«Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края»
статья (подготовительная группа)

Ростиславская Елена Викторовна

В статье описана система работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края». Рассмотрены технологии и методы, способствующие развитию духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края»

Ростиславская Е.В.,

Воспитатель ГБДОУ д/с 14

Аннотация: описана система работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края». Рассмотрены технологии и методы, способствующие развитию духовно-нравственного воспитания.

Период 5-7 лет является наиболее сенситивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, на этапе дошкольного возраста у детей формируются мировоззрение, своя реакция на поступки других и собственное поведение, отношение к окружающему миру. Способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения. Нормы поведения прививаются в процессе духовно-нравственного воспитания, при котором углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного отношения со сверстниками, даются представления о непосредственном окружении: дом, улица, город.

Таким образом, важнейшую роль играет обстановка вокруг ребёнка, отсюда возникает необходимость введения детей в многообразный окружающий мир, например раскрытие особенностей родного города и его традиций.

Система работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края» разработана в рамках реализации национального проекта «Образование» и адресована всем участникам образовательных отношений. Отличительной особенностью разработки является то, что в сравнении с традиционной организацией работы детского сада по формированию духовно - нравственного воспитания дошкольников, система работы ориентирована на участие всех субъектов образовательного процесса, предполагающее взаимное воспитательное воздействие друг на друга. Вовлечение семей воспитанников и сотрудничество с детским садом и общественными организациями помогает выработать единый комплекс воспитательных воздействий на детей. Родители участвуют в проектной деятельности, являясь активными участниками образовательного и творческих процессов, а не сторонними наблюдателями. Некоторыми формами такого взаимодействия стали интерактивные экскурсии по пейзажным паркам города, выпуск видеожурнала парки Петергофа, работа над альбомом воспоминаний касательно знания древа семьи и традиций внутри, помощь в проведении мастер-классов, открытых мероприятий, а также подбор необходимого материала и литературы в реализации образовательных технологий.

Например, для развития способности анализировать различные ситуации и находить их решения используются Case – технологии, своего рода проводники, обеспечивающие взаимосвязи с жизнью и игрой ребёнка. Совместно с детьми важно разбирать, анализировать и решать проблему, при этом давая оценку тем или иным поступкам – это учит правильно оценивать не только других, но и замечать недостатки в своём поведении, происходит формирование у детей навыков работы в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях.

Художественная литература может быть неотъемлемой частью воспитания человека. Она помогает смотреть на мир чужими глазами, учит понимать мотивы, причины действия людей, а понимание способно решить огромное количество конфликтов и ошибок, либо же избежать их на этапе зарождения, как следствие повышается уровень эмпатии и эмоционального интеллекта. Хорошая литература не просто сухое изложение фактов, она содержат в себе красоту как таковую, эстетические переживания очень важны, в том числе и для детей дошкольного возраста.

На основе подобранных литературные произведений: «Город Петергоф», «Рассказы Ушинского, Толстого, Осеевой», «Особенности басен и сказок», направленных на формирование моральных и этических норм у детей дошкольного возраста с детьми была создана интеллект-карта, представляющая простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются способности к изображению окружающего мира.

Социо-игровые технологии способствуют созданию дружного коллектива, установления позитивных межличностных отношений, развитию лидерских качеств. Круги Эйлера учат устанавливать взаимосвязи. Например, мы кладём обручи, таким образом, чтобы у них был участок пересечения, в который дети будут складывать карточки со сказочными персонажами, которые встречаются как в сказках, так и баснях, оставшиеся персонажи будут лежать в не пересекающихся частях – каждый в своём обруче.

Сторителлинг - вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования - отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. В последствии воспитанникам было предложено задание коллективно попробовать создать сюжет, происходящий в Луговом парке, в родном городе Петергоф, с историей которого не без помощи педагогов и родителей раннее ознакомились воспитанники.  Дети при помощи пластилина лепили изображения предметов и персонажей, связывали в единую историю, пробовали визуализировать придуманный сюжет на конверт – доске.

Описанные выше методы и технологии помогают в игровой и непринуждённой формах образовывать детей, развивать их личности, показывая им пример демоверсии жизни при помощи игр и занятий. В конце концов правильные ориентиры помогут детям научиться корректно коммуницировать с миром, замечая какую красоту могут представлять окружающие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...

«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»

laquo;Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края

Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко ...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края»

laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание –это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, передвсей страной», &ndash...

Городской семинар с элементами мастер-класса "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края".

#Повышение_педагогической_компетентностиВ рамках мероприятий по взаимному сотрудничеству управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж с городскими благочи...