Родитель как участник воспитательно-образовательного процесса
консультация (средняя группа)

В то время, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а иногда и физического выживания, многие родители решают проблемы развития ребенка и личностного роста, родители могут действовать вслепую и интуитивно, поскольку не обладают достаточными знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. Все это, как правило, не дает положительного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Родитель как участник воспитательно-образовательного процесса

«Это зависит от того, как прошло детство, как он держал ребенка за руку в детстве, что попало в его сердце и разум из внешнего мира»

- Это в решающей степени зависит от того, каким человеком будет малыш сегодня. В.А.Сухомлинский

В то время, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а иногда и физического выживания, многие родители решают проблемы развития ребенка и личностного роста, родители могут действовать вслепую и интуитивно, поскольку не обладают достаточными знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. Все это, как правило, не дает положительного результата.

"Родители - это первые учителя. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Семья и детский сад - это два общественных учреждения, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта и настойчивости, чтобы услышать и понять друг друга.

Недопонимание между семьей и детским садом очень сильно сказывается на ребенке. Все мы знаем, что родителей интересует только питание их детей, они считают, что детский сад - это место, где родители заботятся о своих детях, пока они работают. И мы, педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с родителями из-за недопонимания.

Как изменить эту ситуацию. Как вовлечь родителей в образовательный процесс.

Чтобы наладить контакт с семьей учащихся, мы изучаем семью и выясняем образовательные потребности родителей, с целью повышения качества воспитательной работы Для этого мы проводим опрос родителей на тему "Сотрудничество детского сада и семьи". На основе собранных данных анализируется полученная информация, выявляются особенности структуры семейных отношений каждого ребенка, формируются представления о деталях семейного воспитания, которые позволяют выработать тактику общения с каждым родителем и помогают нам, педагогам, ориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи, принимая во внимание учитывайте его индивидуальные особенности .

Важным моментом является определение степени "включенности" родителей в образовательный процесс. Изначально это определялось количественными показателями присутствия родителей на групповых мероприятиях. Посещайте родительские собрания и консультации. Посещайте детские праздники, участвуйте в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий. Участвуйте в выставке и участвуйте в "Дне открытых дверей".Помощь в оснащении коррекционного и образовательного процессов.

Степень "включенности" позволила нам определить качественные показатели участия родителей: их инициативу, ответственность, отношение к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Этот анализ позволил нам выделить 3 группы родителей:

Родители - это лидеры, которые способны участвовать в образовательном процессе и готовы оценить работу детского учреждения. Это родители, которые являются активными участниками образовательного процесса и заинтересованы в успехах ребенка.

Родители - это исполнители, которые участвуют в процессе при наличии значительной мотивации. Это заинтересованные родители, но они хотят решить проблему с помощью специалистов.

Родители - критически настроенные наблюдатели. Это категория родителей, которые формально воспитывают ребенка "на словах" и высказывают критику результата деятельности ребенка или процесса выполнения работы. Это равнодушные родители.

Изучив особенности каждой семьи, мы получаем возможность применять дифференцированный подход к родителям в плане налаживания взаимодействия путем внедрения когнитивного и доверительного направлений в образовательную практику.

Направление познания - это обогащение родителей знаниями в области воспитания дошкольников, их развития, обучения и коррекции речи. Это направление, или реализация образовательной поддержки семьи, поможет родителям понять, как растет ребенок, что с ним происходит и как ему помочь и поддержать. То есть родители становятся по-настоящему равноправными и ответственными участниками образовательного процесса. Это возможно при организации совместной работы специалистов всех детских садов: воспитателей, логопедов, педагогов-психологов, инструкторов по плаванию, учителей физкультуры, музыкальных руководителей, старших медицинских сестер.

При создании условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями необходимо:

Активизировать и обогатить образовательные навыки родителей.

Тесно сотрудничайте с семьей учащегося.

Для активизации и обогащения образовательных навыков родителей мы используем следующие активные формы и методы работы:

* Общие и групповые родительские собрания;

* Консультации по темам и выявленным проблемам;

* Проводим открытое мероприятие в группе с участием родителей;

-Выставка детских работ, выполненных совместно с родителями;

*Совместные экскурсии;

* День общения;

* День добрых дел;

*День открытых дверей;

* Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досуговых мероприятий;

• Оформление фотоальбома "Портрет группы";

* Совместная организация групповой предметно - развивающей среды;

* Работа с родительским активом группы;

* Беседы и тематические встречи с детьми и родителями на тему "Профессия моих родителей" и др.

Подобные мероприятия "сплачивают" родительский коллектив, повышают ответственность, развивают творческие инициативы и, самое главное, формируют отношение родителей к своим образовательным способностям и доверие к детскому саду. Расширяя родительские знания в области воспитания детей, мы внедряем направление доверия в работу с родителями. Чем больше родитель понимает в воспитании детей, тем больше он расположен к нам, учителям. Я хотел бы отметить 1 ключевой момент системы, которая работает с родителями. Каждый человек, который выполнил определенную работу, должен оценить свою работу. Наши родители тоже в этом нуждаются. Мы постоянно обращаем внимание на положительные стороны, достижения ребенка и семьи в вопросах воспитания, обучения и коррекции речи.

Зная, насколько важна атмосфера дружеских отношений между педагогами и родителями, мы проводим первое родительское собрание

"Знакомьтесь" в нетрадиционных формах - чаепитиях, детских мини-концертах, выставках детских работ. Это требует тщательной подготовки. Такие встречи начинаются с поздравлений родителей. Простая игра:

"Давайте познакомимся поближе", "Давайте будем друзьями". - Объединяют взрослых и настраивают их на сотрудничество. Сначала все пребывают в замешательстве, но это чувство быстро перерастает в радость и интерес к происходящему. Мягкое освещение, мягкий тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы и помогают родителям открыто говорить о проблеме.

На каждой встрече уделяйте много внимания детям и благодарите родителей за помощь учителю в работе с детьми. Приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности.

В результате этой работы родители активно участвовали во всех мероприятиях в группе, стали незаменимыми помощниками и научились взаимодействовать друг с другом. В совместной деятельности родителей и воспитателей постепенно устанавливались доверительные отношения. На таких мероприятиях, как "День добрых дел", продажа игрушек, мебели, ремонт группы, помощь в создании тематической развивающей среды в группе, установилась атмосфера спокойствия и теплых отношений между воспитателями и родителями. Вместе мы старались, чтобы дети в группе чувствовали себя хорошо и комфортно.

На сегодняшний день мы можем сказать, что наша группа работала с родителями над выработкой определенной системы. Родители "зрителей" и "наблюдателей" активно участвовали во встрече, стали помощниками воспитателей, и зародилась атмосфера взаимного уважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы и детского сада, выражали восхищение результатами и продукцией деятельности ребенка, научились эмоционально поддерживать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьей по формированию навыков ЗОЖ у участников воспитательно-образовательного процесса.

Консультация для педагогов, работа которых направлена на оздоровление детей. В этой статье приведены основные положения определяющие направление работы с семьей, алгоритм совместных мероприятий с роди...

Система работы педагога - психолога МБУ № 27 "Лесовичок" по повышению уровня мотивационной направленности на совместную деятельность участников воспитательно - образовательного процесса Учреждения

Уважаемы коллеги представляю Вашему вниманию презентацию работы по повышению уровня мотивации на совместную деятельность у всех участников воспитательно - образовательного процесса УчрежденияПЛА...

«Социокультурное развитие всех участников воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения».

«Культурное воспитание начинается оченьрано, когда ребенку очень далеко дограмотности, когда он только научилсяхорошо видеть, слышать и кое-чтоговорить».А. С. Макаренко...

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Методическая разработка по теме: «Реализация этапов работы, направленных на здоровьесбережение всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-родители-педагоги), через эмоционально-двигательный контакт»

Активизация эмоционально-двигательной активности всех участников воспиательно-образовательного процесса с целью здоровьесбережения и установления партнёрских взаимоотношений....