Мастер-класс
учебно-методический материал

Новикова Виктория Юрьевна

Применение камешков Марблс в развитии детей

дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный  семинар для воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования

Тема: «Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс

Применение камешков Марблс в развитии детей

дошкольного возраста

подготовила воспитатель

МБДО «Стригуновский детский сад

Общеразвивающего вида»

Новикова В. Ю.

2024 год

Мастер-класс

Применение камешков Марблс в развитии детей

дошкольного возраста

 «Истоки способностей и дарований

Детей на кончиках пальцев.

                                       От пальцев идут тончайшие ручейки,

                                           которые питают источник

творческой мысли».

                                                                                       В.А. Сухомлинский

Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

      познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

      мотивировать на применение камешков Марблс в деятельности с детьми;

      использовать нетрадиционные   методы работы для повышения эффективности процесса развития мелкой моторики рук.

Оборудование:

      практические материалы, которые используются в работе для демонстрации воспитателям;

      камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;

      картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, лабиринт, улитка, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, божья коровка, баночки, картинки для звукового анализа, математическое дерево;

      чудесный мешочек

Ход мероприятия:

1. Приветствие

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на моем мастер-классе.

2. Вступление

 Тема мастер-класса «Применение камешков Марблс в развитии детей», или как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. 

Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления.

Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

3. Теория.

Камушки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.

Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.

Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

Задачи:

1) формировать правильный захват шарика кистью руки;

2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

3) развивать мышление;

4) развивать в ориентировку на плоскости;

5) профилактика оптико-пространственных нарушений;

6) работать над запоминанием цвета;

7) обогащать словарный запас;

8) развивать внимание и память;

9) профилактика дисграфии;

10) развивать фантазию ребенка.

С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но как известно, дети младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

4. Практическая часть

Развивающие игры

(познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие)

«Знакомство»

Цель: привлечь внимание детей к тактильному объекту

Оборудование: емкость с камешками Марблс

Ход: обращаем внимание на камешки и предлагаем перебирать камешки руками, выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно.  При этом знакомим детей с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкие, прозрачные; цветом - красные, синие, зеленые…

Затем, дается время для самостоятельного манипулирования.

«Зеркало»

Цель:  коррекция дисграфии, развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

Оборудование: камешки марблс, изображение букв

Ход: 1. детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что в конце концов запутались где они и где их отражения. Нужно  помочь буквам  и убрать их неправильные отражения. Проверить можно по изображению буквы.

  1. детям предлагается выложить зеркально вторую половинку изображения.

  

«Змейка»

Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развивать мелкую моторику рук

 Оборудование: камешки марблс, для детей с низкой моторной ловкостью: специально заготовленные камешки на липучках.

Ход: детям предлагается выложить длинную змейку так, чтобы все камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета. 

Усложнение: предложить выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камешков одного цвета и 4 камешка другого цвета).

«Золушка»

Цель:  развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев рук

Оборудование: камешки марблс, ёмкости или нарисованные  «подносы»

Ход: Детям предлагается рассортировать камешки по признакам.

По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и ребенок будет подбирать каждой тарелке свои камешки.

По размеру: можно поставить  несколько коробок с указателями для различного размера  - для маленьких, средних, больших камней.

По форме: можно оформить  коробку,  проделав в нем несколько отверстий различного диаметра  - для овальных камней, круглых.

По весу: можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах».

По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» - насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.

Усложнение: рассортировать с завязанными глазами, определяя признаки осязательно. В паре кто быстрее разберет свой поднос с закрытыми глазами.    

«Выложи узор» или «Дорожки»

Цель: развивать умение различать цвета, называть их, совершенствовать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Оборудование:  камешки марблс, карточки с заданиями.

Ход: детям  предлагается разложить камешки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок. 

Усложнение: 1. Выкладывать камешки, ориентируясь на образец на свободном пространстве. 2. Запомнить узор на карточке и выложить его по памяти. 

«Чудесный мешочек»

Цельформировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.

Оборудование: камешки марблс разные по форме и размерам, мешочек.

Ход: ребёнку предлагается выбрать камни разные по форме и величине. Затем все остальные камни складываются в мешочек, нужно на ощупь достать из мешочка камни похожие на выбранные им. Игру можно проводить с группой детей. Тогда первый круг — это выбор любого камня из мешочка, а второй круг — выбор точно такого же камня, как предыдущий.

«Продолжи ряд»

Цель: формирование умения находить закономерности.

Оборудование: камни марблс разных цветов; шаблоны.

Ход: ребёнку предлагается найти закономерность и продолжить ряд, раскладывая камни в пустые круги.

«Художники» или «Мозаика из камешков»

Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.

Оборудование: камешки марблс разных цветов; шаблоны.

Ход: ребёнку предлагается по образцу выложить с помощью камней цветочки, рыбку, ёлочку, машинку.

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие сенсорных эталонов, речевое развитие (умение согласовывать слово-предмет и слово-признак):

Оборудование: камешки марблс, тканевой мешочек

Ход: Ребёнку предлагается  достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом (зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил; жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце).     

«Вверх-вниз, вправо-влево»

Цель: развитие ориентировки в пространстве

Оборудование: камешки марблс, шаблон

1. Ход:  детям предлагается рассмотреть  эталон разложенных камешек на плоскости, необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.

 2. Ход:  детям предлагается по инструкции взрослого или образцу выложить разные камешки в центре, углах листа, проговаривая расположение угла (правый, левый, верхний нижний) Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию, или через устный контроль.

«Лабиринты»

Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости, тактильных ощущений, мелкой моторики рук, зрительную память, внимание.

Оборудование: камешки марблс, картонная коробка с наклеенными обрезанными карандашами

Ход:  ребёнку предлагается  выбрать  понравившейся ему камешек и провести его по лабиринту (наклоном коробки перекатывает его).

«Выложи по контуру»

Цель: развитие пространственных представлений, внимания.

Оборудование: камешки марблс, контуры фигур, цифр, букв. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камешки и образцы (с липучками).

Ход: детям предлагается заполнить предложенные контуры без учёта цветовой гаммы ли с учётом, только по контуру или картинку.

«Выкладывание сюжетных картинок из камешков»

  Цель: развитие фантазии, речи, мелкой моторики.

 Оборудование: камешки марблс, сюжетные картинки

Ход: Выкладывание  сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему: «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год», «Рыбки в аквариуме». 

«Графический диктант» / «Расскажи про свой узор»

Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: плоскость (лист бумаги, шершавая поверхность или специально изготовленное поле),  камешки марблс.

Ход: детям предлагается заполнить плоскость по инструкции взрослого, определяя центр, углы (верхний, нижний, левый, правый). Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагога. Вариант: взрослый предлагает  эталон разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Ребёнок выкладывает узор по своему желанию, а затем рассказывает  о нем.

«Крестики-нолики»

Цель:  развивать логическое мышление, внимание, формировать адекватную реакцию на победу и поражение, здоровый игровой азарт, мелкую моторику рук.

Оборудование: камешки марблс, игровое поле

Ход: клетки поля 3х3 знаки (один всегда крестики, другой всегда нолики). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигур по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Первый ход делает игрок, ставящий крестики. Усложнение: игра с завязанными глазами. На камешки нанесен объемный рисунок ноликов и крестиков, рисунок на поле фактурный.

«Четвёртый лишний»

Цель: развивать внимание, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять навык классифицировать предметы по цвету, форме, размеру.

Оборудование: камешки марблс

Ход: детям предлагается найти неподходящую по признаку фигуру (цвет, форма, размер) 

«Зоркий глаз»

Цель: развитие внимания, памяти, мелкой моторики

Оборудование: камешки марблс

Ход: выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить, выложить.

«Магия»

Цель: развитие психических процессов, мелкой моторики

Оборудование: камешки марблс

Ход:  Выложить заданную букву или фигуру. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

«Найди и назови»

Цель: развитие психических процессов, навыка счёта, активного словаря

Оборудование: камешки марблс, карточки с изображением предметов разного цвета по лексической теме

Ход: ребёнку предлагается назвать предметы, посчитать, выложить столько же камешков, найти недостающий. Например: 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?

 

«Шифровальщики»

Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики, умения проводить звуко-буквенный анализ слов

Оборудование: камешки марблс

Ход: Выложить схему слова, каждый звук - определенным цветом камешка: красный - гласные, зеленый – мягкие согласные, синий - твердые согласные звуки.

«Назови ласково»

Цель: развитие мелкой моторики,  речи (уменьшительно-ласкательная форма слов), ориентировка в пространстве

Оборудование: камешки марблс, предметные картинки

Ход:   ребёнку предлагается помомчь сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков  марблс или кабошонов, называя при этом слова  уменьшительно - ласкательно. Например: фонарик, столик, домик.

Социально-коммуникативное развитие

«Радужные камешки»

 Цель: снятие напряжения, развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков

Оборудование: камни марблс разных цветов

Ход: Ребенку предлагается закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем вкладывают в детские ладошки камешек марблс или кабошон и дает инструкцию. «Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения». 

«Азбука настроения»

Ход: детям предлагается рассмотреть камешки, выбрать себе  и представить, что камешек это  его самая лучшая на свете рыбка. Затем дети отвечают на вопросы: Какое настроение у рыбки: веселое, радостное, счастливое? Какие чувства они испытывают: веселье, радость, счастье? Всего рассматривается 6 основных эмоций. Затем предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка. 

«Где купался, Иванушка?»

Цель: развитие внимания, коммуникативных навыков, умения владеть собой, адекватно реагировать на удачи и неудачи.

Оборудование: камешек марблс

Ход: Дети садятся на скамейку. Одного из них назначают Иванушкой. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони "чашечкой" и кладут их на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, камешек марблс. Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят:

- Где купался, Иванушка?

- Среди белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите  на меня, на меня...

Белый камень у меня, у меня,

Говорите  на меня, на меня...

В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камешек. К тому времени, когда дети заканчивают произносить текст, все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камешек. Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камешек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, водит еще раз. Не отгадав и на следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.

«Сумей промолчать»

Цель: развитие внимания, произвольности

Оборудование: камешек марблс

Ход: взрослый показывает детям камешек, и говорит, что спрячет его, а все должны будут его найти. Воспитатель предупреждает о том, что камешек будет видно, но плохо заметно. Каждый, кто заметит камешек, должен промолчать и только подойти к воспитателю и тихо, на ухо, сказать, где он находится. Никому, кроме воспитателя, говорить об этом нельзя. Когда камешек будет найден большинством детей, воспитатель скажет всем, кто его нашел первым, вторым и третьим. Они считаются выигравшими, потому что раньше всех нашли и сумели промолчать об этом. 

Игры на снятие напряжения, релаксацию

(физическое развитие) 

«Сухой бассейн»

 Цель: сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.

Оборудование: пластиковая ёмкость с марблс.

Ход: ребёнку предлагается  поместить ладони в ёмкость и перебирать пальчиками. Можно отыскивать спрятанную среди камешков мелкую игрушку, либо разложить их по цвету 

«Прятки с камешкам»

 Упражнения на снятие мышечного напряжения.

Цель: снятие мышечного напряжения

Оборудование: камешки марблс

Ход: Поиграем с камешками в прятки?  Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.

   Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен  стать камешком

Подвижные игры

(физическое развитие)

«Собери камешки»

Цель: развитие моторики общей и мелкой, произвольности

Оборудование: камешки марблс, ёмкости

Ход: На полу расположены в хаотичном порядке камешки марблс, по сигналу дети должны собрать все камешки. 

«Донеси – не урони»

Цель: развитие моторики

Оборудование: камешки марблс, пластмассовая ложка

Ход: Выбирается несколько детей, которым дается пластмассовая ложечка с помощью которой каждый ребенок должен донести камешек марблс до определенной цели и не выронить его. Побеждает тот, кто, не уронив камешек с ложечки, раньше всех доберется до финиша.

«Береги предмет»

Цель: развитие моторики, быстроты реакции

Оборудование: камешки марблс

Ход: Играющие образуют круг. Они стоят немного расставив ноги и держа руки за спиной. у ног каждого ребенка лежит камушек. Один ребенок (водящий) находится в середине круга. Водящий старается взять то у одного, то у другого ребенка камешек. Желая уберечь его, играющий к которому устремляется водящий приседает, закрывает камешек руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий от него отходит, играющий встает. Ребенок, не защитивший свой камешек, выходит из круга. Когда водящему удается взять у 2-3 играющих, назначается новый водящий.

«Передача камешков»

Цель: развитие внимания, моторики, сплочение детей

Оборудование: камешки  марблс

Ход: дети стоят в кругу, взрослый дает двум рядом сидящим детям по камешку и предлагает передавать им (один - вправо, другой - влево). Когда камешки встретятся, дети ударяют их друг о друга со словами "стукнулись", затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают "побежали, побежали..." Прибежав на своё место, дети со словом "встретились" отдают камешки воспитателю. Он передает их другим детям и игра повторяется.

«Собери по одному»

Цель: развитие внимания, моторики

Оборудование: камешки  марблс

Ход: дети подходят к линии старта, становятся напротив дорожки из камешков (линия старта обозначается веревкой, за ней стоят игроки, у их ног «ямка». Напротив каждого игрока 5-8 камушков, на разных расстояниях). По команде «На старт! Внимание!  Марш!» нужно собрать камушки по одному и положить их в обозначенную ямку.

«Кто больше соберет»

Цель: развитие внимания, моторики, сплочение детей

Оборудование: камешки  марблс

Ход: на полу или ровной площадке высыпаются камешки. Из числа играющих выбираются 2-3 ребенка, им даются корзиночки или ведерки. По сигналу "Раз, два, три!" они начинают собирать камешки, при этом разрешается брать в руку только по одному камешку. По сигналу "Стоп!" сбор камешков прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто собрал больше. Затем соревнуются другие дети.

 Массаж стеклянными камешками марблс

(физическое развитие)

Цель: развитие мелкой моторики

Оборудование: камешки марблс

Ход:

  •  «Растереть орех»: Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар.
  • «Обезьяна хватает банан»: Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
  • «Уголёк на ладони»: Непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).      

Игры с камнями многообразны, интересны и увлекательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...