«Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»
статья (младшая группа)

Настасья Геннадьевна Калуциди

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tancy-igry.docx41.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»

“Музыкальное воспитание -

это не воспитание музыканта,

а прежде всего человека”

(В. А. Сухомлинский)

Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

В данном направлении затронуто сразу несколько целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • ребёнок уверен в своих силах;
  • открыт внешнему миру;
  • положительно относится к себе и к другим;
  • проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах                  деятельности – игре, общении;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  • участвует в совместных играх;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в танцах и пении.

Работа музыкального руководителя в данном направлении ориентирована на развитие коммуникативных и творческих способностей ребёнка. Однако нужно отметить, что в дошкольную организацию поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Благодатным видом деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками является коммуникативный танец, ведь в нём каждый ребёнок становится партнером другого.

В работе по музыкально-ритмическому воспитанию детей нужен разнообразный материал: упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски и так далее. Однако музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, поскольку потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Она развивает его интерес к музыке и правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Поэтому среди всего многообразия музыкального репертуара коммуникативные танцы-игры занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…», то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.

Коммуникативные танцы-игры помогают реализовать такие направления воспитательной работы, как:

  • развитие музыкального слуха, чувства ритма, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.;
  • развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Каковы же особенности коммуникативных танцев-игр?

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. Кроме того, дети учатся понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, не издавая при этом ни звука.

В коммуникативном танце–игре нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Ещё одна особенность: это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет, чья пара лучше танцует, чей хоровод дружнее и др.) и так далее. Движения и фигуры в этих танцах очень просты и доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание.

Вариантов коммуникативных танцев-игр много: и с современными, оригинальными аранжировками, и те, которые используются в детском репертуаре уже давно. А поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, подобные танцы-игры можно придумывать самостоятельно, меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Для этого лучше использовать вариационную музыкальную форму (она позволяет варьировать и двигательные построения).

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, и проявить.

В подобных танцах-играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и незаметно для ребёнка усваиваются. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей детей и подготовка к разучиванию более сложных танцев к праздникам и музыкальным спектаклям.

Коммуникативные танцы-игры способствуют развитию музыкальных способностей детей с разным уровнем подготовки.

Стоит рассмотреть вариант включения репертуара такого рода для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках и развлечениях. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями проводятся повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах-играх вместе с детьми.

В заключение хочется сделать вывод: коммуникативные танцы–игры являются универсальным материалом в педагогической работе. Они могут стать одним из средств создания социальной ситуации развития детей, что является основной целью ФГОС ДО.

Коммуникативный танец «Здравствуй» (М. Картушина).

Дети двигаются в двух концентрических кругах.

1. Весело шагают

    Ножки по дорожке,

    Приведут к дружочку

    Маленькие ножки.

           Припев:

   Здравствуй, здравствуй,

   Друг хороший мой

   На носочках покружимся с тобой.

   Крепко-крепко обнимемся сейчас.

   И в дорогу отправимся тотчас.

 2. Мы галопом скачем

     Прямо по дорожке.

     Приведут к дружочку

     Маленькие ножки.

 Припев: тот же.

 3. Побежали быстро

     Ножки по дорожке,

     Приведут к дружочку

     Маленькие ножки.

 Припев: тот же

Маршируют в противоположные стороны

 

Поворачиваются друг к другу, образуя пары,

Пожимают правую руку

Движения по тексту

 

 

Двигаются прямым галопом по кругу

 

Останавливаются, образуя новую пару

Движения припева те же.

Легкий бег на носочках.

 

Движения припева те же.

Песня-игра “Здравствуй, друг!”

(музыка песни “Капель” В. Алексеев)

Дети стоят врассыпную по всему залу

Вступление и проигрыш.

1 к.

Зашагали ножки прямо по дорожке.

Весело гуляли и друга повстречали.

Припев:

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Ты посмотри вокруг.

Ты мне только улыбнись!

Крепко обнимись!

Проигрыш.

2 к.

Зашагали ножки прямо по дорожке.

Весело гуляли и друга повстречали.

Припев:

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Ты посмотри вокруг.

Ты мне только улыбнись!

Крепко обнимись!

Проигрыш.

3 к.

Зашагали ножки прямо по дорожке.

Весело гуляли и друга повстречали.

Припев:

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Ты посмотри вокруг.

Ты мне только улыбнись!  

Крепко обнимись!

Проигрыш.

Дети выполняют повороты

Гуляют врассыпную по залу

Находят себе пару – друга

Пожимают руки друг другу

Разводят руки в стороны

Улыбаются друг другу

Обнимаются

Дети кружатся в парах, держась за руки

 

Гуляют врассыпную парами по залу

Находят себе пару – друга

Пожимают руки друг другу

Разводят руки в стороны

Улыбаются друг другу

 Обнимаются

 Дети кружатся в парах, держась за руки

 

Гуляют врассыпную по залу

Находят нового друга – пару

Пожимают руки друг другу

Разводят руки в стороны

Улыбаются друг другу

Обнимаются.

Дети кружатся в парах, держась за руки. В конце танца - обнимаются

Игра-приветствие “Здравствуйте” (С. Коротаева)

1. Ручки, ручки, просыпайтесь,

    Здравствуйте!

    Ласковые ручки наши,

    Здравствуйте!

    Пальчики сердитые,

    Здравствуйте!

    И ладошки наши крошки,

    Здравствуйте!

2. Разбудите ножки.

    Ножки, здравствуйте!

    И притопы, и пружинки,

    Здравствуйте!

    И притопы, и притопы,

    Здравствуйте!

    И пружинки, и пружинки,

    Здравствуйте!

3. Глазки, ушки, носик, ротик,

    Здравствуйте!

    И улыбки, и улыбки,

    Здравствуйте!

    Все друг другу улыбнитесь.

    Здравствуйте!

    И лукаво подмигните.

    Здравствуйте!

Развести руки в стороны

Потянуться

Погладить ладошки

Погрозить пальчиком

Ритмично хлопать в ладоши

Пошлепать по ногам

Притопывать, пружинить ногами

Ритмично топать ногами

Выполнять легкие приседания

Пальчиками коснуться глаз, ушей, носа, рта

Улыбнуться всем окружающим

Улыбаться и кивать головой всем окружающим

Подмигнуть стоящим напротив

Коммуникативный танец-игра “У меня, у тебя...”

(А. Елькина)

Дети стоят парами в кругу.

У меня, у тебя звонкие ладошки


У меня, у тебя как пружинки ножки


Мы с тобой, мы с тобой

шлёп, шлёп, шлёп ,шлёп
Мы с тобой, мы с тобой

прыг-скок, прыг-скок.
Проигрыш.
У меня, у тебя глазки словно пуговки


У меня, у тебя губки словно клюковки

Мы с тобой глазками

хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Мы с тобой губками
чмок, чмок, чмок, чмок
Проигрыш.
У меня, у тебя чудо локоточки


У меня, у тебя острые носочки


Мы с тобой, мы с тобой

хоп, хоп, хоп, хоп
Мы с тобой, мы с тобой

прыг-скок, прыг-скок

Проигрыш.

Показывают на себя и на  свою“пару”,

похлопать в ладошки

Показать на себя и на свою “пару”, выполнить “пружинку”

Повороты

Пошлёпать по коленочкам

Повороты

Прыжки на месте

Кружимся парами (смена партнёра)

Показывают на себя и на свою “пару”,

показываем на глазки.

Показывают на себя и на свою “пару”, показываем на губки

Повороты

Показать руками “клювики”

Повороты

Поцелуйчики

Кружимся парами (смена партнёра)

Показывают на себя и на свою “пару”, движение локтями.

Показывают на себя и на свою “пару”, вытягивание носочка

Повороты

Движение руками “тарелочки”,

Повороты

Прыжки на месте

Кружимся парами, обнимаемся.

Танец-игра “Шёл король по лесу”

Дети стоят врассыпную по всему залу.

(мальчики - «короли», девочки – «принцессы»)

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем,

Сначала начинаем!

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу….

«Король» ходит по залу и выбирает «принцессу».

Все подпрыгивают.

Дрыгают ножками

Хлопают руками.

Топают ногами.

Качают головами.

Повторение движений, но с  новой «принцессой».

Танец-игра “Поссорились-помирились”

(Исп. Ю. Степанова-Пинус)

Дети стоят парами в кругу.

Раз ладошка, два ладошка -

Хлопают мальчишки.

Покружились, покружились

Девочки-малышки.

Погрози, погрози, погрози немножко,

Рассердись,

Отвернись,

Громче топни ножкой.

Проигрыш.

Грустно мне, скучно мне,

Не хочу сердиться.

Чтобы петь и плясать

Нужно помириться!

Посмотри, посмотри,

На меня, дружочек,

Повернись,

Улыбнись,

Обнимись разочек!

Проигрыш.

Раз ладошка, два ладошка -

Хлопают мальчишки.

Покружились, покружились

Девочки-малышки.

Ты на ушко мне шепни,

Расскажи, дружочек,

Посмотри,

Улыбнись,

Обнимись разочек.

Проигрыш.

мальчики: показывают ладошки, поочередно поднимая руки на уровне груди и разводя в стороны ладонями вверх;

девочки: выполняют «пружинку»

мальчики: хлопают в ладоши

девочки: выполняют «пружинку»

мальчики: хлопают в ладоши,

девочки: кружатся.

Грозят друг другу пальчиком.

Складывают руки перед грудью.

Отворачиваются друг от друга.

Топают 1 раз правой ногой.

мальчики: остаются стоять лицом в центр круга со сложенными у груди руками и притопывают правой ногой

девочки: подскоками двигаются по кругу и снова останавливаются около своего партнера, повернувшись к нему спиной.

Круговые движения кулачками перед глазками (“плачут”).

Мах вперёд правой рукой.

Поднимают поочерёдно вверх и чуть в стороны левую и правую руки.

Движение руками перед собой вверх-вниз.

Руки на поясе, смотрят друг на друга через правое и левое плечо.

Поворачиваются друг к другу,

улыбаются.

Обнимаются.

“Лодочка” в одну и другую сторону.

мальчики: показывают ладошки, поочередно поднимая руки на уровне груди и разводя в стороны ладонями вверх;

девочки: выполняют «пружинку»

мальчики: хлопают в ладоши

девочки: выполняют «пружинку»

мальчики: хлопают в ладоши,

девочки: кружатся.

Кладут руки друг другу на плечи и наклоняются друг к другу (“шепчут на ушко”).

Разводят руки перед собой в стороны, улыбаются.

Обнимают друг друга.

“Лодочка” в одну и в другую сторону.

Танец-игра “У окошка ”

музыка и движенияЮ. Шайкиной,  слова Э. Базаровой

(«Музыкальная палитра» 3-2017)

Исходное положение – все дети в кругу.

Проигрыш.

У окошка мы сидели,

И в окошечко глядели.

Друг в окошко постучал

И меня к себе позвал.

Открываю двери я:

Мы большие с ним друзья.

Проигрыш.

Найти себе партнёра.

«Матрёшка».

«Окошечко».

Имитируем стук.

Машем рукой - жест «приглашение».

Имитируем открывание дверей.

Рукопожатие.

Смена партнёра и повторение игры.

Танец-игра “Побежали ”

музыка Берлякова.

Исходное положение –

дети встают в пары и выполняют движения по тексту.

Побежали, побежали парами скорей,

И друг другу погрозили: «Ссориться не смей!»

Хлопнули в ладоши и крепко обнялись.

Пару поменяли и за руки взялись.

Дети, взявшись парами за руку, бегут по кругу с подскоком,  проговаривая или напевая текст.

Останавливаются, поворачиваются в паре друг к  другу лицом, «погрозить» пальчиком.

Выполняют хлопки.

Обнимаются.

Тот, кто стоял во внутреннем кругу остаётся на месте, а тот, кто стоял во внешнем – переходит по кругу вправо к следующему ребёнку (меняя пару).

Продолжают танец-игру с новым «партнёром».

Используемая литература и интернет-ресурсы:

  1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
  2. А.И. Буренина “Коммуникативные танцы-игры для детей” учебное пособие. “Муз. Палитра” Санкт-Петербург, 2004г.
  3. hhtp://nsportal.ru
  4. hhtp://maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы со слабослышащими детьми".

Данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно вклю­чать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть ком...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов, актуализация представления о роли коммуникативных танцев-игр для обогащения социального опыта дошкольни...

Мастер-класс «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»

Мастер-класс «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм социализации младших дошкольников»“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека&rdquo...

Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм музыкального развития детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса : актуализировать представления педагогов о роли коммуникативных игр и танцев для обогащения социального опыта дошкольников. Повышение уровня профессиональной компетентности педагог...