Самообразование
материал (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

 образовательное бюджетное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Капелька»

План по самообразованию

На 2020-2021 учебный год

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

                                                                    Подготовила Галимьянова Елена Сергеевна

г.п. Пойковский

План по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме
  • научить детей различать основные цвета
  •  познакомить детей с величиной и формой предметов
  •  сформировать навыки самостоятельной деятельности
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность
  •  повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру

Содержание работы

Сроки исполнения

Изучение литературы

1

  1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. 

в течение года

2

  1.  Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 

3

  1.  И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г. 

4

  1. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г. 

5

  1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

6

  1.  П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г. 

Работа с детьми

1

Обыгрывание дидактических игр на закрепление цвета, формы, величины предметов в ходе режимных моментов

в течение года

2

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме

Ноябрь- февраль

3

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Декабрь

Работа с родителями

1

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Октябрь

2

Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста  посредством дидактических игр»

Ноябрь

3

Консультация «Роль игрушек в развитие ребенка»

Январь

4

Папка-передвижка «Дидактическая игра в жизни ребенка»

 Март

Работа с педагогами

1

Консультация «Дидактическая игра в жизни ребёнка»

Февраль

2

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности

Март - апрель



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

 образовательное бюджетное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Капелька»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

На 2021-2022 учебный год

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

                 вторая младшая группа

                                                               Подготовила Галимьянова Елена Сергеевна

г.п. Пойковский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

       Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

       Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

       Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

       Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

       В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

       Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

       Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

       Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

     Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Этапы работы.

   1. Изучение литературы по теме

       В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

 «Детский сад. Всё для воспитателя»

 2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года)

 3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития)

4. Работа с детьми

Сроки

Содержание работы

сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях

октябрь

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов

январь

Знакомство с понятиями «один», «много»

февраль

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже)

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольниковал

 Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством

май

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел

5. Работа с родителями

В течение года

 Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед

Ноябрь

 Проведение консультации для родителей на тему «Математика в нашей жизни»

Апрель

 Рекомендации: «Как научить детей определять свойства предметов»

6. Работа с педагогами

Ноябрь

 Консультация «Значение формирования математических представлений в повседневной жизни»

Апрель

 Показ открытой непрерывной образовательной деятельности

7. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май)



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «КАПЕЛЬКА»

Самообразование

 

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения

детей младшего возраста»

Воспитатель Галимьянова Елена Сергеевна 

Пойковский 2022

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего возраста»

Цель: повысить профессиональную компетентность по теме.

Задачи:

  • • составить план работы по данной теме;
  • • изучить литературу по данной теме;
  • • подготовить картотеку дидактических игр;
  • • подготовить консультации для родителей;
  • • самостоятельное изготовление дидактических игр;
  • • привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми;
  • • воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями.

Начало работы по теме: январь2023 года

Срок окончания работы: май 2023года

Предполагаемый результат: обогащение предметно-развивающей среды группы; развитие памяти, речи, внимания, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития.

Актуальность

Основные виды дидактических игр:

Игры с предметами

Поскольку основной вид деятельности детей младшего возраста - предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в этом возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом).

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры-более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление.

Словесные игры

Срок проведения

Форма работы

Результат

Январь – Февраль 2023

Изучение методической литературы по данной тематике

Список литературы

Январь – Февраль 2023

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр

Картотека

Январь – май 2023

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий

Игры и пособия

Март 2023

Апрель 2023

Консультации для родителей:

«Использование дидактических игр в жизни детей»

«Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста»

Памятки, буклеты, папки-передвижки

Апрель 2023

Проект «Треугольник, круг, квадрат, пришли повеселить ребят»

Отчет

Май 2023

Результаты проведенной работы в виде отчёта по самообразованию

Отчёт



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

План самообразования

Воспитателя 1 младшей группы

Галимьяновой Елены Сергеевны

Тема самообразования: «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры»

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Срок реализации: 2023-2024 учебный год.

Цель: 

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

 2. Формирование представлений о сенсорных эталонах

3. Обучение способам обследования предметов

4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

Задачи:

-  Изучить литературу по данной теме

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в

ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим

материалом

-  Формировать умения ориентироваться в различных свойствах

предметов (цвете, величине, форме, количестве).

-  Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от

поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению

положительного результата и т. д.)

-  Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и

воспитанию дошкольников

- Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов

Ожидаемые результаты:

реализация плана самообразования поможет:

- повысить теоретический, методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность воспитателя;

- качественно повысить уровень работы с родителями, их компетентность;

- усилить положительную мотивацию обучения и воспитания детей;

1.Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Вопросы,

по которым

изучается

литература

Литература, нормативно - правовые

документы

Задачи использования

литературных

источников

Сроки

Изучение основополагающего документа

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО,

Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы ДО.

В течение года 

Изучение литературы, описывающей реализацию темы самообразования.

1.  «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста» Методическое пособие Под ред. И.В. Петровой Москва 2012 г.

2.Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика – Синтез 2011 г.

3. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»

4. «Играем с малышами»

 Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба Москва Просвещение 2007 г.

5. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Д.Н. Колдина. Москва «ТЦ Сфера» 2012 г.

Определить методическую базу по данной теме, углубить знания и опыт других педагогов.

В течение года

2.Разработка методических и дидактических материалов и мероприятий, обеспечивающих реализацию образовательно -воспитательного процесса.

Задачи или содержание

деятельности

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

изучения литературы

Сентябрь

2

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями

В течении учебного года

3

Разработка дидактических игр: 

Дидактическая игра «Стиральные машинки»

Развивающая игра «Снеговики и шапочки»

Дидактическая игра "Нарядим солнышко"

Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

Развивающая игра «Почтальон»

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

4

Проект «Путешествие в страну сенсорики»

Фотоотчет

Апрель

3. Обогащение и обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Задачи или содержание

деятельности

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Разработка конспекта ОД в соответствии

с требованием ФГОС ДО

Конкурсы в рамках СМВ

В течение года

2

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных)

Готовой отчет, сертификат

В течение года

3

Публикации открытых занятий, мероприятий, статей по теме самообразования на образовательных сайтах, в электронных и печатных изданиях

Готовой отчет, сертификат

В течение года

4

Повышение профессиональной компетенции:

Участие в сетевом методическом взаимодействии педагогов дополнительного образования.

Участие в вебинарах и дистанционных лекциях.

Получение сертификата

В течении года

5

Проведение открытой образовательной деятельности.

Анализ ОД

В течение года

4. Работа с семьями воспитанников

Мероприятие

Форма представления

результатов работы

Сроки

1

Проведение индивидуальных консультаций   и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

В течение года

2

Консультация (папка – передвижка) для родителей «Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Фотоотчет

Ноябрь

3

Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»

Февраль

4

Консультация (папка – передвижка) для родителей «Дидактическая игра в жизни ребенка»

Фотоотчет

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...