Проект "Народы Поволжья"
проект (старшая группа)

Мокрушина Нина Владимировна

imageТема проекта: «Народы Поволжья. Мы – одна семья!»

Цель проекта: Формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта:

  • Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе.
  • Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.
  • Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.
  • Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

Тип проекта: познавательный.

Срок реализации: краткосрочный, 25 марта – 15 апреля 2024г

Участники проекта: дети старшей  группы, родители, воспитатель группы, муз. руководитель

Актуальность проекта. Воспитание у детей таких важных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности. Формирование любви к родине, начала гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.

Проблема. Недостаточный уровень представлений у детей старшего дошкольного возраста о культуре межнациональных отношений и толерантности

Предполагаемые результаты:

  • Дети будут иметь представление о флаге, о национальных костюмах, народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
  • Дети будут проявлять чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.
  • В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.
  • Родители будут более компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольник

 

 

Этапы проекта:

Этап

Месяц

Задачи

Формы работы

 с детьми

Формы работы

 с родителями

1 этап

25 марта – 15 апреля

Выяснить знания детей о национальностях, проживающих в Среднем Поволжье.

Беседа

с детьми о народах Поволжья.

 Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю»

2 этап

 

Дать детям общее представление о жизни

и быте наших предков, их душевных качествах: доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших  предков.

1.Беседа с детьми «Как жили наши предки»

2.Просмотр презентации о традициях и обычаях народов Поволжья.

3.Рассматривание иллюстраций  картин В. Маковского: «Крестьянские дети», «Крестьянский обед в поле».

4. Разучивание пословиц о дружбе.

5. ОД «Когда мы едины – мы непобедимы!»

6. Создание стенгазеты «День народного единства»

1.Поиск информационного материала по теме

2. Совместные посиделки с родителями и детьми «Мои истоки»

3.Папка передвижка «Воспитание любви к малой Родине»

 

Познакомить детей с русским народным костюмом, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям. 

1.Беседа с детьми «Промыслы и быт русских людей»

2.ОД «Русский костюм»

3. Рассматривание иллюстраций  картин К. Маковского «Боярышня у окна», «У околицы», «Девочка с гусями» и др.

4. Инсценировка русской народной песни  «Как на тоненький ледок» с использованием предметов одежды с народными орнаментами

5.Чтение сказок «Елена Премудрая», «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо», «Марья Моревна»

6.Дидактические игры «Одень куклу в русский костюм», «Угадай народный промысел».

7.Продуктивная деятельность: «Укрась  сарафан»,  «Укрась косоворотку».

8.Начать оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья»

9. Сюжетно-ролевая игра «Построим избу» 

10. Разучивание подвижных народных игр «Гуси», «Горелки», «Золотые ворота».

11.Слушание русских песен: «Калинка», «Во поле береза стояла», «Под горою – калина», «Ах, Самара городок».

1.Привлечь родителей к изготовлению мини музея.

2.Оформить альбомы «Русский народ», «Русский народный костюм»

3.Оформить куклу в русском народном костюме

 

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского  и женского  костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

1.Беседа с детьми «Промыслы и быт татарского народа».        2. Просмотр презентации  «Татарский костюм». 3.Рассматривание иллюстраций  Ф.Х. Валеева «Орнамент казанских татар».  4.Слушание   татарской  народной песни «Соловей»     5.Продуктивная деятельность «Укрась калфак и тюбитейку» (пайетки)                       6. Продолжить оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья»                                    7.Чтение художественных  и фольклорных произведений Алиш А. «Болтливая утка», «Хвосты; Джалиль М. «Часы», «Кукушка».   8.Дидактические игры: «Найди и назови татарский музыкальный инструмент», «Одень куклу в татарский костюм». 9.Моделирование практической ситуации «В гостях у татарской бабушки (абики)»  10.Разучить подвижные татарские  игры «Тимербай», «Юрта».

1.Подготовить  презентацию «Татарский народный костюм».                        2.Оформить куклу в татарском  народном костюме                         3. Привлечь родителей к изготовлению макета   «Юрта»

 

Дать детям представление об истории   мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с  элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского  народа.  

1.Беседа с детьми «Промыслы и быт мордовского народа».      

 2.Слушание мордовских мелодий, песен                                

 3. Просмотр презентации  «Мордовский костюм»                

4.Продуктивная деятельность  «Укрась пангу » (пайетки)                        5. Продолжить оформление альбома: «Костюмы народов Поволжья»        6.Чтение  мордовских народных сказок: «Сундук бабушки Алдуни», «Портной, медведь, чёрт и Вирява», «Дуболю Пичай», «Лиса и медведь», «Чучело в перьях» и др. 7.Дидактические игры:  «Наряди куклу Акань», лото «Предметы мордовского быта», «Собери мордовский музыкальный инструмент».     8.Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»      

1.Подготовить  презентацию «Мордовский народный костюм».

 2.Оформить альбом «Мордва: быт и традиции»     3.Оформить куклу в мордовском народном костюме

3

этап

развлечение «Дружно мы живем в Поволжье»

Закрепить знания  о культуре и  быте народов Поволжья; развивать интерес  детей к обычаям и традициям народов Поволжья; воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

1.Разучить с детьми стихи

2. Разучить частушки  и хороводы, народные игры

1.Привлечь родителей к подготовке костюмов для развлечения

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Детство / Под ред. Т.И Бабаевой [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2010.
  2. Дидактические игры этнокультурного со держания / Сост. Л.М. Захарова, И.Г. Сайфут динова, Н.У. Гладилина.
  3. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.
  4. Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в.в.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
  5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239
  6. Князева, О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры / О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.,1998.
  7. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский Венец: Программа и методические материалы к образовательной работе с
  8. Котлякова, Т.А. Дидактические игры художественного содержания для старших дошкольников : метод. пос. / Т.А. Котлякова. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – 52 с.
  9. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду / Л.А. Лялина. – М.: СФЕРА, 2009.
  10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада // Сост. З.Я. Рез., JI.M. Гурович., Л.Б. Береговая. / Под ред. В.И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990. 420 с.

 

 

 

 

 

5

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Культура народов Поволжья в песнях и танцах"

этот проект направлен  на формирование у детей представления о богатой народной культуре Поволжья, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область....

Проект «Приобщение дошкольников к истории, традициям, обычаям и культуре народов Поволжья»(Мордва) 

•Цель проекта:    Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитание любви к национальной культуре мордовского народа. Познакомить с национальным костюмом и вышивкой. Предоста...

Проект в старшей группе "Народы Поволжья"

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не явл...

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

2017-2018 Проект "Игры народов Поволжья"

Интересный проект для детей старшей и подготовительной группы....

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство со сказками народов Поволжья» в рамках реализации проекта «В семье единой — Поволжья».

laquo;Знакомство со сказками народов Поволжья»Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное разв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...