Конспект занятия. Тема «Всероссийское и Донское казачье общество.Символика.Устав».
план-конспект занятия (старшая группа)

Каргина Виктория Борисовна

Познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг, форма) с особенностями воспитания мальчиков казаков, создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_vserossiyskoe_i_donskoe_kazache_obshchestvo.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема «Всероссийское и Донское казачье общество.Символика.Устав».

Цель: познакомить детей с особенностями символа казаков (флаг, форма) с особенностями воспитания мальчиков казаков, создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах. Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи:

Образовательная: знакомить детей символами Донского казачества, а также с традициями воспитания мальчиков казаков;

Развивающая: развивать интерес к истории Донского края, приобщать дошкольников к интересной и многогранной культуре казачества;

Воспитательная: воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал, становятся полукругом.

Откуда Дон берёт начало,

Где скрыта быстрая река

Что в низ по руслу величаво

Уходит в дальние края. (Марьям)

Под незнакомою берёзой

Начало Дон своё берёт

Из под травы земли московской

С Ивана-озера течёт (Андрей)

Играют травы разноцветьем

И отражаются в Дону

С сердечным утренним приветом

Тропинкой по полю иду (Арина З)

А справа высится пшеница

Качая колос налитой

Ну как тут можно не влюбиться

В чудесный этот край родной (Глеб)

Здесь дом-курень, а двор при доме баз

Природа здесь, что краше нет на свете

И хочется прям крикнуть не таясь

Люблю я вас – мои родные степи! (Серафима)

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава

Очаровала ты меня на веки,

Моя Донщина - Родина моя!(Полина)

Мы родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, песков

И хлебных, жёлтых колосков.

Воспитатель: С каждой новой нашей встречей вы узнаёте что-то новое и интересное, вместе с вами раскрываем какие-то тайны и секреты. И сегодня мы с вами встретились для того, чтобы узнать очередную тайну. А чтобы ничего не пропустить, не забыть, нужно внимательно слушать, смотреть и всё запоминать. Все готовы? Тогда вперёд, за новыми знаниями!

Воспитатель: Ребята, на нашем земном шаре очень много чудесных стран, где живут люди. Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной. Как же называется эта страна?                                Дети: Эта страна называется РОССИЯ.

  Воспитатель: Ребята, а вот есть такое понятие малая родина. Как вы понимаете, что такое малая родина?

Дети: Малая родина – это наш край, город, улица, дом, детский сад.

Воспитатель: Конечно, малая родина - это то место, где мы с вами родились и живём. Это наш край, город, улица, дом. А мы с вами  в каком крае  живем?

Дети:        На Донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки.

Воспитатель: А кто такие казаки?

ДетиКазаки –это вольные, смелые люди. Они были воинами - защищали Родину от захватчиков, другие занимались хозяйством.

Воспитатель.:Верно. Они жили на окраине южных границ России. Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться Донскими казаками.

На Дону селились люди не только с Руси, но и с других земель. Среди казаков можно было встретить: украинцев, белорусов, поляков, греков, персов, татар, грузин, калмыков и осетин. Однако русских всё же было больше. Поэтому все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон, считали себя русскими людьми и защитниками Руси.

А выступая в поход, что в первую очередь брали с собой казаки?

Дети: Флаг!

Воспитатель. А какой флаг был у казаков?

Дети. Он состоит из трёх продольных полос синего, жёлтого и красного цветов.

Воспитатель. Правильно! Флаг Великого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан донской области. Это донские казаки, калмыки, и русские крестьяне. Национальными цветами их были: синий, жёлтый и алый.

Кто может сказать, что означают эти цвета?(Иллюстрация флага Ростовской обл.)

Дети. Синий – символ донских казаков, жёлтый – символ калмыцких степей, алый – символ русских крестьян.

Воспитатель. Да ребята! И сегодня это флаг Ростовской области.

А, что ещё с собой в поход брали казаки?

Дети. Землю.

Слайд - казаки в степи.

Воспитатель. Правильно! Они хранили её в небольшом, расшитом мешочке на груди у самого сердца, считая, что она придаёт им сил в бою. Это не простая земля – это наша Донская земля.

Воспитатель:  Мы с вами знаем, что у казаков есть свой гимн, флаг. История герба начинается с тех времен, когда наши предки большую часть времени проводили в боях. Воины хорошо были вооружены доспехами и щитами. Флаг помогал определить, где войска свои, а где вражеские. Но флаг был один, у знаменосца. Главный опознавательный знак наносился на щит, изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцари изображали на щите тех животных, на которых хотели быть похожи.

Рассматривание флага Войска  Донского.

Воспитатель:  - Посмотрите на флаг казачьего общества. Флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины . Синего цвета – цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого – цвета степи, красного – цвета крови, отваги, храбрости.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру: « Собери  флаг».

Подойдите, пожалуйста, к столу и соберите символику Всевеликого  Войска Донского.

Дети собирают символику из нескольких частей

Воспитатель: А что изображено на гербе?  Рассматривание герба.

Дети: На гербе изображён бегущий олень, раненый стрелой.

Воспитатель: По одной из версий Белый олень символизирует независимость и непокорность донских казаков. Изображение Белого оленя восходит к древней легенде об олене, которого многие путники видели в низовьях Дона, но никто не смог его ни поймать, ни убить. Его не брали ни хитрость, ни стрелы преследователей. Казаки считали себя такими же сильными, свободными, как олень, никогда не сдаются врагу живыми.

Воспитатель: - Воинская слава казаков началась очень давно. Казаки помогли Дмитрию Донскому победить татар, избавит Русь от Монголо- Татарского ига, помогли Ивану Грозному завоевать Казанское и Астраханское ханства, захватить Сибирское царство и Аляску, помогли выиграть войну с Наполеоном. Есть знаменитые казаки, фамилии которых вы, наверное, слышали: Степан Разин, Ермак, атаман Платов.

Наша река Дон является колыбелью рождения донского казачества, с Доном связана у наших казаков история. Дон воспет почти во всех приданиях и сказках, ему посвящен гимн Великого Войска Донского. Ребята я хочу познакомить вас с главной казачьей песней. Давайте послушаем гимн.

Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон

И послушно отозвался

На призыв свободы он.

Зеленеет степь родная,

Золотятся волны нив,

И, с порога долетая,

Вольный слышится призыв

Дон сынов своих сзывает

В круг державный Войсковой

Атамана выбирает

Всенародною душой.

В боевое грозно время,

В память дедов и отцов,

Вновь свободно стало племя

Возродившихся донцов.

Славься, Дон! И в наши годы,

В память вольной старины,

В час невзгоды честь свободы

Отстоят твои сыны.

Итог занятия.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы познакомились с частичкой истории нашего казачьего края. Кровь казачья тревожит нашу память, напоминая нам чьи мы дети и внуки. Мы не должны предать из память. Это нужно не им, а нам в первую очередь, если мы не хотим вырасти "Иванами не помнящими своего родства".

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Донской край".

                                                 Ход занятия.В-ль: З...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Донская краса"

Дать детям представление о костюме Донской казачки, использовать нетрадиционные приемы рисования, создавать узоры....

Конспект занятия-экскурсии "Моя маленькая родина" (казачья станица Атамань)

знакомство  детей   дошкольного   возраста  с   казачьей   станицей   Атамань...

Занятие Тема: « Экскурсия в донскую горницу»

Приобщение дошкольников к культуре Донского края, расширение представлений о быте казаков в далеком прошлом....

Конспект занятия «Шолохов – это наше, донское, всё!» М.А. ШОЛОХОВ. ВЕЛИКИЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК

Конспект занятия «Шолохов – это наше, донское, всё!»                      М.А...