"Мандалотерапия"
методическая разработка

Михайлова Галина Николаевна

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством), позволяющее стабилизировать эмоциональное состояние    тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции; радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует художественному и духовному самовыражению дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandalaterapiya_-_konspekt_zanyatiya.docx21.37 КБ
Файл mandaly.docx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

        ««Волшебный цветок жизни»

Цель: развитие и совершенствование эмоционально-личностной сферы дошкольников с задержкой психического развития посредством мандалатерапии.

Основные задачи:

  • Познакомить детей с понятием «мандала» и историей возникновения этого слова;
  • Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, тревожности;
  • Развивать творческие способности, воображение, восприятие, внимание, мелкую моторику;
  • Формировать умение работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками.

Адресат: дети 5-6 лет с задержкой психического развития.

Условия реализации: занятие проводится в музыкальном зале, продолжительность занятия 35-40 минут.

Оборудование: простые карандаши, цветные карандаши, ноутбук, проектор, релаксационная музыка, набор разноцветных карточек (по количеству детей), раскраски мандалы, набор фруктов, конструктор, набор животных, счетные палочки, разноцветные стеклянные камушки.

        Ход занятия:

1.Вводная часть.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Ритуал приветствия. Упражнение «Дружный круг».

Педагог-психолог:

-Здравствуй, друг! (здороваемся за руку с соседом справа);

- Здравствуй, друг! (здороваемся за руку с соседом слева);

- Здравствуй, наш дружный круг! (делаем поклон);

- А сейчас все вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (дети берутся за руки и улыбаются друг другу)

Упражнение «Цветное настроение»

Педагог-психолог: Ребята давайте с вами представим, что наше настроение цветное.  И каждое настроение имеет свой цвет.

Красный – восторженное, бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

Желтый – светлое, веселое настроение – хочется радоваться всему;

Зеленый – спокойное, ровное, общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть    с ними;

Синий – слегка тревожное, тоскливое настроение – хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;

Коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен.

Оранжевый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком    хорошее, и не слишком плохое;

Серый – скучное настроение – не знаю, чем заняться;

Черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.

Возьмите разноцветные карточки, разложите их веером в руках. Я вам буду задавать вопросы, а вы поднимайте подходящий цвет настроения вверх.

- Какое у вас настроение, когда утром идете в детский сад?

- Какое у вас настроение, когда вы видите своих воспитателей?

- Какое у вас настроение, когда вы играете с другими детьми в группе?

- Какое у вас настроение, на занятиях в детском саду?

- Какое у вас настроение, когда вы идете вечером домой?

- Какое у вас настроение сейчас?

Ребята, я рада, что у вас у всех хорошее настроение. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста на стулья.

2. Основная часть.

Беседа «Что такое мандала».

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите на экран, что там изображено? (Слайд 2). На первый взгляд, это простой белый круг. Но если на этот круг нанести красивый узор, он станет волшебным и будет называтся «Мандала».

Педагог-психолог: «Мандала – это рисунок в круге. Мандала на древнем индийском языке обозначает круг или цветок жизни. Мандалы придумали очень давно, примерно 3000 лет назад в Индии.  (Слайд 3)

Посмотрите, какой красивый круг. Какой необычный узор. Узоры могут быть различными, могут состоять из цветов, животных, фруктов, геометрических фигур. Элементы в узоре повторяются. Одинаковые элементы раскрашиваются одинаковым цветом, и получается красивый узор. (Слайд 4)

Ребята, а как вы думаете почему мандалу называют волшебным кругом (цветком жизни)? Когда человек создает мандалу, он успокаивается, у него появляются жизненные силы.

Мандалы можно раскрашивать, рисовать, делать с помощью аппликаций, конструктора, песка, пластилина, камней. (Слайд 5, 6)

Игра «Мандала дружбы».

Педагог-психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Для этого разделимся на три группы. И попробуем создать мандалы из разных материалов.

1-ая группа – из фруктов и цветных карандашей;

2-ая группа – из конструктора и животных;

3-ья группа – из счетных палочек и разноцветных стеклянных камушков.

Посмотрите на ваши мандалы, какие красивые и необычные они у вас получились.

Творческое задание «Раскрась мандалу».

Педагог-психолог: Ребята, у меня в руках разнообразные мандалы. Сейчас мы их будем раскрашивать цветными карандашами. Работать будем под музыку, но недолго, пока она звучит. Если кто-то не успеет закончить работу - не огорчайтесь. Доделаете в свободное время после занятия. Каждый выберите мандалу ту, которая вам понравилась. 

Просмотр видео «Мир танцующих мандал»

Педагог-психолог: Мы с вами раскрашивали мандалы, которые помогают нам успокоиться, улучшить свое настроение. А еще, чтобы успокоиться, мандалы можно просто рассматривать. Пройдите на коврик и сядьте так, чтобы вам было удобно перед экраном. (Видео «Мир танцующих мандал», просмотр 3 минуты).

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

- Понравилось ли занятие?

- Что понравилось больше всего?

- Что такое мандала?

- Какое настроение было у вас, когда вы раскрашивали мандалы?

- Что вы чувствовали, когда смотрели видео?

- Изменилось ли ваше настроение?

Ритуал прощания. Упражнение «Прощание»

Дети встают в круг, берутся за руки и проговаривают вместе с психологом:

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье говорим мы: «До свидания».

 

Список литературы

1. Арт-терапия в работе с детьми. Киселева М.В. СПБ: Речь.2006г.

2.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Копытина А.И. М: Психотерапия, 2011г.

3. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. Лебедева Л.Д. СПБ: Речь. 2003г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мандалотерапия - как метод коррекции и профилактики в работе с детьми и взрослыми"

Мандалотерапия - как одно из направлений арт-терапии. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчес...

Перспективный план по мандалотерапии

Перспективный план «ВЛИЯНИЕ МАНДАЛЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНИКА»...

Мандалотерапия

Приёмы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с  ОВЗ...

Презентация "Мандалотерапия"

Развитие эмоций дошкольников является актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут понять эмоции других людей, что является барьером налаживани...

Мандалотерапия

Мандалотерапия - техника развития творческих способностей детей  и терапевтическая АРТ- методика....

презентация "мандалотерапия"

презентация "Мандалотерапия"...