Использование логоритмики как средство по развитию речи дошкольников
картотека (средняя группа)

Маскаева Бэлла Львовна

Использование логоритмики на занятиях с дошкольниками способствует развитию мелкой моторики, правильному произношению, более четкой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Картотека логоритмических игр.

Тема «Перелетные птицы»                                       

 «Журавль» (русская народная песня)

За болотом травушка зеленая растет, (дети поднимают руки вверх и тянутся за ними)

По воде журавушка, журавушка идет. (идут, руки на поясе)

Ой, как ноги высоко поднимает! (дети высоко поднимают то одну, то другую ногу)

Ой, как крылья широко раскрывает! (стоя на месте, машут руками)

Погулять он по травушке хочет, (одновременно выполняют высокий шаг и махи руками)

Не боится, что ноги замочит.

Тема «Части тела человека»

«Зубная щётка»

Эта щетка для Андрейки, (по два движения указательным пальцем правой руки вдоль левой щечки, потом вдоль правой щечки)

Чисти зубки поскорей-ка. (четыре движения горизонтально расположенным указательным пальцем правой руки вверх-вниз)

Раз, два, три. Раз, два, три. (движения указательным пальцем правой руки вдоль губ)

Вот так зубки! Посмотри! (упражнение «Улыбка»)

«Части тела»

Вот рука, и вот рука —

Хлоп, хлоп, хлоп. (вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопать в ладоши)

Вот нога, и вот нога —

Топ, топ, топ. (выставить вперед правую, затем левую ногу; шагать на месте)

Ну а это — голова. (обхватить голову руками)

Можно сделать два кивка. (выполнять наклоны головы вперед)

Тема «Зимние забавы»                                

         «Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот («рисуют» руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой)

Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга)
А Жучка все лает:                        

«Чужой во дворе!*
И. Демьянов

Тема «Новый год»

           «С новым годом!»

С Новым годом! С Новым годом! (дети стоят лицом в круг, кланяются)

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом (идут по кругу, изображают, что несут на плече елку)

Елку нам уже принес.                                

На верхушке выше веток (встают лицом в круг, поднимают руки вверх)

Загорелась, как всегда, (поднимаются на носочки)

Самым ярким жарким светом (бегут по кругу, поставив руки на пояс)
Пятикрылая звезда.

Тема «Транспорт»

         «Поливальная машина»

Эта «тучка» на колесах (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что крутят руль)

Дождь по городу везет.                        

Станут чистыми дороги, (идут по кругу, изображая, что подметают метлой)

Если тучка их польет.                       

           Н. Нищева

                   «Мчится поезд»

Чух-чух! Чух-чух! (дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка)

Мчится поезд во весь дух.                

Паровоз пыхтит. (первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза)

- Тороплюсь! — гудит. —               

Тороплюсь! Тороплюсь!                        

Тема «Продукты питания»

«Компот»

Будем мы варить компот, (маршировать)

фруктов много надо, вот. (дети встают в круг)

Будем яблоки крошить, (далее имитировать действия под текст стихов)

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, (приседать и хлопать в ладоши)

угостим честной народ.

Тема «Сказки»

«Три медведя»

Три медведя шли домой. (дети идут на внешней стороне ступни)

Папа был совсем большой, (идут, подняв руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (идут, опустив руки)

А сынок – малютка просто. (идут, согнув ноги в коленях)

 «Ходит осень».

Ходит осень в нашем парке, - ходим по кругу

Дарит осень всем подарки. – руки вперед

Бусы красные рябине, - показываем бусы на шее

Фартук розовый осине. – показываем фартук

Зонтик желтый тополям. – руки над головой в форме зонтика

Фрукты осень дарит нам! – руки вперед.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Цели и задачи логоритмики.

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений. Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи: развить чувство ритма и такта; научить правильному речевому дыханию; улучшить общую и мелкую моторики; развить внимание, память и слуховое восприятие; включить в речь ребенка мимику и жесты; научить плавности произнесения слов и фраз. Связь моторного и речевого ритмов.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование наглядно-демонстрационных средств для развития речи дошкольников»

В предезнтации представлены виды и формы работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием наглядного материала...

Работа по самообразованию на тему: « Сказкотеррапия, как средство формирования развития речи дошкольников»

Работа по самообразованию на тему: « Сказкотеррапия, как средствоформирования развития речи дошкольников»Пояснительная запискаМежду разнообразными памятниками народной устной словесности(пословицами, ...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников

Консультации для родителей. педагогов, анкетирование. занятие, награды, достижения...

Степ-логоритмика,эффективное средство в развитии речи и автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи.

Использование степ-логоритмики,способствует развитию общей моторики,как одного из условий речевого развития дошкольников с нарушениями речи.Степ-логоритмика способствует развитию координации движений ...

Статья "Использование ИКТ технологий как средства в развитии речи дошкольников".

Использование ИКТ как средства в процессе организации образовательной области «Речевое развитие» позволяет активизировать восприятие ребёнка при составлении описательного рассказ...