Занятие по соц-но-коммуник. развитию в средней гр.
план-конспект занятия (средняя группа)

Собаева Наталия Владимировна

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней  группе           

     «Путешествие в природу родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_sots-no-kommunik._razvitiyu_v_sredney_gr.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида "Колокольчик"

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней  группе            

     «Путешествие в природу родного края» 

 

Подготовила: воспитатель Собаева Н.В.

        

        

р.п.Башмаково

2024г.

Цель:  Дать детям представление о лекарственных растениях родного края.

Задачи: 

Обучающие: 1. Формировать у детей представления о лекарственных растениях, произрастающих на территории нашего края.

2. Познакомить с правилами сбора, хранения и применения лекарственных растений.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей,  интерес к изучению родного края, умение делать простейшие выводы.

2. Развивать мелкую моторику рук, графические навыки в процессе рисования песком.

Воспитывающие:

1. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

2. Способствовать проявлению положительных эмоций.

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Образовательные области: познание, художественное творчество, социализация, музыка, чтение художественной литературы.

Материал: игрушки (зайка, мишка, лисичка), мольберты, разноцветный песок, гербарии  с изображением лекарственных растений, самокаты, велосипеды,  мультимедийный проектор,  магнитофон.

Предварительная работа: заучивание стихов о цветах,  прогулки  и наблюдения на природе.

Ход занятия:

1.  Создание проблемной ситуации.

Воспитатель привлекает внимание детей на игрушки: зайчик с завязанным горлом,  лисичка «кашляет», мишка с перевязанной лапой.

Проводится беседа:

- Дети, как вы думаете, что произошло с игрушками? (они заболели)

- А как вы догадались об этом? (у зайчика завязано горлышко, лисичка кашляет, у мишки перевязана лапка)

- Чем же им можно помочь? (нужно их полечить)

- А когда вы болеете, то как лечитесь? (пьём лекарства: таблетки, сиропы, орошаем горлышко, капаем капли в нос, парим ножки и пр.

2. Рассказ воспитателя:

- Дети, а ещё, кроме  таблеток, сиропов есть специальные лекарственные травы, при помощи которых тоже можно лечить разные болезни. И произрастают они в нашем родном краю.

- А ещё я знаю, что вы с ними знакомы (загадывали загадки о них, учили стихи), но вы пока не знаете, что они обладают лекарственными свойствами    

- А хотите узнать, что это за лекарственные травы, растения?

- Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие в природу и получше разузнать об этих растениях.

На каком транспорте можно отправиться в такое путешествие? (на машине, велосипеде и др.).

- А я вам предлагаю отправиться не на машине, а на велосипедах и самокатах.  Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Нам хорошо знакомы правила друзей природы. Как нужно относиться к природе? (её нужно беречь и охранять).

- Правильно, мы с вами знаем , что природу нужно беречь и охранять, а эти транспортные средства не наносят вреда природе.

3. Путешествие по родному краю.

Дети берут самокаты и велосипеды и отправляются в путь.

- Вот мы с вами и добрались до красивого цветущего луга, ставьте самокаты и велосипеды в сторонку и присаживайтесь.

(Дети рассаживаются на подушечки – цветки).

- На лугу мы видим много разных растений.  Я вам загадаю загадку об одном из них, а вы попробуете её разгадать:

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом

А дунул ветерок –

                         Остался стебелёк     (Одуванчик)

- Мы с вами знаем и стихотворение про одуванчик.  Кто его нам расскажет?

1. В летний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок

На высокой тонкой ножке

Всё дремал он у дорожки.

А проснулся – улыбнулся

«Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь

Тише, ветер луговой!»

                                                          2.  Уронило солнце лучик золотой

                                                          Вырос одуванчик первый, молодой.

                                                          У него пушистый золотистый цвет

                                                          Он большого солнца маленький портрет.

-  Одуванчик улучшает аппетит, нормализует пищеварение.

Молодые листья одуванчика содержат много витаминов. Из них можно делать витаминный салат.

- Предлагаю вам послушать следующую загадку и ответить о каком растении идёт речь:

Стоят в поле сестрички:

Жёлтые глазки, белые реснички. (Ромашка)

- Кто вспомнит стихотворение про ромашку?

Как ромашка ты мила!

Твоя кофточка бела.

Воротник золотой

На нас смотришь с добротой.

- Отвар ромашки используют при лечении простудных заболеваний : при кашле (пьют настой), при воспалении горла (в виде полоскания).

Её применяют для улучшения аппетита, при нарушении пищеварения (если болит живот),  как успокоительное средство (при нарушении сна0.

- Ау меня для вас есть ещё одна загадка:

То фиолетовый, то голубой

Не раз на лугу он встречался с тобой

Название ему очень звонкое дали

Но только звенеть он сумеет едва ли (колокольчик)

-  А кто знает стихотворение про колокольчик?

1.Колокольчик голубой

Поиграй-ка ты со мной.

Позвони мне в свой звоночек,

Скромный луговой цветочек!

                                                     2. О чём колокольчик звенит на лугу?

                                                         Ответить на это я вам не могу.

                                                         Но думаю так: зазвенит он с утра

                                                         И слышат цветы – просыпаться пора.

- В народе издавна любили этот цветок не только за его красоту, но потому, что считали его целебным.

- И на самом деле колокольчик используется для лечения многих заболеваний, таких, как кашель, головная боль, боль в горле, температуре. Он придаёт сил ослабленным людям, если  его  отвар добавлять в ванну для купания.

- Ну, а сейчас я вам предлагаю пройтись по тропинке  и  обратить  внимание на растения, которые растут вдоль тропинки.. (Дети останавливаются).

- Я вам загадаю загадку об одном из них:

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Он однажды людям добрым

          Раны вылечить помог (Подорожник)

- Про него мы тоже знаем с вами стихотворение:

Подорожник у дорожки

На концах его серёжки

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

- А может быть, кто из вас знает какими лекарственными свойствами обладает подорожник?  (Дети рассказывают).

- Само название этого растения говорит о том, что оно растёт у обочин дорог, возле наших домов, у нас на участке детского сада.

- Как лекарственное средство подорожник используется с давних времён. Листья этого растения обладают противовоспалительными и ранозаживляющими свойствами. Их можно прикладывать к ранкам, предварительно помыв. А ещё подорожник используют как средство от кашля.

- Есть много трав полезных

  На земле страны родной

  Могут справиться с болезнью

  Ромашка, одуванчик, подорожник

  Колокольчик, мята, зверобой.

4.  Аутотренинг "Мы - друзья природы"

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

    И будем с друзьями защищать всё живое.

- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. (Дети берут самокаты и отправляются в путь)

- Ну, вот мы с вами и вернулись в наш детский сад  Понравилось ли вам наше путешествие в природу? Что понравилось?

5. Продуктивная деятельность (рисование песком).

- А вы любите рисовать цветы, растения? Чем  любите рисовать А  в детском саду мы ещё чем рисуем? (песком)

-Вот и сейчас я вам предлагаю выразить свои впечатления о нашем путешествии в природу и изобразить, что вам понравилось, запомнилось при помощи песка.

- Но сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с песком:

  • Во время работы не играть с песком;
  • Не бросать песок, т.к. он может попасть в глаза, уши, нос;
  • После работы нужно помыть руки или протереть влажной салфеткой.

- А я сейчас вам напомню способы рисования песком: рисовать песком можно при помощи кулачка, пальцев, ладоней , одной и двумя руками.               

(Продуктивная деятельность детей)

6. Анализ детских работ.

- Какое лекарственное растение ты изобразил? Почему? У всех вас получились замечательные работы.

- Все эти лекарственные растения мохно самим заготавливать (засушивать).

Некоторые растения собирают летом когда они цветут (ромашка), а другие, например, плоды шиповника заготавливают осенью когда они созреют.

Собирают такие растения в сухую погоду и сушат под навесом.

Нельзя лекарственные растения собирать вблизи дорог.

  - А ещё их можно приобрести в аптеке. (Показывает коробочки с ромашкой, подорожником и пр.)

- У нас с вами есть гербарии с лекарственными растениями, которые вы собирали вместе со своими родителями.

- Ну, а я для вас и наших гостей приготовила витаминный чай.

(Детям и гостям разносят витаминный чай)

- Я думаю, что мы теперь сможем помочь нашим друзьям - зверушкам. Давайте подумаем, каким лекарственным растением будем лечить мишку? Зайку? Ёжика? Лисичку?

- Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и продолжим  лечить наших друзей – зверушек.

- Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по лепке и познавательному развитию в средней группе детского сада. Тема: «На День рождения к ежу»

Программное содержание. Расширять знания детей о ежах: внешний вид, образ жизни, питание, повадки. Учить детей понимать природные взаимосвязи. Закреплять умение самостоятельно лепить яблоко...

Открытое занятие по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе с использованием активных методов обучения «Веселая математика»

Цель: Развитие элементарных математических представлений через игровую деятельностьПрограммные задачи:Образовательные:- продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по пор...

Конспект интегрированного занятия по математическому и сенсорному развитию в средней группе по теме « Путешествие в Тундру»

: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; повторить геометрические фигуры, размер ,цвет  ; повторить счет от 1 до5 и обратно, развивать у детей способность анализировать,...

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в средней возрастной группе на тему: «Лесные жители»

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в средней возрастной группе на тему: «Лесные жители»...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «МЕДОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МЕДВЕДЮ»

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕТЕМА: «МЕДОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МЕДВЕДЮ» Презентация  "Светофор"...