Использование ресурсов «Энерджиквантума» для формирования научно-технических знаний у детей с ОВЗ» (опыт работы)
презентация к уроку (подготовительная группа)

Копытина Галина Владимировна

Энерджиквантум - одно из направлений квантумов, где воспитанники знакомятся с основами электроники и получают знания основ электротехники.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ресурсов « Энерджиквантума » для формирования научно-технических знаний у детей с ОВЗ» (опыт работы) Подготовила: Копытина Г.В. воспитатель МБДОУ детского сада № 20 г. Новочеркасск ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» (ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО) Управление образования Администрации города Новочеркасска

Слайд 2

Нормативно – правовая база Федеральный Закон от 29.12.2012 №373-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006); Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 и вступила в силу 02.09.1990, в РФ 15.09.1990); Конституция РФ ; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи«; Письмо Минобразования России от 16.01.2002 №03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»; Письмо Минобразования России от 16.04.2001 №29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 20 на 2021-2026 год (приказ №53-ОД от 01.09.2021г.) в группах общеразвивающей направленности; Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) МБДОУ детского сада № 20 на 2020-2024г. (приказ №49-ОД от 01.09.2020г .).

Слайд 3

Актуальность С каждым годом активно внедряются новые формы дополнительного образования – технопарки. За этим следует целесообразность внедрения в процесс дополнительного образования занятий по основам энергетики, по проектированию, созданию и отладке (синтезу и анализу) электронных схем и устройств различного назначения на основе электроконструирования , создающих необходимую теоретическую и практическую основу для изучения физики. Дальнейшие участия в техническом творчестве, профессионального самоопределения.

Слайд 4

Энерджиквантум - одно из направлений квантумов , где воспитанники знакомятся с основами электроники и получают знания основ электротехники. В рамках работы этого квантума проходит проведение естественно - научных опытов:

Слайд 5

Преимущества использования Э нерджиквантума в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать доверие. Многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно - двигательную координацию. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.

Слайд 6

Цель Формирование и развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников с ОВЗ через включение в деятельность Энерджиквантума в детском саду. Дать общие сведения о схемотехнике , электронике, в том числе и электроконструировании . • Формировать первоначальные профессиональные предпочтения. • Развивать коммуникативные качества детей с ОВЗ и их навыки командной работы. • Развивать у детей с ОВЗ познавательную активность, творческую инициативу и интерес к техническому направлению. Задачи

Слайд 7

Коррекционные принципы организации деятельности дошкольников с ОВЗ: 4 1 2 3 п ринцип гибкости в инициированной взрослым деятельности; принцип признания интересов, мотивов деятельности ребёнка и его динамики продвижения на их основе; принцип учета зоны ближайшего развития. п ринцип реагирования;

Слайд 8

Этапы реализации

Слайд 9

И зучить научно-методическую литературу по направлениям познавательного развития детей с ОВЗ Р азработать методически обоснованную форму организации (размещения и оснащения) образовательной среды познавательного центра П риобретение и целесообразное размещение обучающего оборудования О пределить уровень заинтересованности и готовности детей с ОВЗ Направления деятельности I этап. Организационно-аналитический. Проектирование инновационной деятельности Мотивация детей Анкетирование родителей

Слайд 10

Использование научно-методической литературы в работе с детьми с ОВЗ Методическая литература Художественная литература I этап. Организационно-аналитический 1. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников 2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред . Л.Н. Прохоровой 3. Брошюра по руководству электронного конструктора «Знаток», рекомендации от Бахметьева А.

Слайд 11

РППС лаборатории Энерджиквантума Электронный конструктор «Знаток» Магнитная подвеска сборная модель Светящийся магнитный конструктор Magical Magnet « Светящийся Аттракцион » 2302 / 110 деталей Магнитный конструктор «Магнит детям» Лаборатория Энерджиквантума Интерактивная панель I этап. Организационно-аналитический

Слайд 12

II этап. Основной. . Совместная деятельность воспитателя с ребенком Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Этапы занятий в работе с детьми с ОВЗ Организационный этап Мотивационный этап Практический этап Рефлексивный этап Формы работы С детьми С родителями Коллективные Наглядно-информационные Индивидуальные Самостоятельная деятельность детей Фронтальная образовательная деятельность Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий Индивидуальная работа

Слайд 13

Цикл занятий на тему: «Волшебный магнит» Изучение свойства магнита Магнитное поле преодолевает гравитацию Магнит передает свои свойства металлическим предметам Игра «Кто больше соберет» II этап. Основной

Слайд 14

Цикл занятий на тему: « Волшебный мир электричества» Изучение различных вариаций электросхем Сбор электрической цепи «Звук полицейской машины» Сбор электрической цепи «Вентилятор» Изучение музыкальной интегральной схемы Просмотр видео ролика «Откуда берется электричество» II этап. Основной

Слайд 15

Замыкание электрической цепи «Вентилятор» с помощью магнита Замыкание электрической цепи «Звуки полицейской машины» с помощью магнита Цикл занятий « Волшебный мир электричества» и «Волшебный камень» взаимодействуют (электромагнитные свойства вещества) Замыкание электрической цепи «Мигающая лампочка» с помощью магнита II этап. Основной Геркон (магнитоуправляемый контакт)

Слайд 16

Опыт: «Свойства металла» Сбор электрических цепей Опыт «Воздух поддерживает горение» Опыт «Движение теплого воздуха» Игры с магнитным конструктором Собираем магнитную подвеску Самостоятельная деятельность II этап. Основной Совместная деятельность

Слайд 17

Постройка лабиринта из светящего магнитного конструктора Индивидуальные занятия II этап. Основной Сбор электросхемы «Вентилятор» Проверка правильности сбора электросхемы Изучаем гравитацию магнитного поля

Слайд 18

Родительское собрание в нетрадиционной форме игратека-практикум на тему: «Эксперимент это интересно» Видеосалон для родителей (показ организованной и свободной деятельности детей с ОВЗ с последующим анализом, комментариями специалистов ) Коллективные Наглядно - информационные II этап. Основной Работа с родителями

Слайд 19

Работа с родителями Индивидуальные консультации «Как помочь детям с ОВЗ расширить круг своих возможностей» Индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ в присутствии матери «Опыты с песком» Индивидуальные Беседы и консультации, переписка II этап. Основной

Слайд 20

III этап. Итогово -обобщающий. В группе 25 детей из них 6 детей с ОНР. Методика «Выбор деятельности» (Прохоровой Л.Н.)

Слайд 21

Участие детей с ОВЗ в конкурсном движении III этап. Итогово-обобщающий Всероссийский конкурс « Вопросита » Конкурс «Путешествие в мир опытов и экспериментов» Международная викторина для дошкольников «Мир опытов и экспериментов»

Слайд 22

Критерии эффективности работы в Энерджиквантуме Помогает детям с ОВЗ организовать информацию, полученную с помощью органов чувств. Позволяет детям с ОВЗ осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой они находятся. Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует концентрироваться.

Слайд 23

Перспектива Приобретение цифровой лаборатории « Наураша » Повышение своей профессиональной компетентности для дальнейшего развития и улучшения Энерджиквантуму .



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Представляю Вашему вниманию опыт работы по использованию ресурсов «Энерджиквантума» для формирования научно-технических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 2

Как и любая работа в детском саду не обходится без нормативно-правовой базы.

Слайд 3

Актуальность  инновационной  деятельности  обусловлена необходимостью  повышения  мотивации  детей к  выбору  инженерных  профессий  и  создания системы  непрерывной  подготовки  будущих  квалифицированных инженерных  кадров, обладающих определенными  знаниями  и  профессиональными  компетенциями  для  развития приоритетных направлений отечественной науки и техники. Поэтому  нами  была  поставлена  цель  - это разработка  и  внедрение  на  базе  ДОУ  развивающей  среды  в  форме  детского  Энерджиквантума, ориентированного  на  дошкольный  возраст  детей,  на  развитие  у  детей  научно-технического и художественного творчества.

Что в дальнейшем поможет детям с ОВЗ принять участие в техническом творчестве, профессионального мастерства.

Слайд 4

Энерджиквантум – одно из ярких направлений квантумов, где дети знакомятся с основами электроники и  электротехники.  

В рамках работы этого квантума проходит эксперименты с источниками света и звука и  Опыты с магнитами.

 

Слайд 5

Преимущества Энерджиквантума в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

 Это возможность заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать доверие и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный  подъем. Даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

Слайд 6

Цель данного квантума это формирование и развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников с ОВЗ через включение в деятельность Энерджиквантума в детском саду.

Реализовывая цель, были поставлены следующие задачи:

•      Развивать у детей с ОВЗ познавательную активность, творческую инициативу и интерес к техническому направлению. 

•      Развивать коммуникативные качества детей с ОВЗ и их навыки командной работы.

  • Дать общие сведения о схемотехнике, электронике, в том числе и о электроконструировании.

•      Формировать первоначальные профессиональные предпочтения. 

Слайд 7

Специфическими  принципами  организации  деятельности  дошкольников  с  ОВЗ, позволяющими формировать у них инженерное мышление становятся принципы:

  принцип  учета  зоны  ближайшего  развития  –  сущность  этого  метода  в  создании условия, помочь ребёнку сделать первые самостоятельные шаги.

  принцип  признания  интересов,  мотивов  деятельности  ребёнка  и  его  динамики продвижения на их основе;

  реагирования  (то есть своевременное  стимулирование  и  поддержка  инициативы  и самостоятельности детей);

  гибкости в инициированной взрослым деятельности;

Слайд 8

Работа в Энерджикванториуме осуществляется поэтапно и включает систему мероприятий  по  решению  поставленных задач.

Слайд  9 

На первом этапе находятся на следующей ступени разработки:

- изучены нормативно-правовая база и методическая составляющая , разработаны  организационные  формы работы.

- подобран диагностический инструментарий для определения уровня заинтересованности и готовности детей с ОВЗ

Слайд 10

В процессе работы по данной теме пополнилась развивающая среда наглядно-демонстрационным материалом о физических явлениях и магнитах. Также пополнилась научно-методическая литература.

При изучении методического материала по данному направлению я за основу решила взять методику Ольги Витальевны Дыбиной доктора педагогических наук. Для  проведения диагностики я опиралась на методику Людмилы Николаевны Прохоровой.

 Для занятий с электронным конструктором воспользовалась рекомендацией Бахметьева Андрея Брошюрой по руководству электронного конструктора «Знаток»

Слайд 11

На базе нашего детского сада появилась уникальная лаборатория Энерджиквантум, которая укомплектована основным оборудованием и различными материалами. Ребята с большим удовольствием посещают ее, работая с различными видами магнитного конструктора. Собирая электронный конструктор, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п.

Слайд 12

На II этапе я разработала и реализовала методические рекомендации деятельности Энерджиквантума. Использовала следующие формы работы с детьми, такие как:

 Фронтальная образовательная деятельность,

Совместная деятельность воспитателя с ребенком,

Индивидуальная работа,

Самостоятельная практическая деятельность детей.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);

2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);

3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике)

4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.

Одним из важных направлений в деятельности Энерджиквантума является привлечение родителей. Поэтому для работы с семьей я выбрала следующие формы успешного взаимодействия

 Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

Слайд 13

В процессе работы над данной темой дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

 Слайд 14

Конструктор «Знаток» предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение. Даже если ребенок абсолютный гуманитарий, ему будет интересно поработать с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Работа с деталями электронного конструктора позволит усовершенствовать, сделать более точными движения пальчиков детей с ОВЗ, что окажет незаменимую помощь в освоении письма в будущем, а также в развитии мышления и речи.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Дети на этих занятиях сами оценивают свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Слайд 15

Также был проведен цикл занятий по взаимодействию электричества и магнита. На этих занятиях дети узнали, что любую электрическую цепь можно замкнуть с помощью магнита, заменив выключатель деталью геркон.

И сейчас предлагаю Вам посмотреть фрагмент одного из занятий, целью которого было закрепление знаний о специализированных машинах, с помощью электрического конструктора «Знаток».

Слайд 16

Ресурсы лаборатории Энерджиквантума мы можем использовать не только в специальной оборудованной комнате, но и в группой. Здесь проходят совместная и самостоятельная  деятельности. Дети самостоятельно могут собрать электрическую цепь, играть с магнитными конструкторами, выявлять свойства металла.

Опыты по движению воздуха проходили с использованием свечи под контролем взрослого.

Слайд 17

На  индивидуальных занятиях  с детьми с ОВЗ проверяем правильность сбора электросхемы, изучаем гравитацию магнитного поля, собираем различные электрические схемы, конструируем из магнитного конструктора.

Слайд 18

Традиционные формы работы с родителями мы используем постоянно: консультируем, беседуем, распространяем буклеты и памятки.

Как же взаимодействие с родителями сделать более продуктивным? У нас открылся видеосалон, где я могу показать родителям, чем мы занимаемся, как мы занимаемся. Чтобы родители увидели увлеченность детей и поддерживали ее дома, тогда они охотно помогают в оптимизации развивающей среды Энерджиквантума. Благодаря видеосалону родители стали активно участвовать в экспериментальной деятельности детей. Также проводились родительские собрания в нетрадиционной форме игратека-практикум на тему: «Эксперимент это интересно» .

Слайд 19

К Индивидуальным формам работы относятся: беседы и консультации, индивидуальные занятия с ребенком в присутствии одного из родителей, переписка, минутки доверия.

 Минутки доверия проходит в тихий час, по предварительной договоренности воспитателя и родителя. Где любой родитель может обратиться с проблемой ребенка или с личной проблемой, влияющей на ребенка.

Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.

Переписку обеспечивают как специалисты, так и родители. Переписка работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

Слайд 20

На начальном этапе, как и в конце нашей деятельности, была проведена диагностика по методике «Выбор деятельности» Прохоровой Людмилы Николаевны

Эта Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в жизни детей.

Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности такими как:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3 – изобразительная;

4 – детское экспериментирование;

5 – труд в уголке природы;

6 – конструирование.

Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делось три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе, за первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

В результате сравнения выявили, что дети стали больше проявлять интерес к экспериментальной деятельности, а не просто играть. Приятным фактом стало появление семейных лабораторий. Дети с удовольствие рассказывают об этом, а родители в социальных сетях делятся своими видео.

Слайд  21

Также достойным показателем работы Энерджиквантума стало участие детей с ОВЗ  в конкурсном движении на всероссийском и международном уровне.

Слайд 22

Работая в Энерджиквантуме выявили следующие критерии эффективности для детей с ОВЗ

Квантум помогает детям с ОВЗ усвоить информацию, полученную с помощью органов чувств (вид, звуки, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве).

Позволяет детям с ОВЗ осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой они находятся.

Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует концентрироваться (например, слушать педагога и не обращать внимания на уличный шум).

Слайд 23

Говоря о дальнейших перспективах, хочется замахнуться на многое. Но оценив свои возможности и рассмотрев уже полученные результаты, поставила следующие цели: Повысить свою  профессиональную компетентность для дальнейшего развития и улучшения Энерджиквантуму.

Приобрести  цифровую лабораторию «Наураша».

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Выступление на ГМО г. Нижневартовска)

Использование игровых технологий при формировании элементарных математических знаний у детей дошкольного возраста....

«Дидактические пособия для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста» (опыт работы)

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании  очень велика. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширяет его кругозор,игры дают упражнения, полезные для...

ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...