:

1.Повысится уровень развития зрительного, слухового, тактильного восприятия;

2.Повысится уровень развития свойств внимания: устойчивость, концентрация, переключение;

3.Повысится уровень развития наглядно-образного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации;

4. Повысится уровень развития зрительной и слуховой памяти;

5.Повысится уровень развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

6.Повысится уровень развития воображения, фантазии.

     

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Игровые задания

Программное содержание

Сентябрь

1.Сказка «Улица разноцветных палочек»

Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства палочек.

«Найди и покажи такую же палочку, как у меня»;

«Найди самую длинную или короткую палочку»;

«Построй дома»;

«Укажи из палочек каких цветов построен дом».

2. «Заборчики»

Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи. Развивать восприятие, наглядно-образное мышление.

3. «Разложи по цвету».

Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.

Октябрь

1. «Змейка».

Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

2. «У кого больше»

Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

3. «Разноцветные вагончики»

Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

4. «Столбики»

Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

5. «Треугольники»

Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?».Учить ориентироваться         в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).

Ноябрь

1. «Рамка для картины»

Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях.Развивать творческую фантазию.

2. «Разноцветные флажки»

Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько?

3. «Елка»

Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

4.«Запомни»                                                                                

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

Декабрь

1. «Подбери цифру» 

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

2. «Конструирование геометрических фигур».

Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

3. «Собачья семейка»

Учить детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого;

Развивать у детей зрительный глазомер;

Учить        детей        понимать        поставленную задачу        и        решать        ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки;

Учить детей ориентироваться в пространстве (оперировать

понятиями «левый», «правый», «между»).

4. «Олень»

Развивать умение детей создавать образ, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); Ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

Январь

1. «Домик с забором»

Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете.

Упражнять в счете. Развивать глазомер.

2. «Яблоко»

Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; Находить признаки сходства и различия. Развивать внимание, зрительно-моторную координацию.

3. «Аквариум»

Развивать        умение        детей воспроизводить предметы        по представлению; сравнивать предметы по величине; Находить сходства и различия между предметами. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику.

Февраль

1. «Птичий двор»

Развивать у детей представления о цвете, умение называть цвета;

Учить        детей        понимать        поставленную задачу и        решать        ее самостоятельно;

Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Развивать память, мелкую моторику.

2. «Улитка на солнышке»

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.    

3. «Продолжи узор»

Развивать умение увидеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней. Развитие мышления, внимания, мелкой моторики.

4. «Котенок»

Развивать умение детей создавать образ, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); Ориентироваться в пространстве. Развивать воображение.

Март

1. «Что пропустили?»  

Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.

2. «Мышата и сыр»

Совершенствовать навыки счета. Развивать комбинаторное и конструктивное мышление. Учить находить на основе зрительного анализа недостающие цветные палочки Кюизенера.

3. «Конструируем посуду»

Развивать интеллектуально – творческие способности детей, внимание, память умение работать по схеме.

4. «Покажи, как растут числа»

Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать число в пределах 10.

Учить называть соседей данного числа.

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек; - внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Апрель

1. «Рисуем палочками»

Развивать художественные способности детей. Развивать ориентировку детей в пространстве (слева, справа, сверху, снизу. Учить отбирать палочки нужного цвета).

2.«Волшебные палочки»

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек.

3. «Моя семья»

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.    

4.«Отгадай загадку, выбери отгадку».

Упражнять в различении цвета. Развивать умение работать со схемой; накладывать палочки на изображение. Развивать логическое мышление, речь.

5.«Веселые зайчата»

Упражнять детей в различении цвета. Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Май

1.«Кораблик»

Учить находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу. Развивать воображение, восприятие.

2. «Верблюд»

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. Развивать зрительно-моторную координацию, внимание, мелкую моторику.

3. Выставка работ «Однажды в зоопарке»

Закреплять моделирование по собственному замыслу. Развивать воображение, восприятие, мелкую моторику.

        

Литература:

1. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2000 г.;

2. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2000 г.;

3.Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизинера: игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.-М.:Гном и Д,   М. «Издательство «Гном и Д», 2008 г.;

4. «На золотом крыльце…». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие детей через технологию палочек Кюизинера и логических блоков Дьенеша

В помощь педагогам, кто ещё не работал с палочками Кюизинера логическими блоками Дьенеша...

Развивающие игры с использованием палочек Кюизинера и блоков Дьенеша

С помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша можно развиват абсолютно все познавательные и психические процессы у дошкольников. Также они могут использоваться в работе с разными возрастными категориям...

презентация о палочках Кюизинера.

задачи, и некоторые задания по палочкам Кюизинера...

Проект "Веселые палочки (палочки КЮИЗИНЕРА)

    Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, ед...

Использование игровых технологий: палочек Кюизинера и блоков Дьенеша в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают средства и способы познания и общения, более увереныв своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из путе...

Игровое пособие «Театр на палочках» по сказке Сутеева В.Г. «Палочка-выручалочка».

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, помогает развить художественно-эстетические и творческие способности детей, их речь, память, мышление, внимание, сп...