Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
материал

Статья "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Аннотация

В данной статье рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. Актуальность исследования состоит в том, что дошкольный возраст является самым «игровым» периодом детства. Главная потребность ребенка-дошкольника заключается в адаптации в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого.

Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, игра, внимание, сверстники, взрослые

Дошкольный возраст — это этап, на котором социальное пространство отношений формируется через общение с близкими взрослыми, а также через игру и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольный возраст начинается со смены ведущей деятельности. Взрослые становятся ориентирами и образцами для подражания. Взаимоотношения моделируются в играх, развиваются общие и специфические компетенции детей.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) потребность во взрослом, характерная для раннего детства, сохраняется. Однако взрослые уже не являются "носителями" целевого мира, а задают нормы и правила поведения.

Дети осваивают различные способы взаимодействия с окружающими.

В исследованиях Мухиной [2], Л.А.Венгер [3], О.М. Дьяченко [4], Е.О. Смирновой [5], С.Г.Якобсона[6], Л.А.Парамоновой [7] и других, были отмечены следующие особенности детей младшего дошкольного возраста

К ним относятся:

-Интерес и желание вести здоровый образ жизни;

-Происходит дальнейший рост и развитие органов ребенка, совершенствуются все морфофункциональные системы;

-Интенсивно развиваются двигательные функции, увеличивается объем физической активности (за время пребывания в дошкольных образовательных учреждениях объем физической активности обычно достигает 10-14 тыс. шагов, а интенсивность движений- 40-55 раз в минуту);

-Движения детей носят осознанный и целенаправленный характер.

Они так же часто фантазируют, используя речь как символическое средство [7, с. 76].

Символическое функционирование — это качественно новое достижение в умственном и когнитивном развитии дошкольников, знаменующее появление внутреннего плана мышления, требующего внешней поддержки (игры, картинки, материальные символы):

-Для детей характерен наивный антропоморфизм, они считают, что все окружающие их предметы могут "думать" и "чувствовать" так же, как и они сами;

-Дети-реалисты: все, что существует, для них реально;

-Для детей характерен эгоцентризм, они не способны видеть ситуацию глазами других и всегда оценивают ее с собственной точки зрения;

-Они начинают интересоваться своими сверстниками и осознавать свое положение среди детей [7, с. 42].

Дети становятся более самостоятельными и активными. Участие взрослых в определенных видах детской деятельности способствует развитию творческих способностей детей, их стремлению к экспериментированию, желанию активно учиться, преобразовывать предметы и материалы, создавать собственные оригинальные продукты.

Свободное передвижение детей в возрасте 3-5 лет не исключает формирования у них бдительности и усвоения элементарных знаний о безопасности.

В исследованиях Н.Л.Фигурн, Н.М.Аксариной, Д.А. Фонарева, О.Л.Печоры, С.Л.Новоселовой, Л.П.Павловой, Е.Г. Пилюгиной, Г.Г. Филипповой и др. рассматриваются психолого-педагогические особенности предметной деятельности. В исследовании рассматривается ракурс значимости общения детей и взрослых в старшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более существенными. Появляется более адекватная оценка успехов в разных видах деятельности и устойчивая мотивация достижения. Актуальное становление личности (А.Н. Леонтьев) связано с устойчивыми коррелятами мотивации. Происходит соподчинение мотивов, т.е. их иерархия. На этой основе формируются воля и произвольность старших дошкольников [1].

В работах А.В.Запорожца, Е.П. Арушановой, Л.А. Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой,М.И. Лишиной, С.Г. Якобссона, Е.О. Смирновой и многих других выделяются следующие особенности детей дошкольного старшего возраста:

-Возникают первичные этические дела: формируется моральное сознание и моральная оценка, нравственная регуляция поведения, интенсивно развиваются социально-нравственные чувства. В ролевых играх применяются различные нормы. Соблюдение норм и правил становится одним из важнейших критериев, по которым ребенок оценивает всех, формируется "внутренний статус" (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина). Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) позволяет проявлять как активную эмпатию, так и симпатию.

-Позитивная эмпатия-это взаимная поддержка, а также помощь другим;

-Самосознание детей связано с восприятием ими своей индивидуальности и самооценки. Охотно помогая сверстникам, дети не воспринимают успехи других как собственное поражение;

-Доминирует оценочно-объективное отношение к себе и другим. Поэтому они всегда напористы, демонстрируют и обсуждают свои сильные стороны [5, с. 90].

Все это может привести к межличностным проблемам (повышенная конфликтность, тревожность, застенчивость, агрессивность). В работах Е.Е.Кравцовой, Н.И. Гуткиной, К.Н.Поливановой, Г.М.Ивановой и др. 6-7 лет — это "растущий" возраст (дети быстро растут в длину) или возраст прорезывания зубов (первые постоянные зубы обычно прорезаются в этом возрасте), а кризис развивается в 7 лет [9, с.106].

Психологи Л.А.Венгери и В.С. Мухина считают, что для шестилетних детей характерны следующие варианты позиционной ориентации (отношение к заданиям и взрослым)

-Игровая позиция (ориентация на материал для действия, а не на условия, вариации свободной игры, низкое внимание к примерам и инструкциям взрослого);

-учебная позиция (стремление к пониманию и уточнению условий, высокая самостоятельность, внимание, оценка, воплощение, обращение за помощью к взрослым в случае затруднений);

-коммуникативная позиция (требует перехода к ситуативному общению, избегает трудностей, пытается подвести взрослых к другим темам) [3, с. 132]

Таким образом, следует отметить, что дошкольники усваивают моральные нормы под влиянием взрослых. У детей формируется правильное поведение в группах, самосознание, самооценка, самоконтроль, эмоционально-произвольная сфера, мотивация к деятельности.

Список используемых источников:

  1. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; Предисл. О. М. Дья- ченко. – Москва. : Изд-во Междунар. образоват. и психол. Колледжа, 2019. – Библиогр..: с.144. – 800 экз. – ISBN 5-88919-001-6. – Текст : непосред- ственный.
  2. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 2019. – Библиогр..: с.352. – 600 экз. – ISBN 5-04- 003884-4. – Текст : непосредственный.10. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва. : Просвещение, 2018. – Библиогр..: с.335.

– 1000 экз. – ISBN 5-09-000760-

  1. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – Москва : Мозаи- ка-Синтез, 2018. – Библиогр..: с.126. – 600 экз. – ISBN 978-5-86775-551-5. – Текст : непосредствен- ный.
  2. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произ- вольности в раннем и дошкольном возрастах / Смирнова Е. О., – Москва : Ин-т практ. психологии

; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2018. – Библиогр..: с.251. – 600 экз. – ISBN 5-89112-042-9. – Текст :

непосредственный.

  1. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С. Г. Якобсон, Е. В. Соло- вьева. – Москва : Дрофа, 2017. – Библиогр..: с.176.

– 300 экз. – ISBN 5-358-00427-0. – Текст : непо-

средственный.

  1. Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. – Москва. : Карапуз, 2019. – Библиогр..: с.239. – 300 экз. – ISBN 5-7843-0026-6. – Текст : непосредственный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Проект психолого-педагогических занятий для детей дошкольного возраста с использованием инновационного метода «Sand Art»

Арт-терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения им оптимальных способов решения своих пр...

Презентация " Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"

Презентация "Организация психолого педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста"...

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут най...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей дошкольного возраста"

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, р...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...