Познавательно-исследовательский проект в старшей группе
проект (средняя группа)

Акимова Елена Александровна

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе

« Мы - юные исследователи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Газовичок» г. Надыма»

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе

« Мы - юные исследователи»

Подготовила воспитатель Акимова Е.А.

Январь 2024

.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Тип проекта: познавательно-исследовательский,

Сроки реализации проекта: 1 неделя (7.02.2022 – 11.02.2022)

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность:

Воздух и вода – это волшебники, которые способны совершать много чудес. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом и водой везде. Но научиться самостоятельно, изучать их свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде и воздухе, их признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить.

Проблема. В ходе общения с детьми мы выяснили, что у них недостаточно знаний о свойствах воздуха и воды. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Каково значение воздуха? А сколько секретов таит в себе вода! Такие вопросы возникли у детей во время беседы. Поэтому, путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты.

Цель:

Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные:

- формировать первичные представления об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира

- закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

- обогащать и активизировать словарный запас детей

Развивающие:

- развивать у детей познавательные способности;

- развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие выводы и обобщения.

- развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать;

- развивать творчество в художественно-продуктивной деятельности;

-развивать мелкую моторику в процессе исследовательских действий

- развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов и формировать опыт выполнения правил техники безопасности.

- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Воспитательные:

- содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;

- вовлекать родителей в жизнедеятельность группы в области познавательного развития;

- установить доверительные и партнерские отношения с родителями;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Этапы реализации проекта.

I этап - подготовительный.

• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

• Подбор художественной литературы по теме;

• Разработка плана реализации проекта;

- Разработка циклов НОД

• Составление картотеки опытов

• Оформление консультаций рекомендаций

• Взаимодействие с семьей: сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта в домашних условиях

II этап – основной

- Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

- Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

III этап – заключительный

- Презентация проекта

- Фотоотчёт «Мы – юные исследователи»

- Создание картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

- Выставка рисунков «Нетрадиционная техника рисования. Рисование морозных узоров свечой»

- Консультация « Создание условий для экспериментирования детей дома».

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает

У дошкольников:

- Обогащение знаний, представлений об окружающем мире у дошкольников;

- Создание центра экспериментально-поисковой деятельности в группе;

- Появление у воспитанников устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

У родителей:

- Повышение педагогической компетентности родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка,

- появление новых общих интересов детей и родителей.

- повышение вовлеченности родителей в воспитательно –образовательный процесс.

У педагога:

- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Перспективный план проекта

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Совместная деятельность: воспитатель, родители, дети.

Беседы :

- «Поговорим о воде»

- «Кто такие исследователи»

- « Свойства воздуха»

- «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

- «Чистый воздух»;

- «Для чего нужен воздух и кому»,

Опытно-экспериментальная деятельность детей

- «Задержка воздуха»

- «Поймай воздух»

- «Увидим воздух»

- «Можно ли воздух почувствовать?»

- «Что в пакете?»

- «Воздух повсюду»

- «Цветные льдинки»

- «Вода - это жидкость?»

- «Вода не имеет вкуса»

- «Вода может нагреваться, может быть тёплой , горячей»

- «Превращение воды в пар»

- «Круговорот воды в природе»

- Пополнять объем знаний по темам: «Свойства и состояния воды», «Свойства воздуха»

- Развивать любознательность, расширять кругозор.

- Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.

Познавательное развитие

Трудовая деятельность:

- Полив и рыхление комнатных растений

Настольно-печатные игры

- Лото «Растения, животные»

- «Зоологическое лото»

Дидактические игры

- «Воздух, земля, вода»

Работа с родителями:

- Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

- Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях

- Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться)

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

-Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Чтение художественной литературы

- «Путешествие Капельки» (круговорот воды)

- «Как люди речку обидели»

-«Где живёт воздух»

- Стихи, загадки о явлениях природы (снег, град, иней, дождь и т.д.)

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).

- Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

ОД рисование «Морозные узоры»

ОД рисование «Удивительный воздух»

- Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию.

- Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Физкультминутки

«Ветер дует нам в лицо»

«Здравствуй вольный ветерок»

Дыхательная гимнастика

«Насосик» (методика Стрельниковой)

«Ветер-ветерок» Совместная деятельность:

П/И «Мы –капельки»

- Развивать общую и мелкую моторику;

-Совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Газовичок» г. Надым»

ОД по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционной техники рисования «фотокопия» в старшей группе «Морозные узоры».

Разработала воспитатель Акимова Е.А.

Январь 2024г.

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «фотокопией» - рисование свечой. Задачи:

 Обучающие:

 *Учить детей рисовать морозные узоры на окнах при помощи нетрадиционной техники.

*Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую зимнему настроению.

Развивающие:

 *С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

 *Развивать воображение, творчество, чувство композиции.

 *Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательные:

 *Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, творческие способности.

 *Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

*Воспитать чуткость к восприятию красоты окружающего мира. *Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Материалы и оборудование: альбомный лист, свеча, акварельные краски, кисти, стаканчики-непроливайки, иллюстрации «Морозные узоры» разрезные картинки с изображением зимних пейзажей.

 Ход ОД

 Воспитатель: Ребята, сегодня утром на окне я обнаружила вот этот конверт. Кто-то, наверно, нам прислал письмо. Давайте посмотрим, что в нем и подумаем, от кого он может быть (в конверте лежат разрезные картинки). Давайте соберём картинки и узнаем тему нашего занятия. Подойдите и возьмите по одному фрагменту. (Для игры предлагаются фотоиллюстрации

с изображением зимней природы.) Посмотрите внимательно, какое время года изображено на картинках? (Зима) Воспитатель: Правильно. А кто зиме верный помощник? (Мороз). Правильно. Прошли новогодние праздники, но чудеса не закончились. И сегодня мы сами поучимся у Мороза создавать зимние узоры. (Воспитатель открывает мольберт, на котором висят изображения окон с морозными узорами). Какие красивые! Расписные! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал. Что же можно увидеть на окне в морозном узоре? (ответы детей). Воспитатель: А кто из вас знает, как ему это удается? Дети: Дует на стекла холодом; по волшебству; бросает на окна снежки, и они приклеиваются к окошку. Воспитатель: На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы нарастают друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Получается такая красота, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Кстати, в Германии морозные узоры на стекле так и называют – «ледяные цветы». Узоры бывают разные: одни образуются в нижней части окна, другие – в виде узких полосок инея, которые будут являться стеблем растения. Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры. И если рассматривать несколько окон, то вы не найдете одинаковые узоры, каждый узор имеет свой рисунок, он неповторим и по-своему чудесен.

- Ребята, я думаю, что и у нас с вами получится нарисовать узоры не хуже, чем у самого Мороза. Для этого я вас сейчас познакомлю со способом рисования, который называется «фотокопия». Воспитатель демонстрирует способ рисования данным способом. Я вам предлагаю взять в руки кусочек свечи и провести им по листу бумаги. Оставляет ли свеча видимый след? (Нет). А теперь покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? (Под краской стали видны линии, которые мы рисовали свечой). - Линии, сделанные свечой, не окрасились, так как свечка состоит из воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Теперь давайте с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи. Для начала необходимо продумать будущий узор. Рисовать начинаем с верхней части, спускаясь вниз, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга. Готовый рисунок необходимо покрыть акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз. Воспитатель: Перед тем, как приступить к работе, приготовим свои пальчики. Пальчиковая гимнастика А сейчас я предлагаю нарисовать свои узоры на окнах. Дети приступают к работе. Воспитатель по необходимости им помогает. Все готовые работы воспитатель вместе с детьми рассматривают. Воспитатель: Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? (фотокопия). Посмотрите, какие у вас получились узоры. Молодцы, дети! Всё ли вам понравилось, ребята? А что вам понравилось больше всего? Что вам, ребята, показалось самым трудным? Как вы справились с работой, как вы считаете? (Ответы детей).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Газовичок» г. Надым»

ОД в старшей группе

«Удивительный воздух»

(эксперименты с воздухом)

Разработала воспитатель Акимова Е.А.

Январь 2024

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

3. Расширять словарный запас детей.

4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой - кляксографией

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Методы и приемы: Словесный, наглядный: показ иллюстраций, показ способа действия; практический: опыты и эксперименты.

Оборудование и материалы:

Целлофановые пакеты на каждого ребенка, палочки на каждого, стаканы с водой на каждого ребенка, трубочки на каждого, апельсин, лук, чеснок, яблоко, свежий огурец, мыльные пузыри, музыкальные инструменты, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка,

Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.

Ход ОД

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО! (Дети садятся полукругом на стульчики)

Воспитатель: Ребята, посмотрите что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!

(Из-за двери раздаётся голос)

Воздушный человечек: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит?

(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

Воспитатель: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе. Воздушный человечек: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.

Воздушный человечек: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек: Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель: А хотите узнать, что такое воздух? (Да)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

1. Эксперимент «задержка воздуха»

Цель: выяснить , нужен ли воздух человеку?

Воспитатель: давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться). Чего вам не хватало (Воздуха) Дети, можем мы долго находиться без воздуха? (нет)

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

2. Эксперимент «поймай воздух»

Цель: Определить свойства воздуха Оборудование: целлофановые пакеты

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

-Дети, мы видим, что воздух в пакете?

Вывод: воздух бесцветный.

3. Эксперимент «Увидим воздух»

Цель: Определить свойства воздуха

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

4. Эксперимент «Узнай по запаху»

Цель: Определить свойства воздуха

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Вывод: Воздух переносит запахи

5. Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать?

Цель: Определить, можно ли почувствовать воздух

Оборудование: целлофановые пакеты , тонкая палочка

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).

Вывод: воздух можно почувствовать.

6. Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри») Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)

- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)

Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

7. Эксперимент «слышим звуки с помощью воздуха»

Цель: Определить, можно ли слышать воздух

Воспитатель: Возьмите свисток и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук) .

Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, инструменты звучат по разному.)

Воспитатель: А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «л», «м», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Воспитатель: А какие в природе мы слышим звуки, которые переносит воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят.

Хотите устроить ветер?

Воспитатель: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами, помахать сначала на себя, потом друг на друга)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель: : Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать окно, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек?

Воздушный человечек: Ребята, давайте проверим, правильно ли я все понял?

Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

С помощью воздуха можно услышат звуки.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха.

Ветер – это движение воздуха.

Воздушный человечек: Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом. Это цветочек из воздушных шариков!

Дети: Спасибо!

Экспериментальная деятельность

«Круговорот воды в природе»

Цель:

1 Объяснить смысл слова «круговорот».

2 Выяснить причины, при которых происходит круговорот воды в природе.

3 Нарисовать схему круговорота воды в природе.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды.

Развивающие: Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, обогащать словарь.

Познакомить детей с разными состояниями воды – жидким и газообразным.

Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное отношение к миру.

Воспитательные: Воспитать любовь и бережное отношение к природе; вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

Оборудование: пакет на застежке; цветные маркеры; горячая вода, чайник, стекло.

Ход ОД

Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо от мамы Тучки, она потеряла своих деток – капитошек, они ушли гулять и еще не вернулись. Мама Тучка просит нас помочь найти ее капитошек. Мы поможем?

У нас есть подсказка, капитошки любят видоизменяться. Давайте угадаем в кого они могут превратиться.

Загадки:

На дворе переполох: с неба сыпется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост —как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, куда пошли гулять капитошки? Приглашаю вас в клуб «Юный исследователь». Согласны? Ответы детей.

Воспитатель: Тогда переходим в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям воды и ее свойств. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость?».

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Вывод детей: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Она не имеет собственной формы, а занимает то пространство, которое ей дают.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».

Опыт № 3 «Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, бытовые электроприборы.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрический чайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

(Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло). Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Опыт №4 "Круговорот воды в природе"

Подогреем воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения.

Заливаем подогретую воду в пакет и застегиваем его.

Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат.

Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз. Это стадия возвращения воды обратно в море.

Воспитатель: Вот так происходит и в природе, каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды

набирается много, они становятся слишком тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда – снежинки – и падают на землю в виде снега.

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. (Свой рассказ воспитатель иллюстрирует с помощью схемы круговорота воды.)

Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем, что капитошки скоро вернуться в виде пара к маме тучки.

Вывод: Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны. Благодаря такому простому наглядному эксперименту с водой ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.

Эксперимент «Цветные льдинки»

Цель: познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии.

Задачи:

• развивать умение наблюдать за объектом некоторое время;

• совершенствовать мыслительные процессы;

• развитие мелкой моторики.

• развивать интерес к экспериментальной деятельности;

Оборудование: Стаканчики, краска, кисточка, веревочки.

Ход эксперимента:

Подготовительная часть:

Детям предлагается понаблюдать за погодой: на улице холодно, за окном зима, кругом все белым бело – лежит снег не только на дорожках, но и на деревьях, на крышах висят сосульки. Детям предлагается провести эксперимент и самим сделать сосульки, но не простые, а разноцветные.

1 этап:

Дети сами выбирают цвета, которыми хотят раскрасить воду. С помощью воспитателя добавляют необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешивают при помощи палочки или ложечки жидкость до получения яркого окраса однородного цвета.

2 этап:

Цветной водой заполняются заранее приготовленные формочки. В воду до середины погружаются небольшие веревочки, оставшаяся часть которых необходима для создания крепления цветной сосульки на ветку дерева.

3 этап:

Формочки с цветной водой аккуратно составляются, они остаются на улице для полного замерзания воды.

4 этап:

Когда вода превратиться в лед, дети с помощью воспитателя осторожно вынимают замерзшие льдинки из формочек, после на участке развешиваются на ветки деревьев полученные ледяные игрушки.

Полученные льдинки также можно использовать и в других целях: выложить на снегу картину, построить домик, кораблик, крепость и т.д.

« Сказка о путешествии капельки воды»

Жила-была в одной лесной речке капелька воды. Она была обыкновенная, похожа как две капли воды на все остальные капельки. Речка очень любила свои капельки и всегда предупреждала о том, чтобы они двигались быстро, прятались за кусты и берега и старались меньше быть на солнышке. Однажды утром капелька проснулась в отличном настроении и вместе с другими капельками стала играть с берегом реки, то набегать волной на него, то скатываться с него. Выглянуло из-за облачка солнышко, направило свои лучи на землю и всем на земле стало тепло. Капелька нежилась в его лучах и мечтала о том, как бы ей подружиться с солнышком и полететь к нему в гости. Она забыла о том, о чем предупреждала речка, закрыла глаза и представляла, как она летит. Вдруг капельке стало очень жарко, она почувствовала, что с ней что-то происходит, словно ее тело стало легким и воздушным. Капельке стало страшно, и она открыла глаза. Каково же было ее удивление, когда над собой она увидела ослепительное солнце с палящими лучами. Ей расхотелось лететь к солнышку, и она решила спрятаться под бережок. Посмотрела по сторонам, посмотрела вниз, и поняла, что речка осталась далеко внизу. Если бы она могла плакать, то она бы заплакала, но в эту минуту она услышала чей-то крик. Посмотрела и увидела множество капелек, которые собрались в облачко и плывут в нем по небу. Изо всех сил устремилась она к ним, и была рада оказаться рядом с ними. Капелька успокоилась, теперь она была не одна и спокойно любовалась красотой природы с высоты. Она видела, как другие капельки летели к солнышку, и вместе со всеми звала их на свое облако. Их становилось все больше и больше, а облачко опускалось все ниже к земле. Теперь капелька видела поля, леса, цветы и травы, она слышала их легкий шепот. Вот вдалеке она увидела свою речку, и ей захотелось вернуться домой, но вдруг она услышала чей-то плач. Смотрит, а это цветок опустил свою голову, погибает от жары и просит пить. Капелька посмотрела еще раз в сторону речки и прыгнула вниз. Он погибнет без меня, думала капелька, пока летела к цветку. Другие капельки полетели за ней, они напоили цветок и он ожил. Капельки сидели в листиках цветка и любовались радугой, которая повисла над речкой. «Ты первый раз путешествуешь?»- спросила капельку соседка справа. «Да» - ответила капелька. «А мне нравиться путешествовать

завтра я снова полечу, я хочу облететь весь мир» - сказала соседка слева. Как интересно, подумала капелька, путешествовать по кругу это здорово! Когда я вернусь в свою речку, обязательно всем расскажу о своем путешествии.

«Сказка о добром Воздухе»

Жил-был на свете воздух. Любил он дружить с моей мамой, папой, бабушкой, дедушкой и моей маленькой сестрёнкой Ксюшей. С мамой работал он на огороде, с папой ходил на работу в милицию и помогал ловить преступников. С маленькой Ксюшей воздух спал на балконе, и ей так легко было дышать. Воздух приходил постоянно в наш садик Он играл с нами в различные игры: подвижные, строительные, сюжетно-ролевые, театрализованные. Помогал он в работе и нашей Светлане Валерьевне. Особенно хорошо было ей с воздухом тогда, когда мыла веранду на площадке. Воздух старался быть с ней всегда. Воспитательницы наши тоже не ругались с воздухом. Они проводили с ним различные опыты, мы помогали им. На площадке нам тоже было весело с воздухом. Мы с ним наблюдали за цветами, деревьями, лужами транспортом. Но он злился, когда из выхлопной трубы шёл ядовитый газ и убегал. Воздух очень хорошо дружил с деревьями, кустарниками, цветами, травой. Однажды дядя Вася у нас во дворе зажёг сухие листья и пошёл серый дым. Воздух испугался и спрятался в лесу. Деревья помогали воздуху, глотали дым своими зелёными листочками. Дети и взрослые закрывали рты и уходили домой, потому что без воздуха было очень плохо. Пожарники увидели дым и быстро приехали тушить. Они поругали дядя Васю и потушили костёр. Воздух обрадовался и вернулся обратно в город. Люди узнали, что вернулся к ним воздух, и настроение сразу стало хорошее. Вот и сказке конец, а кто дружит с воздухом, молодец.

Загадки про воздух

 Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.

 Ни есть, ни пить, ни говорить.

 И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)

 Он нам нужен, чтобы дышать,

 Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Есть бумага и дрова,

Ветки, хворост и трава,

Спички есть, но без меня

 Не разжечь тебе огня. Кто я? (Воздух.)

 Есть невидимка: в дом не просится,

 А прежде людей бежит торопится. (Воздух)

 Мы его не замечаем,

 Мы о нём не говорим.

 Просто мы его вдыхаем

 – Он ведь нам необходим… (Воздух)

 Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)

 Окружает нас всегда,

 Мы им дышим без труда.

 Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Он – прозрачный невидимка,

 Лёгкий и бесцветный газ.

 Невесомою косынкой он окутывает нас. (Воздух)

 Им дышат звери, птицы, люди,

 Без него мы огня не добудем,

 Без него нет жизни нигде

— Даже тем, кто живёт в воде... (Воздух)

 Рассыпался горох по сто дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (Воздух)

Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, и все же

 Без него мы жить не можем. (Воздух)

 Стихи про воздух.

Воздух — это-то, чем дышим.

 Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

 Улетает самолёт.

 Птица в воздухе летает.

 Разным воздух наш бывает,

 Воздух может быть прозрачным,

 Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

 А когда вокруг мороз,

 Щиплет больно он за нос.

 Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

 Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

Стихи про воду

Воду нужно уважать!

Воду нужно уважать —

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет —

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

На благо человеку

Вода работает на благо

Человечеству давно.

Очень мощные турбины

С водой, ребята, заодно.

А огромные машины

Током питают города.

ГЭС в движение приводит

Незаменимая вода.

Трудолюбивая вода

Вечерком нашей водице,

Нужно будет потрудиться.

Ванну станем принимать,

Ножки, ручки отмывать.

С мылом спинку мы потрем,

Грязь везде-везде найдем.

Нелегко воде бывает,

Но дело свое она знает!

Знаем точно, что водица

Грязь не признает на лицах.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать!

Окружает нас вода

Окружает нас вода

Везде и всегда.

Океаны, Антарктида

Стали очень знамениты.

В воздухе капель не видать,

Но есть вода в нем, надо знать!

Берегите воду

Вода — это то, что дает людям жизнь,

Водой дорожи, за сохранность борись!

Пусть будет чиста или очень грязна,

Какой ни была бы, полезна она.

В болоте, в грязи, где лягушки живут,

Вода грязна очень, для них там уют.

Для рыбок в реке и животных морских,

Вода всегда чистой должна быть для них.

А что в Антарктиде замерзла совсем,

И та, в виде льда, что знакома нам всем,

И эта вода ведь полезная тоже,

Она охлаждает, взбодрить быстро может.

Какую бы воду, друзья, не встречали,

Мы все за сохранность ее отвечаем.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Загадки о воде

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда, белы как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (облака)

Мы с ней очень-очень дружим,

Часто моемся под душем.

Она помогает нам чистыми стать,

Посуду помыть и белье постирать. (вода)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу. (вода)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох. (град)

Ледяной горох

Поскакал на порог.

Если землю покрыл —

Урожай погубил. (град)

Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.

Если жажда одолела, нужно выпить её срочно. (вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

Если б не было её,

Мама б не стирала,

Пол бы папа не помыл,

А кораблик не поплыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Земля на глобусе»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Познавательная исследовательская деятельность  для детей старшей группы (5-6 лет)на тему: «Земля на глобусе»...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы «Каменная сказка»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «ка...