Мастер класс " Использование геоконт в различных видах деятельностей дошкольников"
консультация (старшая группа)

Притворова Елена Викторовна

ГЕОКНТ - ИГРА, РАЗВИВАЮЩАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geokont_master.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение конструктора «Геоконт»

в различных видах детской деятельности»

 

Цель: повышение профессионального умения педагогов по развитию интеллектуальной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1.       Познакомить педагогов с использованием развивающей игры «Геоконт» с детьми дошкольного возраста;

2.       Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающей игры в педагогическом процессе;

3.       Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

4.       Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: дидактическая игра «Геоконт».

 

Ход мастер-класса:

В.В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Б.П.Никитина и Н.А.Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры, одной из которых является конструктор «Геоконт».

Название игры «Геоконт» образовано от словосочетания «геометрический контур». В народе Геоконт называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые называются «разноцветными» и расположены в определенной последовательности по цвету,  соответствуют цветам радуги.

На «разноцветные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. На игровое поле «Геоконта» в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка. Динамичная «резинка» выступает средством конструирования. Одна и та же игра привлекает детей и трёх и шести-семи лет, так как можно решать упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. Поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребёнка, подбирая игровые задания по силам.

Эта игра вместе с первой книгой – методической сказкой «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» даёт возможность в занимательной игровой деятельности успешно решать многие образовательные задачи. Сказки-задания и их добрые герои – мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, паук Юк, который предлагает научить натягивать «паутинки», сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям,  помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, рассматривать и создавать на «Геоконте» не модели конструирования, а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы, синим шепотом Голубой рыбы.

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из разноцветных «паутинок» «Геоконта». Дети создают силуэты по показу взрослого и собственному замыслу, по схеме-образцу и словесной модели. Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а рассматривают и создают на «Геоконте» не модели конструирования, а разноцветные паутинки.

Принцип «Геоконта»: «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого.

Убедиться во всем этом нам поможет практические задания, которые мы с вами выполним с помощью конструктора «Геоконт».

Посмотрите внимательно на Геоконт. Это полянка, где паук Юк при помощи цветных паутинок (показываю цветные резиночки) плетёт разные узоры. «Геоконт» становится Чудесной Поляной Золотых Плодов. На полянке есть гвоздики, их равно 33. Из центра во все концы расходятся семь разноцветных, как в радуге, лучей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. А сверху в центр спускается и освещает полянку белый луч (Луч – Владыка). Чтобы войти в игру необходимо запомнить волшебные слова из Заклинания семи Лучей: кохле – охле – желе – зеле – геле – селе – фи.

У каждого гвоздика располагающегося на луче есть своё имя. Например, посмотрите, этот гвоздик называется Б4, потому что он находиться на белом луче под номером 4. Давайте найдём с вами гвоздик Г2.

Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т.д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает». Вот мы и познакомились с нашей полянкой.

Работу рекомендуется начинать с построения геометрических фигур

 - базовые  (квадрат, круг треугольник),

 -  основные (прямоугольник, ромб),

 -  сложные (пятиугольник, шестиугольник)

На посторенние каждой фигуры вырабатывается алгоритм действий, который из занятия в занятие повторяется и закрепляется навык самостоятельного построения

Например, алгоритм для построения квадрата:

Возьми зелёную верёвочку – надо сделать забор вокруг чудесной поляны зацепи красный гвоздик, тяни к жёлтому, зацепи его, тяни к голубому – зацепи его, и тяни к фиолетовому. Вот у тебя получился квадрат.

Алгоритм для построения круга:

У тебя получился квадрат. Найди самый крайний красный гвоздик и сними  с него  резинку (резинка падает на гвоздик под номером 3). Такие же манипуляции проделать с жёлтым, голубым и фиолетовым гвоздиками.

«Дорожки» и «Квадрат, треугольник, домик» для детей 2-3 лет и при первом знакомстве с «Геоконтом» старших дошкольников. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант.

Можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем пробуем построить длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивать большой и маленький квадраты, строить дома. Важно предлагать детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.

«Волшебные червячки»

Педагог цепляет за любой гвоздик резинку синего цвета, и ребёнок, обводя ею гвоздики  «двигаясь как червячок», педагог руководит действиями ребёнка – указывая на какой  по цвету гвоздик перейти. На данном этапе  ребёнку можно давать задания на ориентировку в пространстве.

Другой вариант с зелёной резинкой. Замкнутую резинку зелёного цвета надевают по периметру на гвоздики.  Ребёнок работает только «с верхним и нижним червячком. Педагог даёт задания типа: «Возьми верхнего червячка и опусти к чёрной точке – это его дырочка в яблоке» Аналогично выполнить задание с «нижним червячком». Если у ребёнка данные задания не вызвали затруднений можно ввести «левого и правого червячка».

Задания, выполненные по готовым схемам, для дошкольников постарше (4-7 лет) – «Золотая рыбка».

Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план «Геоконта» на листе бумаги, отмечая центр и лучи.

Закреплять умение конструировать по памяти и по замыслу. На Чудесной Поляне Золотых Плодов появляется «паутинка» необычной формы. Детям надо ее заполнить, чтобы помочь Малышу Гео построить точно такую же. Когда «паутинка» исчезает, дети воспроизводят ее на своем «Геоконте».

Закреплять умение конструировать квадрат в разных частях «Геоконта». На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилась «паутинка» квадрат маленького размера в верхнем левом углу. Детям предлагается сделать на своем «Геоконте» точно такой же, но в верхнем правом углу (нижнем левом и правом углу).

Играть с «Геоконтом» детям будет интереснее, если мы попробуем включить их в какую-нибудь сказочную историю.

На «Геоконте» взрослый от лица Малыша Гео конструирует предметные формы (предметы мебели, одежды, посуды).  Детям предлагается сделать точно такие же фигуры на своем «Геоконте», а затем придумать свои.

Развивать умение находить предметы похожие на геометрические фигуры, придумывать и конструировать контуры предметных форм. Малыш Гео построил на своем «Геоконте» квадрат (треугольник, прямоугольник или предметную форму по схеме Г3 – Ф3 – Ц – К3 – Ж3 – Ц). Дети называют предметы, на которые эта фигура похожа.

Учить строить квадраты всех размеров – от самого маленького, до самого большого. Перед Малышом Гео стоит трудная задача: построить квадраты всех размеров – от самого маленького до самого большого. Детям предлагается помочь Гео и выполнить это задание на своем «Геоконте».

Детям предлагается достроить симметричный узор на второй половине.

Малыш Гео решил сплести на Чудесной Полянке Золотых Плодов красивый ковер. Дошкольники придумывают узор ковра и воспроизводят его на «Геоконте.

Очень интересные задания и игры можно придумать для детей логопедической группы для более легкого запоминания ими букв алфавита (педагоги выкладывают буквы, слоги).

Практическое задание.

Предлагаю выполнить следующее задание.

- Ребята, а вы любите сказки? А вы знаете, говорят, что в нашем фиолетовом лесу появился паук-злодей, который расставил по всему лесу сети, не дает житья сказочным героям, чтобы им помочь нужно проявить ум, смекалку, смелость. Вы должны отгадать 4 загадки и показать (сделать) ответ на Геоконте.

                  Теперь слушайте внимательно!

Я красива и мила

Обаятельна всегда,

В сказке всем я помогаю

И желания исполняю

Кто я? (золотая рыбка)

Объясняю, по каким точкам нужно собирать: О-4; К-2; Б-3; С-1; З-3,2; Ж-2; - туловище и голова; хвост – С-1; Ф-2,3,4; С-3; Г-4,3,2.

А вот вам следующая загадка:

Был котом обыкновенным,

Их одел и стал волшебным

Что это? (сапоги)

Объясняю по каким точкам собирают сапоги: Б-4, К-4, О-4, Ж-4, З-4, Г-4, Ц – приподнимаем каблук – Ж-3,2; (дети сам-но собирают)

В золотых цветах лужайка,

Солнце светит в синеве,

Что любил носить Незнайка

У себя на голове? (Шляпу)

Точки для шляпы: Ф-4, Б-2, К-4, О-2, Ж-4; голова Ф-2, С-3, Г-2, З-3, Ж-2

Он с виду кажется простым,

А ведь бывает золотым

Не зря его Тортила

На дне пруда хранила? (золотой ключ)

Собрать ключ: для ручки – Ф-1,2,3; Б-4, К-3,2,1, Б-1; нижняя часть: Б-1, Ц, З-1,2,3,4, Ж-3,2, соединяем с 3-2; 

Вот мы и помогли сказочным героям, избавили их от паутины злого паука.

Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования.

Таким образом, используя логическую игру «Геоконт», подключая вашу фантазию, вы можете в непринужденной игровой, а самое главное, интересной для дошкольника форме, достичь очень хороших результатов в развитии интеллектуальной сферы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс " Использование бросового материала в театральной деятельности дошкольников."

Игр   Игрушка, сделана я руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребё...

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

Использование Оригами в различных видах деятельности дошкольников (часть 1)

Презентационный материал предназначена как для педагогов, так для родителей, желающих научить детей искусству оригами....

Использование Оригами в различных видах деятельности дошкольников (часть 2)

Презентационный материал для педагогов и родителей, желающих научить детей искусству оригами...

Мастер-класс «Использование ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности дошкольников»

Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по освоению опыта работы с конструкторами ЛЕГО....