Музыкальная среда как средство развития креативности ребёнка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Искандарян Кристина Аркадьевна
Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, давайте, немного пофантазируем. Представьте себе ребѐнка в пустой комнате. Что произойдѐт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть еѐ: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребѐнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займѐтся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaja_sreda_kak_sredstvo_razvitija_kreativno.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

                                                   

                                                  Музыкальный руководитель:        

Ахмедова Р.Н.

Всем известно, что практически в каждом детском саду имеется музыкальная среда, как в группах, так и в музыкальном зале. Однако можно заметить, что музыкальное воспитание детей происходит в каждой группе по-разному. К примеру, в группе, где воспитатель сам не обращает внимания на музыкальный уголок, не дает детям играть с музыкальными инструментами (естественно, под  руководством воспитателя), не играет с ними в музыкально-дидактические игры, то и интерес детей к музыкальной деятельности угасает. В группе же, где воспитатель демонстрирует возможности музыкальной среды, создает творческие ситуации, дети сами часто играют в музыкальном уголке, проявляя творческий подход.

Таким образом, можно сделать вывод, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовывать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности (2 слайд). Именно такой педагог способен воспитать креативную личность. Какую же личность можно отнести к креативной?

Итак, к важнейшим показателям креативности относятся:

  • творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект, «интеллектуальные способности»,«музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки. (3 слайд)

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный, позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность. (4 слайд)

Знание данных показателей и факторов позволит педагогу грамотно руководить процессом становления креативной личности, при условии наличия оптимальной предметно-развивающей среды.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников ( 5 слайд)

Новоселова С.Л. в своих работах уточняет – музыкально-образовательная среда, которая состоит из предметного, музыкального и социального компонентов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией , те. непосредственно музыкой, независимо от ее источника.

Предметный компонент  представлен музыкальными инструментами и средствами извлечения музыки (магнитофон, радио и др.)

Социальный компонент составляют окружающие сверстники и взрослые (педагоги), которые являются организаторами педагогического процесса. (слайд6)

Одной из важных задач педагога, по моему мнению, это создание эмоционального фона среды, поддержание такого фона, создающего комфортные условия для ребенка. Если эмоционально ребенку будет комфортно, ему проще будет раскрыться, проявить свои творческие способности или развить их.

Л.С.Новоселова  выделяет следующие критерии качества музыкально-образовательной среды:

1. Качество содержания

Мы с вами знаем, что развитие детской музыкальной деятельности происходит в следующей логике – восприятие, вопроизведение, творчество. Таким образом, для восприятия музыки необходимы пособия , помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки—пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца и т. п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;  музыкально-творческая деятельность—пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств ( магнитофон ) и набора кассет к ним и других технических средств ( телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.д.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя незнакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определённой возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

  1. Качество структуры.

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развёртывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
3.Функциональный и эмоциональный комфорт детей.(слайд 7)

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего—иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Мини-центры оформляются в одном в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Целостность содержания музыкальной среды, объединяющей мини-центры и все те места, где может быть организован процесс музыкального воспитания, строится на следующих основах:

  •  Психологическая ( учитывая возрастные возможности детей и ведущие виды деятельности: в младенчестве—ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми: в раннем детстве—предметная, в дошкольном детстве—игровая ). Для обеспечения подлинно творческого развития детей необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения с взрослыми;
  • Эстетическая (учитывая дизайнерские требования к проектированию; все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке ребёнка, эстетически выдержаны ). Эстетика интерьера должна учитывать традиции детской культуры и быть ориентирована на будущее ребёнка;
  • Педагогическая  (слайд 8) (среда создаётся для предоставления детям возможностей активной и разнообразной музыкально-творческой деятельности, поэтому она должна функционально моделировать содержание музыкально-образовательного процесса в содержании пособий, игр, предметов, модулей и т. п. ) Среда должна быть системной, т. е. отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей, целям воспитания и развития ребёнка и уровню его подготовки.


В соответствии с этим выделяется музыкальная среда ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования (слайд 9)

 1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

- совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

- самостоятельная музыкальная деятельность (слайд 10) детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

- самостоятельная  (слайд 11) (аналогична самостоятельной музыкальной  деятельности детей в ДОУ).

  1. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, (слайд 12) направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Таким образом, наличие вышеназванных условий,  то есть музыкально-образовательной среды ДОУ, семьи и учреждений культуры позволяет в комплексе решать задачи музыкального развития ребенка, развития творческой активности и самостоятельности. При этом  ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные педагогические функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность ), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка.

Здесь изложена информация о том, как правильно развивать музыкальную креативность ребёнка....

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Музыка промогает овладеть разными видами искусств, т.к. хорошо развивает ассоциативное мышление - фантазию, эмоции. Если ребенок замкнут и необщителен, то музыка помогает найти контакт с собеседником....

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Музыка промогает овладеть разными видами искусств, т.к. хорошо развивает ассоциативное мышление - фантазию, эмоции. Если ребенок замкнут и необщителен, то музыка помогает найти контакт с собеседником....

«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий р...

Музыкальная среда, как средство развитие креативности ребёнка

Мукальная среда, как средство развитие креативности ребёнка....

Выступление на педсовете " Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка"

конспект выступления музыкального руководителя о развитии креативности с помощью музыкальной среды и инструментов....