«Как детям старшего дошкольного возраста вести себя в природе».
проект (старшая группа)

Татьяна Сергеевна Донская

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Как детям старшего дошкольного

возраста вести себя в природе»

ВВЕДЕНИЕ

Многие тысячелетия живет на Земле человек, и все это время он пользуется благами природы – полезными ископаемыми, биоресурсами, водными богатствами. В начале своего существования человек был приспособленцем, а теперь он превратился в жадного потребителя. Это привело к сложной экологической ситуации.

Современный экологический кризис обусловлен не только достижениями научно – технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанный с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Природа терпеливо ждет прозрения человечества. Она дает нам шанс восстановить гармонию между человеком и окружающей средой – это уникальная возможность продолжение цивилизации. Мы обязаны познать правила поведения в природе и принять личное участие в решении посильных нам проблем.

Во время изучения темы по экологическому воспитанию «Как детям старшего дошкольного возраста вести себя в природе». Я выяснила, что большинство детей старшего дошкольного возраста не знают, как вести себя в природе, а если и знают, то не все правила, а перечисляют только 3-4. Мне стало это интересно, и мы вместе с родителями сообща решили изучить эту проблему подробнее.

Актуальность

Бережное отношение к природе, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с детей старшего дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания. 

Цель: Как детям старшего дошкольного возраста вести себя в природе.

Чтобы добиться поставленной мною цели я поставила перед собой следующие задачи:

Образовательная:

  • Изучить с детьми старшего дошкольного возраста правила поведения в природе.
  • Провести анкетирование с родителями по соблюдению правил в природе.
  • Провести с детьми старшего дошкольного возраста занятие совместно с презентацией «Как детям старшего дошкольного возраста вести себя в природе».
  • Создание буклета: «История о дереве и человеке».

Воспитательная:

  • Воспитывать привычку заботиться о природе;
  • воспитывать сознательное и бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувства привязанности и любви к окружающему миру;
  • Воспитывать чувства бережного отношения к природе и своему здоровью.

Развивающая:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать речь в беседе, логическое мышление.
  • развивать лексико-грамматический строй речи: составление слов-признаков.

Гипотеза.

Нужно изучить правила поведения в природе, потому что есть потребность в этом. Если есть правила поведения в природе, то их надо соблюдать.

Объект исследования: природа.

Предмет исследования: правила поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.

Вид проекта: информационно-творческий.

Проблема: выяснить, как нужно вести детям старшего дошкольного возраста в природе.

Участники: Воспитатель, дети 5-6 лет, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Бережное, заботливое отношение к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для детей старшего дошкольного возраста.
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
  • Элементарные экологические знания, соблюдение правил поведения в природе.
  • Взаимосвязь в природе, бережное отношение ко всему живому, животным, птицам, насекомым, деревьям.
  • Проявление интереса к явлениям и объектам природы.
  • Умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Правила поведения в лесу и на природе

«В лесных делах не может быть равнодушия.

Народу нашему вечно жить на этой земле!»

Леонид Леонов.

Нетронутая природа – это наше национальное достояние, не менее ценное, чем бессмертные творения искусства, хранимые в музеях. И мы должны сберечь первозданную природу от любого воздействия.

Правила поведения на природе обязан знать и соблюдать каждый ребёнок, чтобы не нанести вред окружающей среде.

«Правила поведения на природе» - это предписание, устанавливающее порядок образа действий на местах вне города (лес, поляна и т.д.).

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников;
  2. Не рви в лесу, на лугу цветов;
  3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;
  4. Не разоряй муравейники;
  5. Не лови диких животных и не уноси их домой;
  6. Не разоряй птичьи гнезда;
  7. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву;
  8. Не шуми в лесу;
  9. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки мусора;
  10. Не разжигай в лесу костёр.

Оказывается, все правила легко запомнить и легко их соблюдать. И чтобы детям старшего дошкольного возраста легко было запомнить правила поведения в лесу и на природе, я провела с ними занятие «Как вести себя в природе».

Анкета "Я и природа"

Порядок работы. Прочтите вопрос в анкете и выберите один из трех ответов "Да", "Нет", "Возможно" и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Поставьте 2 балла, если Ваш ответ - "Да", 0 баллов, если Ваш ответ - "Нет", 1 балл, если Ваш ответ -"Возможно". Полученные баллы в конце работы сложите и посчитайте сколько вы набрали баллов. Сравните результат с приведенными ниже оценками и ознакомьтесь с советами.

  1. Бережно ли Вы относитесь к природе? _________
  2. Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

___________

  1. Как вы считаете бережное отношение к природе надо прививать с младшего возраста? ______________
  2. Нужно ли кидать бумагу на землю, если в результате она все равно сгниет? _____________
  3. Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую природу? _________
  4. Участвуете ли Вы в субботниках? ______________
  5. Вмешиваетесь ли Вы если видите, что кто-либо наносит вред природе (ломает ветки, рубит ствол, кидает дротики в ствол дерева)? __________
  6. Часто ли Вы отдыхаете на природе? _________________
  7. Приходилось ли Вам работать с природным материалом? ____________
  8. Входили ли Вы летом в эко группу "Юный следопыт" _______________
  9. Отпускали ли Вы в реку обратно пойманную мелкую рыбу? ___________
  10. Рисовали ли Вы когда-нибудь пейзаж на уроках ИЗО или в свободное время? ______________
  11. Нравятся ли Вам фотографии пейзажа, музыкальных композиций о природе? ______________
  12. Писали ли Вы когда-нибудь стихотворения о природе собственного сочинения? _______________
  13. Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? _________

Спасибо за участие в анкете.

Результаты и советы:

От 30 до 20 - Ваше отношение к природе правильное. Вы внимательны не только к природе, но и окружающей вас среде. Вы активно выступаете в защиту окружающей среды.

От 19 до 10 - Ваше отношение к природе мало активно. Вам необходимо больше уделять внимание окружающей Вас природе. Вам необходимо интересоваться больше произведениями искусства о природе и окружающей вас среде. Быть активистом летних детских эко групп "Юный следопыт" и другое.

От 9 до 0 - Вы эгоистичны по отношению к природе. А также нет связи с ней, даже через музыку, литературу и другие направления. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к окружающему Вас миру и природе в целом.

Родителям была представлена вот такая анкета. Каждый из родителей показали свои знания. Так как нет сканера, я не могу вам представить данные ответы родителей.

Конспект занятия

«Как детям старшего дошкольного возраста

вести себя в природе».

Цель:

Научить детей, как нужно правильно вести себя в природе. Знать правила этикета в природе.

Задачи:

Усовершенствовать и закрепить знания поведения в природе.

Учить детей старшего дошкольного возраста оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Развивать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с изображением ситуаций в природе, презентация.

Ход занятия:

Ребята, наше занятие я хотела бы начать с таких слов:

«Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател».

Мы часто ходим в гости к природе, чтобы полюбоваться ее красотой, насладиться свежим, душистым воздухом, услышать пение птиц, набрать в лукошко лесных ягод, грибов, орехов. Но мы не должны забывать, что мы – в гостях. Мы в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Что же это за правила?

Воспитатель: И чтобы нам начать с вами занятие, предлагаю друг друга по приветствовать:

 «Доброе утро!»

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы с вами и по приветствовали друг друга.

Сейчас ребята, мы с вами поделимся на 2 команды. Первая команда называется «Деревья», вторая команда «Лесные жители». Каждой команде раздам карточки с изображениями ответов: что можно делать, а что нет.

Я вам буду задавать вопросы, а вы мне должны будете показать правильный ответ карточкой.

Ну что, начнём?

Дети: Да.

Воспитатель:

  1. Ребята, мы пошли с вами в лес в поход. Нам нужно поставить палатку, и чтобы хорошо было спать нам нужно набрать лапника (ветви ели). Можно ли ломать ветви (лапы) с ели деревьев? Ваш правильный ответ?
  2. Ребята, чтобы нам было тепло ночью и не остаться голодными, предлагаю развести костёр. Вот, у нас уже есть кострище, или мы сделаем костёр в другом месте около дерева? Ваши действия?
  3. Если вы увидели в кустах гнездо птиц, в котором лежало несколько яиц. Можно ли брать яйцо из гнезда, а потом положить его на место? Ответ?
  4. Ребята, мы пошли с вами посмотреть окрестности леса, и вдруг увидели, что на тропинке лежит маленький птенчик, он выпал с гнезда. Посмотрели, что рядом не видна не где гнезда. Мы возьмём его с собой или оставим на месте, но только не на тропинке? Ваши действия?
  5. Ребята, если из вас кто-то неожиданно поймает бельчонка. Можно ли из леса уносить лесных жителей домой? Ваш ответ?
  6. Ребята, мы с вами вышли на полянку. Там столько было разных цветочков, и над ними кружили бабочки. Такая была красота. Когда мы вернулись обратно, то Дима показал пойманную бабочку, и сказал, что это его трофей. Правильно ли сделал Дима? Ваш ответ?
  7. Гуляя по лесу со щенком и, вы вдруг заметили, что его нет рядом. Вы его звали, кричали, но щенок так и не отозвался. Щенка надо найти обязательно, или его можно оставить в лесу? Ваши действия?

Теперь ребята, предлагаю вам не много отвлечься и разомнуться.

Физминутка: «Весело в лесу».

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?

(Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно?

(Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

(Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?

(Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

(Бег на месте.)

Вот голодная лиса

(Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса.

(Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает,

(Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает.

(Дети садятся за столы.)

  1. Когда вы прогуливались по лесу, а вокруг была такая тишина, что вам даже стала скучно. И вы взяли включили на телефоне музыку на всю громкость. Можно ли в лесу включать громко музыку? Ваш ответ?
  2. Ребята, неожиданно вы увидели, что растут цветы. Вы захотели нарвать девочкам букеты, девочки свои мамам, но вы знали, что эти цветы занесены в «Красную книгу». Вы будете рвать именно эти цветы? Ответ?
  3. Отдохнувшись на природе, ребята вырыли яму под кустом, и сложили в неё весь мусор. Правильно ли сделали ребята? Ответ.
  4. Скажите пожалуйста, можно ли в водоёмы бросать жестяные банки или любой другой мусор? Ответ?
  5. Ребята, после отдыха на природе, можно ли сжигать мусор (пакеты, пластмассовые стаканчики, бутылки из-под газировки) на костре? Ваши ответы?
  6. После ужина у вас осталась еда, вы все наелись и сказали, что больше кушать не будете. Не знали куда еду деть, и взяли бросили её в костёр. Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? Что будете делать вы?
  7. 14. Отдохнув на природе, Андрей предложить сделать на дереве надрез: «Здесь были мы». Правильно ли сказал Андрей, предложив вам это сделать? Ваш ответ?

Воспитатель: Вот так ребята, такими вопросами узнали ещё и другие правила поведения в лесу. Теперь, предлагаю по размять вам пальчики:

Пальчиковая гимнастика: «Деревья».

Друг от друга деревья росли далеко,

(фигурка «деревья» обеими кистями)

Человеку пройти этот путь нелегко,

(фигурка «человечек»)

Только корни деревьев однажды сплелись,

(фигурка «корни деревьев»)

Будто дерева два навсегда обнялись.

(фигурка «деревья» обеими кистями).

Воспитатель: Ну что ребята, хочу вам сказать большое спасибо, вы у меня такие молодцы. У нас сегодня нет проигравших, вы все победители, и победила «Дружба».

Итог занятия. Скажите пожалуйста, про что мы сегодня с вами разговаривали? Какие для вас открылись новые правила поведения в лесу? Что вам больше всего понравилось? Правильно ли поступали дети на природе? Какие вы заметили ошибки детей? Скажите, легко ли отвечать на вопрос картинками?

Буклет: «История о дереве и человеке».

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буклет изготовлен по материалам сайта:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/386698-konsultacija-dlja-roditelej-chelovek-chast-pr

https://yandex.ru/images/?win=321

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №2»

 

 

 

История о дереве и человеке.

 

 

 

(для родителей старшей группы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель

Старшей группы

Донская Татьяна Сергеевна

 

 

 

п. Бохан, 2022г

 

 

 

1

«История о дереве и человеке».

Жило было дерево. Росло оно, росло. Много зим прошло с момента его появления из земли. Дерево стало большим, ветви его закрывали значительный кусок неба. Но однажды дерево поняло, что ему-ей не хватает друга, скорее даже питомца. Другие деревья были отличными собеседниками и надежными друзьями. Они часто ходили к друг другу в гости, но этому дереву нужно было нечто другое. Ему хотелось, чтобы его кто-нибудь радостно встречал перед порогом, кому можно было кинуть объедки со стола, с кем можно было поиграть перед сном ласково роняя листья. И вот дерево завело человека. Человек поселился на самую толстую ветку. Дерево давала ему свои плоды, ночью оберегала от холода, закрыв листьями проход  холодным ветрам, а человек любил и уважал дерево.
Вскоре другие деревья так же захотели завести себе питомца, они вырастили себе своих людей.
Деревья ухаживали за людьми и учили их разным трюкам. Постепенно люди начали проявлять признаки разума и из питомцев превратились в самостоятельное племя. Но они не забыли своих благодетелей. Они почитали деревья и оберегали их. Такова история появления людей.
К сожалению чем дальше развивался человек, тем больше он забывал о своих "корнях" и о том кому он обязан своим появлением на свет. Человек перестал уважать дерево. Но деревья по-прежнему любят своих питомцев и верят, что человек вспомнит...

 

2

«Человек часть природы»

Уважаемые родители, дошкольное детство – важный период в жизни каждого ребенка. В этот период у ребенка, закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение его к окружающему миру, природе. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и это должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается с раннего возраста. Прежде всего, необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

 

«О чем говорят цветы и деревья»

Во время прогулки в лесу предложите ребенку представить себя деревьями и подумать о том, что говорят и думают деревья и другие жители леса; о чем говорят две птички на ветке дерева и т. д.

 

 

3

«Учите детей знать и любить лес»

Что такое «зеленый друг»? Что знают наши дети о «зеленом друге»?

Лес – это не только множество деревьев.

Лес – это дом и сказочно богатая столовая для всех ее живых обитателей: это грибные поляны и душистая земляника. И только незнающим людям кажется, что в лесу нет ничего интересного. Несметные сокровища растений таит в себе лес. А все ли мы знаем эти растения? Конечно, нет. Свойства растений чудесны и разнообразны. Умение любить природу не приходит само.

Взрослые должны дать детям знания о ней, научить детей узнавать растения, оберегать их. Для этого следует чаще совершать прогулки в природу, проводить наблюдения за ней.

 

 

 

 

Картинке к игре: «Как вести себя в природе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном проекте рассматривается вопрос о правилах поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.

Красотой природы, которая нас окружает, можно восхищаться бесконечно, однако, сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.

Исходя из информации, и в ходе работы над проектом, мы с детьми и родителями составили «Правила поведения в лесу и на природе», мною с детьми проведено занятие «Как вести себя в природе» Таким образом, цель проекта достигнута, и мы теперь знаем, что каждый из нас может сделать полезного для природы и как ей не навредить.

Если бы каждый человек на нашей планете дружил со всем тем, что его окружает и соблюдал правила дружбы с природой, то наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле, которых мы, к сожалению, уже не можем увидеть.

Человек – самое разумное существо на планете Земля. Он строит корабли, осваивает Луну, готовится полететь на Марс, однако нельзя забывать о том, что только в содружестве с природой человек сохранит планету Земля для будущих потомков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с.
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – Москва, 2004.
  3. Молодова Л. П., Игровое экологическое занятие с детьми: Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Ме.: «Асар» - 1996. – 128 с.
  4. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми старшей группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995 – 160 с.
  5. Порхунова В. В. Планирование эколога – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с.
  6. Посылкина Р. Ю., Николаева Л. И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Н. Новгород, 2002. – 89 с.
  7. Рыньков В. В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Методическое пособие для руководителей и воспитателей детских садов. – Н. Новгород, 1994.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Природа- наш дом родной"

Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облак...

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»

Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности,  в частности – к экспериментированию....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Линия в природе и линия в музыке»

Занятие направлено на развитие способности находить общее в музыке и природе, трансформировать впечатления реального мира. Творчество проявляется в певческой и музыкально- двигательной деятельности. Д...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в природе. Свойства воды»

Ознакомление детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с  различными явлениями (дождь, снег,  лед, пар, роса, туман и т. д.) с водоемами в окружающей среде; свойствами воды; приви...

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....

Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы.

Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы.                             ...

КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста (о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)

КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста(о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)...