Педагогическая находка "Кубик Блума"
методическая разработка

Рамазанова Райна Романовна

Мы знаем, что та среда, в которой находится ребенок, побуждает его к развитию воображению, дружескому взаимодействию со сверстниками способствует нормотворчеству и новым открытиям, помогает им каждый день попасть в новое приключение, общаться и помогать друг другу в преодолении препятствий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая находка34.07 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Без названия.jpg                 

                                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД «ЛАСТОЧКА»

368750,  с. Усухчай, Докузпаринский район , ул. Эмирсултанова , 32Б,

Тел +7 (989)-478-51-56   сайт:  dag-lastohka-2 tvoysadik.ru.

адрес электронной  почты: mkaou.ds-lastohka@yandex.ru


                          Моя педагогическая находка

                                       Тема: «Кубик Блума»

Подготовил  Рамазанова  Р.Р.


с. Усухчай 2024 год

Моя педагогическая находка
«Приемы Блума, как способ развития критического мышления у дошкольников»
Цель: раскрыть суть приемов развития критического мышления у дошкольников «Кубик Блума».
Задачи:
– раскрыть понятие «Таксономия педагогических целей Блума»,
– познакомить с приемами «Кубик Блума».

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами и возможностью поделиться своим опытом и познакомиться с опытом других педагогов.
Я воспитатель детского сада «Ласточка».Хочу начать с притчи.
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
– Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
– Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут им найти ответ. И тогда, те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут. Ведь очень часто именно вопросы намного интереснее ответов».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех.
В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях 21 века – четырех «К», которые предполагают развитие таких качеств современного человека, как: «критическое мышление», «креативность», «коммуникативные навыки», «командность».
Здесь может помочь модель обучения Блума, с которой я познакомилась и использую в своей практике. Модель Блума ориентирована на сферу познавательных функций и названа «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума».
Таксономия Блума — это система учебных целей, которые классифицированы по принципу «от простого к сложному». На практике она служит своеобразным навигатором: с её помощью педагогам удобно решать нужные задачи и инструменты оценивания под каждый этап обучения. Бенджамин Блум определил иерархию образовательных целей. Если смотреть на пирамиду снизу-вверх, цели идут в таком порядке: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка.
Сегодня вашему вниманию представляю свою педагогическую находку, один из приемов критического мышления, который называется Кубик Блума. Предложенная теория разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную.
Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Умею», «Творю». То есть ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания должен найти пути разрешения этой проблемы.
Данный прием подходит для детей дошкольного возраста, он вносит элемент игры в занятие, а это важно для дошкольника. Применяя этот прием, я увидела, что детям интересно, они быстро осваивают технику его использования. А мне, как воспитателю, использование приема Блума помогает развивать у детей навыки критического мышления и в активной занимательной форме строить совместную деятельность.
Правила использования кубика просты:
1. Формулируется тема.
2. Воспитатель или ребенок бросает кубик.
3. Выпавшая грань укажет какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани кубика не будут задействованы.
На основе Кубика Блума можно выстроить целое занятие, а можно использовать его как один из этапов.
Наиболее удобно применять этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Кубик «Блума» — это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу.
Используя «Кубик Блума», я заметила, что этот приём помогает сформировать не только элементы критического мышления, но и что не мало важно, позволяет систематизировать полученные знания.
Еще один пример развития критического мышления, прием «Ромашка «Блума».
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, 6 лепестков – 6 вопросов:
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля.
Уточняющие вопросы. Целью этих вопросов является предоставление ребенку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Объясняющие вопросы. Они направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, это практический вопрос.
Такие приемы помогают выявить уровень сформированности знаний, наметить индивидуальную работу. Приемы Блума я использую, как дидактическую игру, в которой закрепляются и систематизируются знания, развиваются коммуникативные навыки.
Так же эти приемы я использую при организации работы с родителями воспитанников, при взаимодействии с педагогами. Эти приемы позволяют обсудить проблему или предмет со всех сторон, сравнить, выделить отличительные признаки, найти пути решения, практическое применение.
Общение людей невозможно без вопросов. В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научиться анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, формулировать вопросы и находить на них ответы. Я считаю, что этот метод учит отвечать на вопросы, составлять их, помогает систематизировать знания, развивает навыки общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубик блума как прием педагогической инновационной технологии

кубик блума - это прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, ч...

кубик блума как прием педагогической инновационной технологии

Кубик Блума- это прием технологии критического мышления , разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" позволяет форм...

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

Представление опыта для творческой группы по организации психолого-педагогического сопровождения на тему "Формирование у дошкольников системы «мягких навыков» через инновационную технологию «Кубик Блума».

Кубик Блума является инновационной практикой в развитии критического мышления дошкольников и позволяет систематизировать полученные знания.Использование приема "Кубик Блума" только на первый...

«Кубик Блума» и «Круг Луллия» - педагогические инновационные технологии развития познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста.

Образовательная деятельность должна разрабатываться таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенны...

Презентация "Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи"

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

Критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.Цели современного образования, обозначенные в ФГОС...