"Клубный час" - как средство развития художественно-творческих навыков детей старшего дошкольного возраста.
консультация

Корнилова Татьяна Игоревна

"Клубный час" -  как средство развития художественно-творческих навыков детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_ch.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Клубный час» - как средство развития художественно-творческих навыков старшего дошкольного возраста»

Цель: создание благоприятных условий для формирования художественных способностей, творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе использования технологии «Клубного часа»

Задачи:

  • Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста
  • Формировать умения действовать в соответствии с задуманным планом, доводить начатое дело до конца
  • Совершенствовать навыки работы изобразительным  материалом в разных техниках
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
  •  Развивать мелкую моторику рук,  глазомер, художественный вкус и творческие способности детей

             У многих педагогов возникает вопрос о заинтересованности ребенка в деятельности? Как сформировать в детях, без особых усилий, способность чему-либо научиться, без подсказки и усилий со стороны старших создавать что-то новое, фантазийное и это новое помогало бы ребенку придумать сюжет для будущей игры, привлекая все большее количество участников и дальнейшее развитие действий.

      «Клубный час», предоставляет возможность решить многие задачи, в том числе и художественно-творческие. «Клубный час» - это технология позитивной социализации детей дошкольного возраста, которая предполагает развитие в детях саморегуляции поведения (свободный вход и выход), освоение  умений планировать свои действия и оценивать их результаты, доводить начатое дело до конца, воспитание у детей самостоятельности и ответственности, уважительного отношения к окружающим и т.д.  Также определяется вид «Клубного часа» - тематический или деятельностный, детям дается план-карта, с помощью которой, ребенок самостоятельно передвигается и ориентируется в помещении детского сада, а также планирует,  какой клуб он посетит первым, вторым и т.д. Далее разрабатываются  правила поведения, дается инструкция.

  Как правило, один из клубов – это творческая мастерская.  Тематика «Клубного часа» и творческой мастерской всегда связана с ситуацией месяца.  Заранее создаются плакаты для привлечения внимания детей к проблеме, выбираются предметы-провокаторы, продумывается развивающая предметно-пространственная среда, способствующая творческой активности детей, а самое главное, определяется мотив (очень часто его подсказывают сами дети в предварительном обсуждении «Клубного часа»), деятельность,  которая должна быть значима для самого ребенка.

Содержание мотива может быть:

Если клуб тематический,                                         если деятельностный,

 то связан с ситуацией месяца                                    тогда деятельность                            

       и зависит от  возрастных                                             выбирается с учетом

        особенностей детей                                                     мнения  детей                                          

                                       (голосование на  

«рефлексивном круге;

становится понятно,

что детям нравится

и чем хотят заняться)

Мотивы:

  • изготовление игр и игрушек, пособий для игровой деятельности;
  • изготовление поделок, открыток, сувениров для друзей, именинников группы, значимых взрослых;
  • оформление особых дат ( праздники, концерты, музспектакли, дни рождения друзей, юбилей детского сада и т.д.);
  • создание и оформление книжек для малышей;
  • оформление творческой выставки, театра или мини-музея;
  • пополнение РППС группы

Дошкольникам очень  нравится «Клубный час», они с нетерпением ждут его начала. Приходя в мастерскую, дети уже готовы погрузиться в мир творчества и фантазий, готовы к ручному труду.

Организация работы клуба «Творческая мастерская»:

  • использование технологических карт

принцип отбора: от простого к сложному

  1. простые и цветные , с небольшим количеством шагов (старшая группа 3-4), (подготовительная группа 5-6)
  2. цветные, с усложнением и детальным описанием деятельности
  3. карты-схемы с пропуском какого-либо шага, для развития логического мышления ребенка и возможности самостоятельного принятия решения дальнейшего действия
  4. черно-белые схемы с использованием стрелочек (например, для оригами)
  5. схемы «лесенки» (этапность -  расположение снизу вверх)
  6. сложные черно-белые схемы с символами
  • организация совместной работы в парах (особенно в самом начале проведения «Клубного часа», когда дети стесняются приходить в клуб по одному)
  • содержание элемента  загадочности (сюрпризный момент, «чудесный мешочек», «волшебная шкатулка» с заданием, карты с выбором задания)
  • решение проблемных ситуаций (в выборе способа действия, материала или техники;  допускаются стертые кусочки, половинки работы или допущены ошибки и ребенку необходимо их исправить, чтобы получился задуманный образ)
  • самостоятельный выбор изобразительного материала (вариативный ряд выбора изобразительного, природного и бросового материала, разнообразие видов и фактурности бумага, дополнительные материалы для создания образа (объемные носики, глазки, салфетки и т.д)
  • включаем познавательные моменты ( например, собрать пазл или разгадать ребус, который подскажет дальнейшее задание)
  • моменты неожиданности, проблемные ситуации (билет с заданием по цветоведению, где  необходимо выполнить какой-то элемент в теплых, холодных , нейтральных тонах или цветах спектра
  • дети имеют возможность попробовать свои силы в разных техниках (пластилинография, коллажирование,  граттаж, цветная графика, нетрадиционные  и смешанные технологии, монотипия, декор, стилизация и т. д.)

Опыт показал, реализация данной технологии учит ребенка самоконтролю, дисциплинирует, позволяет приобрести умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Ребенок легко усваивает, что такое час, и как с пользой его провести, чему-либо научиться или получить продукт художественного творчества. Педагог, работающий в клубе, имеет возможность создать «ситуацию успеха» для конкретного ребенка, способствовать реализации творческой задумки детей, повысить авторитет, самоутвердиться даже самому застенчивому и робкому ребенку среди сверстников ( в момент рефлексии при обсуждении итогов «Клубного часа» и демонстрации продукта деятельности). Правильная мотивация, конструктивные идеи и организация работы творческой мастерской в технологии «Клубного часа» привлекают детей, помогают испытать радость творчества, уверенность в своих возможностях, способствуют в изготовлении продукта,  который потом может послужить началом игровой деятельности, так ценной в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"

Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...

Выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад  № 14 «Де...

Опыт работы "Коллаж как средство развития художественно-творческих способностей у детей страршего дошкольного возраста.

В данном опыте я представила презентацию, перспективное планирование, конспекты занятий по данной теме....

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...