СТРУКТУРА НЕДЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
методическая разработка (старшая группа)

Тема проекта «Почему деревья сбрасывают листья?».

Время проведения (месяц «октябрь»)

Возрастная группа Старшая (5-6 лет)

Проблемы недели:

Может ли листик дышать?

Почему листья падают по-разному?

Почему листья меняют окраску?

Учет интересов детей. Воспитатель задает детям вопросы, например, «Что мы можем сделать, что бы узнать, почему листья падают по-разному?» (предложения детей) учитывает эти предложения в ходе проекта.

Актуальность проекта (обоснование с позиции реализации ФГОС ДО и ФОП).

Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenne_listya.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА НЕДЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА.

Тема проекта «Почему деревья сбрасывают листья?».

Время проведения (месяц «октябрь»)

Возрастная группа Старшая (5-6 лет)

Проблемы недели:

Может ли листик дышать?

Почему листья падают по-разному?

Почему листья меняют окраску?

Учет интересов детей. Воспитатель задает детям вопросы, например, «Что мы можем сделать, что бы узнать, почему листья падают по-разному?» (предложения детей) учитывает эти предложения в ходе проекта.

Актуальность проекта (обоснование с позиции реализации ФГОС ДО и ФОП).

Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.

Возрастосообразность проекта. Старший дошкольный возраст - это период развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?» Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а любят проводить «эксперименты». Характерной особенностью этого возраста являются познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Результативность недели. 

Социально-коммуникативное развитие. Дети проявляют интерес к общению со сверстниками и воспитателем. Имеют представления о правилах культурного поведения при работе в группе. Могут отразить эти умения в совместной работе над проектом.

Речевое развитие.

Дети способны назвать части листика.

Овладевают умениями  использовать в речи новые слова (черешок, жилки листа, хлорофилл)

Дети осваивают использование в речи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Проявляют интерес к составлению описательных рассказов.  

Познавательное развитие.

Дети проявляют интерес к природному явлению листопад. Дети используют метод экспериментирования для получения информации. Могут словами обозначить, почему листья падают по-разному, почему меняют окраску, как листики дышат.

Художественно-эстетическое развитие.

Проявляют воображение при составлении страниц книги.

Дети выбирают разные способы представления информации на страницах книги.

Используют различные материалы.

Предварительная работа на неделе, предшествующей проекту. 

Подобрать необходимый дидактический материал, познавательную и художественную литературу; подготовить инструменты для экспериментирования.

 

Продукт недели. Книги, созданные детьми «Как падают осенние листья?»

Понедельник. 

Утренний круг. Актуализация опыта детей. Вхождение в тему.

        Прогулке мы с вами наблюдали, какое явление? Дети: «листопад». Мы  собирали букеты из листьев. И у вас возникло много вопросов? Напомните, какие это вопросы (ответы детей). Так вот, давайте искать ответы на все вопросы.

Распределение образовательной деятельности в течение недели.

 Первая половина дня: занятия.

Вторая половина дня: совместная деятельность воспитателя с детьми и обогащение РППС.

Понедельник.

Вид деятельности. ФЦКМ Тема. Осенние листья.

Вот у меня есть несколько листьев. Скажите это листики одного дерева или нет? Дети: нет. Затем выяснить с каких деревьев листья и предложить детям рассмотреть листики. Содержание занятия: Исследование листьев на ощупь, на запах, строения листа с помощью лупы.

Гипотеза: У каждой части листочка есть свои обязанности.

Рассмотреть черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой. У основания листа он уже, а ближе к ветке расширяется.

Рассмотрим верхнюю часть листа. На ней есть особенные линии – жилки. Это тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Через эти жилки растение питается влагой.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Использование мнемотехники для фиксации полученной информации. Составление детьми описательных рассказов: «Вот какие листики».

 РППС: листья, лупа, бумага, карандаши, фломастеры, мелки.

Вторник.

Вид деятельности.  Познавательное развитие + Математика Тема. «Почему листья падают по-разному?»

Гипотеза: Размер и форма листьев влияет на то, как они падают.

На прогулках мы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Как мы с вами можем узнать, верна наша гипотеза (предположение) или нет. Эксперимент: дети берут листья и бросают их и пока лист опускается, внимательно следят за его полетом: быстро или медленно он падает, летит прямо вниз или кружится. (В  ходе эксперимента можно фоном включить «Осенняя песнь» П.И. Чайковского из серии классика для малышей).

Вывод: Крупные листья падают медленно и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Рассматривание осенних пейзажей. Рисование в нетрадиционной технике «Золотая осень».

При помощи мнемотехники фиксировать информацию, полученную входе эксперимента.

РППС: картины с изображением осенних пейзажей И.Шишкина, И.Левитана, И.Остроухова.

Среда.

Вид деятельности. Познавательное развитие. Тема. «Может ли листочек дышать?»

Гипотеза: В листьях есть очень маленькие отверстия, через которые они дышат.

Рассмотреть срез листа через микроскоп. Увидели в листьях маленькие отверстия.

Смажем вазелином на одном листочке верхнюю сторону, а на другом – нижнюю. И в течении недели наблюдаем. Лист, который был покрыт вазелином с нижней стороны, погиб. Потому что именно на нижней стороне листа находятся устьица, они открываются и закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород.

Вывод: Листья дышат нижней стороной.

(Фиксация процесса исследования и результатов исследования происходит с помощью фото.)

Раскладывание листьев - засушивание.

Оформление результатов исследования в виде фото отчета.

РППС: фото сделанные утром, ножницы клей.

Чтение и обсуждение: Т. Скребицкий «Осень»

Четверг.

Вид деятельности. Познавательное развитие + Речевое развитие. Тема.

 «Почему осенью листья изменяют окраску?»

Гипотеза: Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу в них.

Возьмем зеленый листочек и положим его внутрь согнутой пополам белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучим по листочку сквозь ткань. На ткани появились зеленые пятна. Это хлорофилл, он окрашивает листья в зеленый цвет. Положим ткань с зеленым пятном в холодильник. Через некоторое время пятно стало желто-коричневым. Хлорофилл разрушился.

Вывод: Осенью становится холоднее и меньше солнечного света. Хлорофилл в листьях постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет зеленый цвет на желтый, оранжевый, коричневый, красный.

Создание аппликации, например «Лев», «Хитрый лис», «Петушок», «Осенний букет» (используя цветовую гамму листьев)

РППС: засушенные листья, клей, цветная бумага.

Пятница.

Вид деятельности. Познавательное развитие + Речевое. Тема.  «Почему осенью листья опадают?»

Гипотеза: Листья опадают, потому что листок «отделяет» себя от ветки.

Возьмем лупу и рассмотрим основание черешка у опавшего листочка и у сорванного с дерева листочка в том месте, где они прикрепляются к ветке. На черешке опавшего листочка мы увидели пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует легкий ветерок – и листья опадают.

Вывод: Осенью листья легко опадают, потому что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет лист от ветки.

Создание книг «Как падают осенние листья?».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: создать вместе с детьми сиквейны.

НЕДЕЛЯ, СЛЕДУЮЩАЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА.

Поддержка: Выставка книг «Как падают осенние листья?»

Способы поддержки: Собрать папку синквейнов, которые созданы детьми в совместной вместе с родителями.  

Список методических источников, обеспечивающих реализацию проекта.

  1. Г. Граубин «Почему осенью листопад»; Москва «АСТ», 2015
  2. Детская энциклопедия «Хочу все знать» Режим доступа: http://ya-uznayu.ru/search.html?searchid=2090674&text=осенние%20листья&web=0; Дата обращения: 03.11.2018

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Автор Подкина И.Ю. заведующий МБДОУ № 27 .

Какие же изменения произойдут в системе дошкольного образования при введении ФГТ? Прежде всего, изменится основная общеобразовательная программа дошкольного образования, и, соответственно изменятся ус...

Структура непосредственно-образовательной деятельности (примерная))

Примерная структура непосредственно-образовательной деятельности. Введение в игровую ситуацию.Затруднения в игровой ситуацииОткрытие нового знания или способа действия.Включение нового знан...

"Структура непосредственно образовательной деятельности в ДОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий" консультация для воспитателей ДОУ

Компоненты непосредственно образовательной деятельности с использованием информационных технологий (ИКТ)...

Интегрированное занятие в рамках недельного тематического проекта "Наш любимый город"

цель занятия- развитие исследовательских умений, расширение социального опыта на материалах родного города....

Примерная структура планирования образовательной деятельности (на день). Тема: Осень и творчество.

Цель: Обогащать и систематизировать знания детей об осени, расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального)...

НЕДЕЛЬНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В гости к нам пришла Весна»

Недельный тематический проект в младшей группе на тему" В гости к нам пришла Весна"...