Выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
материал по рисованию (подготовительная группа) по теме

Федотова Оксана Владимировна

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад  № 14 «Дельфинята» г. Коломна, в  подготовительной группе №11 «Золотые рыбки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление  уровня  развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад  № 14 «Дельфинята» г. Коломна, в  подготовительной группе №11 «Золотые рыбки».

На констатирующем этапе, была проведена методика М. Г. Смирновой «Выявление художественно-творческих  способностей»: «Понаблюдай и нарисуй», «Собери букет», «Составь букет», «Помоги художнику», «Чудесный лес», «Волшебные картинки», «Цветные коврики», «Волшебные очки». Для выявления уровня развития мелкой моторики, были использованы следующие методики:  «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Задание 1. Понаблюдай и нарисуй. Выявить у детей понимание взаимосвязи между такими нравственно-эстетическими категориями в искусстве как добро, красота. Детям предлагалось рассказать о своих наблюдениях в природе и нарисовать рисунки.

Задание 2. Собери букет. Подбирать лепестки, сначала только по цвету, далее – по форме и цвету. Материал: цветы из однотонной бумаги на 7 цветов, укреплённых на палочках.

Задание 3.Составь букет. Дети самостоятельно составляли свой натюрморт из готовых плоскостных фигур ваз и цветов. Для этого предлагали разные формы ваз, цветы из бумаги. После составления дети зарисовывали свой натюрморт.

Задание 4.Помоги художнику. Воспитатель сообщал о том, что художник Тюбик не успел дорисовать картинку до конца и просил ребят помочь ему закончить работу. Материал: карандаши и набор карточек с незаконченными изображениями одного из предметов.

Задание 5.Чудесный лес.  Воспитатель предлагал нарисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения  превращаются в реальные предметы: цветы, бабочек, птичек и т. д. Когда дети нарисуют лес, воспитатель отмечал оригинальность каждого рисунка. Материал: картинки, где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения.

Задание  6. Волшебные картинки. Воспитатель говорил, что каждый получит волшебную карточку, которую можно превратить в различные предметы, если немного пофантазировать. Получив одинаковые карточки, дети старались дополнить изображение таким образом, чтобы нарисованный предмет отличался от того, который придумал сосед; когда картинки были  готовы, дети их рассматривали. Материал: карандаши, набор карточек с различными схематическими изображениями.

Задание 7. Цветные коврики. Выявить у детей умение составлять красивые цветовые сочетания. Дети рисовали  горизонтальные или вертикальные линии. Во время работы следили, чтобы дети добивались красивого сочетания.

Задание 8. Волшебные очки. Показав детям очки разной формы, воспитатель говорил, что волшебство очков заключается в том, что стоит их надеть, как все вокруг предметы приобретают форму очков. Так, надев круглые очки, видишь всё круглое.  Материал: карандаши, «волшебные» очки различной формы и соответствующие им фигурные трафареты.

Для анализа процесса и результата художественно-творческих способностей был применён комплекс критериев и показателей, разработанных Т.С. Комаровой. Критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности.  

По всем критериям, давалась оценка по трёх балльной системе:

3 балла – все выполнили;

2 балла – частично;

1 балл – не выполнили.

Все оценки по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. На основе набранной суммы дифференцируют детей по уровню овладению художественно-творческими способностями: высокий, средний, низкий уровень (данные представлены в таблицах № 1, 2, графиках № 1, 2).  

I группа.  Анализ продукта деятельности

1.Содержание изображения (полнота созданного образа).

Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. При анализе детского рисунка отмечается  работа по всей плоскости листа.  Так  у 4 детей (Ира Ш., Настя М., Лена П., Коля Ш.) отмечалось:  умение составления сложного рисунка, равномерность компоновки, непрерывность проведения линий, самостоятельность выбора персонажей, сформированность  графических навыков, умение менять направление движения руки.  

У 6-х  детей (Саши Г., Артёма К., Ильи Е., Полины Н., Эльвиры Г., Ани С.) отмечалось: увлеченность рисованием; владение графическими материалами, умение менять направления движения руки;

У 2 детей (Егора Г., Саши Р.) отмечалась: плохая компоновка, прерывистость линий, бедность рисунка.

В последующих критериях выделялись показатели, позволяющие определить овладение изобразительной деятельностью по разным направлениям.

   2.Передача формы:

- форма передана точно – 3 балла (41,7%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (58,3%)

- искажения значительные, форма не удалась – 1 балл (0%)

3. Строение предмета:

- части расположены, верно – 3 балла (41,6%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (50%)

- части предмета расположены неверно – 1 балл (8,4%)

4. Передача пропорции предмета в изображении:

- пропорции предмета соблюдены – 3 балла (33,3%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (50%)

- пропорции предмета переданы неверно – 1 балл (17,7%)

5. Композиция:

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композицией выделяются две группы показателей:

а) расположение изображений на листе:

- по всей плоскости листа –  3 балла (8,5%)

- на полосе листа – 2 балла (75%)

- не продумано, носит случайный характер – 1 балл (16,5%)

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла (8,5%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (75%)

- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл(16,5%)

6. Передача движения:

- движение передано достаточно чётко – 3 балла (0%)

- движение передано неопределенно, неумело – 2 балла (33,3%)

- изображение статичное – 1 балла (66,7%)

7. Цвет.

В этом критерии выделяются  две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения декоративной композиции;

- передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи) – 3 балла (33,3%)

- есть отступления от реальной окраски – 2 балла (66,7%)

- цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно – 1 балл (0%)

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого – 3 балла (33,3%)

- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное – 2 балла (66,7%)

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) – 1 балл (0%)

Данные анализа продукта деятельности представлены в таблице № 1

Таблица  1

Анализ продукта деятельности старших дошкольников.

Имя ребёнка

форма

Строение предметов

пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

уровень


1

Егор Г.

  2

  2

 1

1;1

   1

 2;2

 12

низкий

2

Саша Г.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

3

Эля Г.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

4

Илья Е.

  3

  3

 2

2;2

   1

 2;2

 17

средний

5

Артём К.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

6

Настя М.

  3

  3

 3

2;2

   2

 3;3

 21

высокий

7

Полина Н.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

8

Лена П.

  3

  3

 3

2;2

   2

 3;3

 21

высокий

9

Саша Р.

  2

   1

  1

1;1

   1

 2;1

 10

низкий                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

10

Аня С.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

11

Ира Ш.

  3

  3

 3

3;3

   2

 3;3

 23

высокий

12

Коля Ш.

  3

  3

 3

2;2

   2

 3;3

 21

высокий

Итого баллов по критериям

 

 29

 

 29


 26


23;23

 

  16

 

28;27


 201


На основе полученных данных были выявлены следующие уровни:

Высокий – 33,3% (Насти М., Лены П., Иры Ш., Коли Ш., форма передана точно, части расположены, верно, соблюдены пропорции предметов, изображения расположены по всей плоскости листа, движение передано достаточно чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого).

Средний – 50% (Саша Г., Эля Г., Илья Е., Артём К., Полина Н., Аня С., есть незначительные искажения в передаче формы, строении предметов и передаче пропорции предмета, изображения располагались на полосе листа, в соотношении по величине разных изображений есть незначительные искажения, Движение передано неопределённо, неумело. В цветовом решении изображении декоративной композиции есть отступления от реальной окраски, в цветовой гамме изображения преобладание нескольких или оттенков).

Низкий – 16,7% (Саша Р., Егор Г., в передаче формы искажения значительные, форма неудалась, части предмета и его пропорции переданы неверно, композиция непродуманна, носит случайный характер, изображение статичное).

 II группа.  Анализ процесса деятельности

1.Характер линии. В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер линии:

- слитная – 3 балла (41,7%)

- прерывистая – 2 балла (50%)

- дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая – 1 балл (8,7%)

б) нажим:

- средний – 3 балла (33,3%)

- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу) – 2 балла (50%)

- слабый (иногда еле видный) – 1 балл (16,4%)

в) раскрашивание (размах):

- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура – 3 балла (25%)

- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура – 2 балла(50%)

- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися за пределами контура – 1 балл (25%)

г) регуляция силы нажима:

- регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура – 3 балла (25%)

- регуляции удаются не всегда – 2 балла (50%)

- не регулирует силу нажима и размах – 1 балл (25%)

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности – 3 балла (41,6%)

- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) –  2балла (41,6%)

- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) – 1балл (16,8%)

б) оценка ребенком созданного им изображения:

- адекватна –  3 балла (25%)

- неадекватна (завышенная, заниженная) – 2 балла (50%)

- отсутствует – 1 балл (25%)

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

- к предложенному заданию –  3 балла (25%)

- к процессу деятельности –  2 балла (50%)

- к продукту собственной деятельности –  1 балл (25%)

3. Уровень самостоятельности:

- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла (33,3%)

- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко – 2балла (50%)

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл (16,7%)

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла –  3 балла (33,3%)

б) оригинальность изображения –  2 балла (25%)

- стремление к наиболее полному раскрытию замысла –  1 балл (41,7%)

Данные анализа процесса деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

  Данные анализа процесса деятельности старших дошкольников.

Имя ребёнка

Характер линии

Регуляция деятельности

Уровень самостоятельности

Творчество

Общее число баллов

уровень


1

Егор Г.

2;   2;  1;    1

 1;   1;  1

    1

  1;  1

 12

низкий

2

Саша Г.

2;   2;  2;    2

 2;   2;  1

    2

  2;  2

 19

средний

3

Эля Г.

2;   2;  2;    2

 2;   1;  1

    2

  2;  2

 18

средний

4

Илья Е.

3;   2;  2;    2

 3;   2;  2

    2

  2;  2

 22

средний

5

Артём К.

2;   1;  1;    1

 2;   2;  2

    2

  2;  2

 17

средний

6

Настя М.

3;   3;  2;    2

 3;   2;  3

    3

  2;  2

 25

высокий

7

Полина Н.

2;   2;  2;    2

 2;   2;  2

    2

  2;  2

 20

средний

8

Лена П.

3;   3;  3;    3

 3;   3;  3

    3

  2;  2

 28

высокий

9

Саша Р.

1;   1;  1;    1

 1;   1;  1

    1

  1;  1

 10

низкий

10

Аня С.

2;   2;  2;    2

 2;   2;  2

    2

  2;  2

 20

средний

11

Ира Ш.

3;   3;  3;    3

 3;   3;  3

    3

  3;  3

 30

высокий

12

Коля Ш.

3;   3;  3;    3

 3;   3;  3

    3

  2;  2

 28

высокий

Итого баллов по критериям


28;26; 24;24


27;24;24

 

   

   26

 

 

  23;23

 


 249

 


На основе полученных данных были выявлены следующие уровни:

Высокий – 33,3% (Насти М., Лены П., Иры Ш., Коли Ш., характер линии слитный, нажим средний, раскрашивание мелкими штрихами, регулируют силу нажима.  Адекватное отношение к оценке взрослого сильное эмоциональное отношение к предложенному заданию, задание выполняют самостоятельно, без помощи педагога.

Средний – 50% (Саша Г., Эля Г., Илья Е., Артём К., Полина Н., Аня С., линия прерывистая, нажим сильный энергичный, раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура, регуляция нажима удаётся не всегда. Эмоционально реагируют на оценку взрослого, требуется незначительная помощь).

Низкий – 16,7% (Саша Р., Егор Г., линия дрожащая, неуверенная, нажим слабый еле видный, не регулируют силу нажима, безразличие к оценке взрослого к продукту собственной деятельности, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого).

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. В процессе выявления уровня развития мелкой моторики, были использованы следующие методики:  «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент». Исследование проводилось на занятиях, наблюдение велось за тем, как реагировал каждый ребёнок на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, активность или пассивность.

Для определения выполнения данной методики были выделены следующие показатели:

3 балла (правильное выполнение задания).

2 балла (испытывают небольшие затруднении).

1 балл (неправильное выполнение задания).

Для определения уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, сформированности операции обведения и вырезывания  использовалась методика «Рисование ножницами».

Данная методика выявляет у ребёнка внимательность, зрительно – моторную координацию и мелкую моторику кисти рук. Для данного занятия были подобраны следующие ножницы: небольшие отвечающие требованиям. Дошкольникам были, показаны вазы разной формы, ребята могли рассмотреть, ощупать. Испытуемым предлагался сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Детям необходимо было приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Анализ результатов методики показал, что на 3балла выполнили задание 4 детей, что составляет 33,3% от всего количества испытуемых. 6 детей справились с заданием на 2 балла, что составляет 50% от всего количества испытуемых.  Дошкольники испытывают трудности при работе с ножницами и разметки бумаги по шаблону, ножницы держат правильно, но испытывают трудности при сжимании, разжимании их, при регулировании силы нажима. На 1 балл с заданием справились 2 детей, что составило 16,7% от всего количества испытуемых. Они неправильно держат ножницы, вырезывают бумагу кончиками ножниц, шаблон при обведении соскальзывает, линия разреза не совпадает с линией разметки. Прямой разрез делают не одним нажимом, а несколькими, линия получается неровной, с «зубцами», вместо острых углов получаются закругленные.

Методика «Пластилиновые узоры» использовалась для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином. Детям предлагалось рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги. Воспитатель показывает, как наносить пластилин слоем в 1–2 см на листок бумаги, разглаживать её, смачивая палец водой. Объяснить и показать, как наносить рисунок заострённой палочкой стеки; фон вокруг рисунка можно обжать, тогда рисунок получится выпуклым. Пояснить, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.

На 3 балла с заданием справились 4 детей – 33,3%, от всего количества испытуемых. Анализ результатов свидетельствует, что у 6 дошкольников – 50%  от всего количества испытуемых,  выполнили задание на 2 балла. Дети не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые. На 1 балл задание выполнили 2 ребенка – 16,7% Движения их рук  неловки, слабы, отсутствует скоординированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей

Методика «Рисование по замыслу». Детям было предложено работать по своему замыслу. Перед занятием детские работы, выполненные на предыдущем занятии («Замороженные окна», «Узоры на стекле»), прикрепили к мольберту, имитируя окно с открывающимися ставнями.

Воспитатель. Как, ребята, поживаем? Вроде, кажется, скучаем? И развеять, чтобы скуку позовем-ка мы Ауку.

Кукла Аука. Ой, ребята как я рад. К вам пришел я на занятие. Я, что было сил, бежал, как ау вдруг услыхал. Рассматривает окно, а я окна так люблю изредка и пошалю: загляну в окошко, посмеюсь немножко. Но в лесу, где окна взять? Может быть нарисовать. То, что видно за окном: лес, трамвай, а может дом? Все-все, что вы хотите, пожалуйста, изобразите.

Дети рисуют на свободную тему материалом по выбору.

Показания выполнения данного задания представлены в таблице.

4 детей – 33,3% выполнили задание на 3 балла. Данные, свидетельствуют, что у 6 детей –50%справились с заданием на 2 балла. На 1 балл выполнили задание 2 детей – 16,7%.  Результаты показали, что дошкольники неправильно держат кисть и карандаш, не регулируют силу нажима, не справлялись с ритмичными повторениями однородных движений.

Методика «Деревья из бумажных лент» развивает аналитическое мышление, т.е. анализировать способы выполнения работы, навык самоконтроля в процессе работы. А также развитию согласованности в работе глаз и рук совершенствованию координации движений, гибкость, точность в действиях.

Необходимо нарезать перед уроком бумажные полосы шириной от 5 мм до 1,5 см и длиной до 25 см в количестве 15 – 20 штук для одного ребёнка.

Бумажные полосы собираются в плотный пучок с одного конца. Одной из полосок (приклеивая её) обматывают по спирали будущий ствол дерева. Полоса должна плотно облегать ствол. Обмотав 5–6 см снизу, от основного пучка отделяют 3–5 полосок, собирают их в отдельный пучок, отводят в сторону и продолжают накручивать до сведущего ответвления. Концы полосок пока оставляют в свободном провисании. Число ответвлений делают на своё усмотрение, но каждую ветвь «лепят» в нужном направлении до полного высыхания клея.

Одну из нарезанных полосок бумаги шириной 0,5–1,5 см произвольной длины накручивают на карандаш. Витки должны быть плотными. После окончательного скручивания карандаш вынимают. Ажурность спиралей зависит от диаметра стержня и ширины полоски бумаги.

Данная методика позволяет развить навык соотношения силы нажима с качеством бумаги; соотношение амплитуды движений с длиной полосы.

Данные представленные в таблице №3 показывают,  что на  3 балла выполнили задание 4 детей, что составляет 33,3%. На 2 балла справились с заданием 6 дошкольников – 50%. Дети с трудом закручивают бумажную полосу, тяжело дается создание рельефа. По 1 баллу получили 2 детей – 16,7%. Ребята совершенно не соотносят силу нажима с качеством бумаги, соотношением амплитуды движений с длиной полосы, не сгибают бумагу в разных направлениях.

Данные развития мелкой моторики представлены в таблице № 3, графике №3.

Таблица 3

Уровень развития мелкой моторики у  детей старшего дошкольного возраста.


Имя ребёнка

Разметка по шаблону и

работа с ножницами

Работа с пластилином

Рисование по замыслу

бумагопластика

 уровень

1

Егор Г.

                1

       1

      2

           1

низкий

2

Саша Г.

                2

       2

      2

           2

средний

3

Эля Г.

                2

       3

      2

           2

средний

4

Илья Е.

                3

       2

      2

           2

средний

5

Артём К.

                2

       2

      2

           2

средний

6

Настя М.

                2

       3

      3

           3

высокий

7

Полина Н.

                2

       2

      2

           2

средний

8

Лена П.

                3

       2

      3

           3

высокий

9

Саша Р.

                1

       1

      1

           1

низкий

10

Аня С.

                2  

       2

      2

           2

средний

11

Ира Ш.

                3

       3

      3

           3

высокий

12

Коля Ш.

                3

     

       3

      3

           3

высокий

Общие число баллов

               

               26

     

         26

     

         27

         

         26

Таким образом, в результате проведенного наблюдения можно сделать вывод, у 4 детей, отмечается более высокий уровень развития мелкой моторики. Они выполняли все задания самостоятельно, допускали небольшие ошибки, движения их пальцев достаточно точные, уверенные, скоординированные. У них правильная хватка ножниц, карандаша, кисточки. Сформированы умения вырезывания, сгибания, намазывания, наклеивания, раскатывания, вдавливания.

У 6 человек  наблюдается средний уровень развития мелкой моторики. Эти дети испытывают трудности при выполнении определенных двигательных операций (более сложных), поэтому им необходима не большая помощь. На низком уровне находятся 2 детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"

Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...

Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи

Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...

Отчёт по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста» в подготовительной группе

laquo;Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраст...

«Обратная аппликация из пластилина как нетрадиционная форма работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином к...