Статья по теме "Краеведение как средство формирования гражданской активности школьников".
статья

Кострюкова Наталья Валентиновна

Опыт работы с молодежью по патриотическому воспитанию с целью ознакомления с историей Павловского аэроклуба , именами членов Павловского аэроклуба, которые героически сражались в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oformlennaya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рубрика журнала "Методическая подсказка"

Н. В. КОСТРЮКОВА, воспитатель ГКОУ "Павловский санаторный детский дом"

Краеведение как средство формирования гражданской активности школьников.

Развитие российского общества характеризуется стремительными изменениями во многих сферах, когда трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей, провозглашается и реализуется курс на формирование правового государства и гражданского общества. В результате изменений социально-гражданских отношений в российском обществе особо актуализируется процесс ориентации человека в социальном мире и мире людей.  

Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.

В нашей педагогической деятельности краеведческое направление  стало приоритетным. Она включает систему различных видов совместной деятельности педагогов и воспитанников  и носит научно-исследовательский характер. Одним из направлений исследований и мероприятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь членов семьи, земляков.

С 1990 года в детском доме осуществляет свою деятельность музей "Павловский  аэроклуб". Он был создан с целью сохранения страниц истории Павловского района и посвящен молодёжи, которая в 1936 году по         1

призыву партии и правительства пришла в аэроклуб, чтобы научиться летать на самолетах, и в трудную минуту для Родины, встать на её защиту. 

Главным инициатором создания музея Павловского аэроклуба был председатель районного совета ветеранов, заслуженный ветеран Нижегородской области Хорошев Михаил Сергеевич, который начал изучать историю аэроклуба,  собрал информацию о летчиках- выпускниках и передал этот ценный материал нашему детскому дому. К обработке материалов  с огромным энтузиазмом приступили воспитатели и воспитанники  детского дома.

Наш музей играет весьма важную роль в гражданско-патриотическом воспитании молодежи и расширении кругозора школьников. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат  обладает значительными возможностями  нравственно-эмоционального воздействия на воспитанников детского дома. Участвуя в работе музея, каждый воспитанник постигает культуру общения, учится понимать свою роль в общественной жизни детского дома, развивает организаторские и коммуникативные способности и навыки.

Основные цели музея аэроклуба -   это создание условий для формирования гражданского и национального самосознания воспитанников, развитие интереса к исторической значимости "Павловского аэроклуба", организация обмена опытом с представителями других объединений,  приобщение воспитанников к активной деятельности  в общественной, учебной, трудовой и  досуговой  сферах жизни, формирование неравнодушного, инициативного и деятельного члена гражданского общества, умеющего мыслить, анализировать и оценивать информацию, суждения, умеющего осуществлять выбор целей и планировать деятельность - собственную и коллективную.

Наши задачи: рассказать воспитанникам  об истории возникновения аэроклуба, об инициативной группе единомышленников, накопивших исторические  материалы, осуществивших  поиск                                           2

документальных материалов,  исторических предметов и художественных  произведений, связанных с существованием и историей аэроклуба.

Огромное внимание  мы уделяли развитию  у воспитанников организаторского направления: освоение  навыков коллективного целеполагания и планирования, организации и проведение встреч с интересными людьми, мероприятий,  различных дел, связанных с содержанием работы музея.

Основную деятельность осуществляет совет и актив музея,  которые обсуждают вопросы, связанные с изучением исторических источников, систематизацией и пополнением фонда музея, с обеспечением сохранности

музейных предметов, созданием и обновлением экспозиций, выставок, а также с организацией  поисковой, исследовательской, экскурсионной работы.

Наши активисты заинтересовывают других ребят и вовлекают их в свою деятельность. Воспитанники с большим интересом участвуют в работе музея аэроклуба, продолжают изучать материалы музея, интересуются лётчиками, парашютистами, службой в армии, военными и лётными училищами, авиационной техникой, подвигами  в небе и космосе. Ответственные за поисковую работу вместе с поисковой группой занимаются сбором информации  для оформления экспозиций, отбирают необходимый материал, занимаются исследовательской работой и проводят экскурсии для воспитанников детского дома и гостей,  участвуют  в  подготовке выставок, посвященных знаменательным датам российской истории (снятию блокады  Ленинграда,  битве под Москвой,  победе в Сталинградской битве,  городам-героям и др.)

С большим интересом воспитанники участвовали в сборе материалов  по темам: «Юность, опаленная войной», «Мы гордимся нашими выпускниками», «Боевые страницы Российской авиации».

В осуществлении проектной деятельности мы собираем совет музея и его актив,  на котором  определяем направление деятельности в рамках проекта, формулируем  цель,  воспитанники определяют его                       3

социальную значимость, выдвигают предположения в поиске информации, определяют формы работы, собирают, обрабатывают, анализируют, составляют план действий, выполняют  намеченный план, презентуют и защищают полученный в ходе проектной деятельности результат, с которым знакомят всех воспитанников детского дома.

В результате  исследовательской работы были осуществлены такие проекты:

- "За мирное небо" о судьбе курсанта Павловского аэроклуба Шарманкина Н. А. В ходе работы над проектом изучили архивные документы, которые раскрывают основные этапы учебы в "Павловском аэроклубе" курсанта Шарманкина Н. А, проследили  дальнейшую судьбу этого замечательного человека. Инициативной группой было организовано знакомство воспитанников с родственниками (дочерью) курсанта "Павловского аэроклуба" Шарманкиной Н. А, которая передала экспонаты (схемы, военные записи отца и др.) в музей детского дома.

- "Аэроклубовцев мы помним имена", в котором собирая воспоминания родственников, сведения очевидцев, были найдены новые имена членов аэроклуба. Благодаря встречи с Андреевой Верой Дмитриевной, сестрой братьев Пономаревых (бывших курсантов Павловского аэроклуба) был дополнен имеющийся материал и обогащён новыми сведениями о дальнейшей судьбе  братьев.  Она поделилась с  нашими воспитанниками своими воспоминаниями  о Великой Отечественной войне, передала военные фотографии в музей аэроклуба.

- «Летопись событий наших дней» - творческий проект, оформленный в виде альбома, в котором собраны фотографии наших воспитанников, активно участвующих в акциях, экскурсиях, парадах и других мероприятиях.

- «Аллея аэроклубовцев», в результате которого воспитанниками  были высажены на территории детского дома  каштаны, на которых имеются таблички с именами героев-аэроклубовцев.                                                        4

По итогам исследовательской, поисковой деятельности вместе с воспитанниками оформляем  информационные стенды. Такие как:

 - «Так служат наши ребята», на котором собраны фотографии выпускников детского дома, отслуживших в рядах Российской армии или обучавшихся в военных училищах.

- "За мирное небо", посвященный жизни и деятельности военного летчика Шарманкина Н. А. и др.  

Осуществляется организация тематических мероприятий и вечеров: проведение в музее уроков мужества и уроков мира, дней памяти; лекций, экскурсий по музею, вечеров фронтовой песни, которые являются наиболее запоминаемыми событиями   и несут большой воспитательный потенциал. Проведены литературно-музыкальные композиции: «Нам дороги эти позабыть нельзя!», «Девушки и война»; воспитательные занятия «Валерий Чкалов – человек легенда», "Чтобы помнили" и др.; урок мужества "Встреча прошлого и настоящего".

В работе с воспитанниками мы используем такие формы работы как: экскурсии, где сами воспитанники являются экскурсоводами; театрализованные представления, где образы героев войны и летчиков исполняют сами  ребята; встречи с интересными людьми.

Ребята с интересом участвуют в создании сценариев, подготовке  материалов и костюмов, музыкального сопровождения,  проявляют творчество и инициативу.

На торжественные мероприятия мы приглашаем гостей, ветеранов, тружеников тыла. Встречи с  ветеранами трогательны и очень интересны не только детям,  но и взрослым. Их рассказы об аэроклубе, о летных училищах, о войне можно слушать часами. Мальчишки задают много вопросов. Их интересует все, что связано с их наградами, техникой. Эти встречи и мероприятия помогают формировать у подрастающего поколения уважение к старшим, сохранить историческую преемственность поколений. В гостях были ветераны Великой Отечественной войны Сорокин Н. И, Егоров М. Р5

Были организованы встречи с подполковником авиации в отставке, журналистом Школьниковым Александром Ивановичем, который рассказал воспитанникам много интересного о летчиках, полетах, авиатехнике.  

О современном вооружении, службе в армии, новинках армейской техники  узнали воспитанники  на встречах с представителем ДОСААФ Мугелем С. В, который провел интересные экскурсии и мероприятия  в НОУ ДПО Центре военно-патриотического воспитания и подготовки  граждан к военной службе ДОСААФ России.

Наши воспитанники являются участниками ежегодной встречи поколений "Патриоты России" в г. Богородск, где участвуют в соревнованиях, смотрят большой праздничный концерт и показательные выступления курсантов  кадетских корпусов , парашютистов.

Ежегодно организуются посещения воинских частей: р. п. Саваслейка г. Выкса, "Сормовская бригада" г. Н. Новгород, " Шумиловская бригада" Богородский р-он,  д. Шумилово,  где ребята могли вблизи посмотреть современную военную технику: самолеты, машины, оружие; самостоятельно сделать выстрелы из оружия и увидеть воочию, как несут службу молодые солдаты.

Встреча с курсантами Кадетского корпуса им И. В. Гурова из Н. Новгорода, которые посетили наш детский дом и пробыли в нем несколько дней, была запоминающейся. Мы увидели показательное выступление кадетов, презентацию о жизни и службе в кадетском училище. Воспитанники  детского дома сами активно  участвовали  в разборке и сборке боевых автоматов.

После каждого интересного мероприятия или экскурсии ребята самостоятельно оформляют  альбомы, плакаты, которыми активно пополняется наш музей.

В детском доме проводятся различные  акции, направленные на воспитание  нашего молодого поколения  в духе патриотизма, сохранении6 памяти о славных подвигах во время Великой Отечественной войны, а также  направленные на заботу и помощь ветеранам и участникам тыла.

Активисты  детского дома ежегодно проводят молодежную акцию  "Никто не забыт, ничто не забыто" по благоустройству  мемориалов и памятников воинам, погибшим в годы гражданской, Великой Отечественной войны и мест захоронения  ветеранов войны и педагогического труда.

Участвуя в ежегодной экологической акции «Экскурсия к памятнику летчику-герою П. И. Шавурину», воспитанники организуют наведение порядка в сквере, где установлен этот памятник.

Кроме того, воспитанники участвуют в акциях "Милосердие", "Дарите людям доброту", где имеют возможность не только поздравить людей старшего поколения, но и выразить им свою признательность и сделать так, чтобы они могли почувствовать их заботу и внимание.

Цель проведения подобных акций - сформировать активную жизненную позицию  посредством оказания посильной помощи пожилым людям, инвалидам и дошкольникам детского дома. Такие акции имеют огромное воспитательное значение. Ведь начинать нужно с малого – с доброго слова, с посаженого дерева, с помощи нуждающемуся. Человек, осознавший и принявший это как некую моральную установку, никогда не будет равнодушным. Он будет стремиться к лучшему не только для себя, но и для всего общества. Именно в этом заключается потенциал краеведения как средства формирования гражданской активности школьника.

                                               Литература

1. Деев, А. Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования // А. Л. Деев// Изд. Дом «Академия Естествознание» Москва – 2005. – № 4. – С. 35-35;

2. Смекалова, Е. М. Школа лидерства. Методические рекомендации // Е.М.Смекалова // Изд. Творческий центр. Москва – 2006. – С. 20 – 23.  7

   3. Абросимова, К. А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» // Сборники конференций НИЦ Социосфера // К. А. Абросимова.// Тольятин. госуд. университет  - 2014. - № 5. - С. 42-43.

                                                                                                                                                          8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Песочная терапия как эффективное средство формирования познавательной активности младшего школьника c ОВЗ

В данном разделе представлен доклад на тему песочной терапии и ее возможного применения для формирования познавательной активности школьника....

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Проектный метод как средство формирования гражданской идентичности в период дошкольного детства

Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности осознаётся основной миссией образования в современном обществе и закладывает основу для...

СТАТЬЯ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОУ"

В статье представлены элементы физического воспитания как средство формирования гражданской позиции личности и патриотического воспитания в системе ДОУ...