Самообразование
материал (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

 образовательное бюджетное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Капелька»

План по самообразованию

На 2020-2021 учебный год

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

                                                                    Подготовила Галимьянова Елена Сергеевна

г.п. Пойковский

План по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме
  • научить детей различать основные цвета
  •  познакомить детей с величиной и формой предметов
  •  сформировать навыки самостоятельной деятельности
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность
  •  повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру

Содержание работы

Сроки исполнения

Изучение литературы

1

  1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. 

в течение года

2

  1.  Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 

3

  1.  И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г. 

4

  1. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г. 

5

  1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

6

  1.  П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г. 

Работа с детьми

1

Обыгрывание дидактических игр на закрепление цвета, формы, величины предметов в ходе режимных моментов

в течение года

2

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме

Ноябрь- февраль

3

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Декабрь

Работа с родителями

1

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Октябрь

2

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста  посредством дидактических игр»

Ноябрь

3

Консультация «Роль игрушек в развитие ребенка»

Январь

4

Папка-передвижка «Дидактическая игра в жизни ребенка»

 Март

Работа с педагогами

1

Консультация «Дидактическая игра в жизни ребёнка»

Февраль

2

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности

Март - апрель



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

 образовательное бюджетное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Капелька»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

На 2021-2022 учебный год

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

                 вторая младшая группа

                                                               Подготовила Галимьянова Елена Сергеевна

г.п. Пойковский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

       Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

       Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

       Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

   1. Изучение литературы по теме

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

 «Детский сад. Всё для воспитателя»

 2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года)

 3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития)

4. Работа с детьми

Сроки

Содержание работы

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов

январь

Знакомство с понятиями «один», «много»

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже)

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольниковал

 Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел

5. Работа с родителями

В течение года

 Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед

Ноябрь

 Проведение консультации для родителей на тему «Математика в нашей жизни»

Апрель

 Рекомендации: «Как научить детей определять свойства предметов»

6. Работа с педагогами

Ноябрь

 Консультация «Значение формирования математических представлений в повседневной жизни»

Апрель

 Показ открытой непрерывной образовательной деятельности

7. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май)



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «КАПЕЛЬКА»

Самообразование

 

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения

детей младшего возраста»

Воспитатель Галимьянова Елена Сергеевна 

Пойковский 2022

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность по теме.

Задачи:

  • • составить план работы по данной теме;
  • • изучить литературу по данной теме;
  • • подготовить картотеку дидактических игр;
  • • подготовить консультации для родителей;
  • • самостоятельное изготовление дидактических игр;
  • • привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми;
  • • воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями.

Начало работы по теме: январь2023 года

Срок окончания работы: май 2023года

Предполагаемый результат: обогащение предметно-развивающей среды группы; развитие памяти, речи, внимания, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития.

Актуальность

Основные виды дидактических игр:

Игры с предметами

Поскольку основной вид деятельности детей младшего возраста - предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в этом возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом).

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры-более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление.

Словесные игры

Срок проведения

Форма работы

Результат

Январь – Февраль 2023

Изучение методической литературы по данной тематике

Список литературы

Январь – Февраль 2023

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр

Картотека

Январь – май 2023

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий

Игры и пособия

Март 2023

Апрель 2023

Консультации для родителей:

«Использование дидактических игр в жизни детей»

«Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста»

Памятки, буклеты, папки-передвижки

Апрель 2023

Проект «Треугольник, круг, квадрат, пришли повеселить ребят»

Отчет

Май 2023

Результаты проведенной работы в виде отчёта по самообразованию

Отчёт



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

План самообразования

Воспитателя 1 младшей группы

Галимьяновой Елены Сергеевны

Тема самообразования: «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры»

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Срок реализации: 2023-2024 учебный год.

Цель: 

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

 2. Формирование представлений о сенсорных эталонах

3. Обучение способам обследования предметов

4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Задачи:

-  Изучить литературу по данной теме

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в

ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим

материалом

-  Формировать умения ориентироваться в различных свойствах

предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-  Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от

поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению

положительного результата и т. д.)

-  Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и

воспитанию дошкольников

- Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов

Ожидаемые результаты:

реализация плана самообразования поможет:

- повысить теоретический, методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность воспитателя;

- качественно повысить уровень работы с родителями, их компетентность;

- усилить положительную мотивацию обучения и воспитания детей;

1.Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Вопросы,

по которым

изучается

литература

Литература, нормативно - правовые

документы

Задачи использования

литературных

источников

Сроки

Изучение основополагающего документа

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО,

Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО.

В течение года 

Изучение литературы, описывающей реализацию темы самообразования.

1.  «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» Методическое пособие Под ред. И.В. Петровой Москва 2012 г.

2.Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика – Синтез 2011 г.

3. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»

4. «Играем с малышами»

 Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба Москва Просвещение 2007 г.

5. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Д.Н. Колдина. Москва «ТЦ Сфера» 2012 г.

Определить методическую базу по данной теме, углубить знания и опыт других педагогов.

В течение года

2.Разработка методических и дидактических материалов и мероприятий, обеспечивающих реализацию образовательно -воспитательного процесса.

Задачи или содержание

деятельности

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

изучения литературы

Сентябрь

2

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями

В течении учебного года

3

Разработка дидактических игр: 

Дидактическая игра «Стиральные машинки»

Развивающая игра «Снеговики и шапочки»

Дидактическая игра "Нарядим солнышко"

Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

Развивающая игра «Почтальон»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

4

Проект «Путешествие в страну сенсорики»

Фотоотчет

Апрель

3. Обогащение и обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Задачи или содержание

деятельности

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Разработка конспекта ОД в соответствии

с требованием ФГОС ДО

Конкурсы в рамках СМВ

В течение года

2

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных)

Готовой отчет, сертификат

В течение года

3

Публикации открытых занятий, мероприятий, статей по теме самообразования на образовательных сайтах, в электронных и печатных изданиях

Готовой отчет, сертификат

В течение года

4

Повышение профессиональной компетенции:

Участие в сетевом методическом взаимодействии педагогов дополнительного образования.

Участие в вебинарах и дистанционных лекциях.

Получение сертификата

В течении года

5

Проведение открытой образовательной деятельности.

Анализ ОД

В течение года

4. Работа с семьями воспитанников

Мероприятие

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Проведение индивидуальных консультаций   и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В течение года

2

Консультация (папка – передвижка) для родителей «Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Фотоотчет

Ноябрь

3

Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»

Февраль

4

Консультация (папка – передвижка) для родителей «Дидактическая игра в жизни ребенка»

Фотоотчет

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...