Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) как элемент всестороннего развития личности старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Система современного дошкольного и школьного образования все больше обращается к всестороннему развитию личности ребенка, к развитию его творческих способностей. Уже не для кого ни секрет, что данное направление наиболее актуально, так как быстрыми темпами меняется и само общество. Если не уделять должного внимания всестороннему развитию ребенка с самого раннего возраста, ему будет сложно конкурировать со сверстниками, и он будет им в чем-то уступать, что может на нем негативно отразиться 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) как элемент всестороннего развития личности старшего дошкольного возраста

Система современного дошкольного и школьного образования все больше обращается к всестороннему развитию личности ребенка, к развитию его творческих способностей. Уже не для кого ни секрет, что данное направление наиболее актуально, так как быстрыми темпами меняется и само общество. Если не уделять должного внимания всестороннему развитию ребенка с самого раннего возраста, ему будет сложно конкурировать со сверстниками, и он будет им в чем-то уступать, что может на нем негативно отразиться [1].

Рисование, лепка и аппликация относится к видам художественного творчества. Его основное назначение — образное отражение действительности [5].

Кроме того, художественное творчество ребенка – это фактически выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме [2]. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения.

Изобразительная деятельность является одним из способов развития творческих способностей детей. В дошкольном возрасте рисование является устойчивым увлечением практически всех детей. Рисуя, они имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве. Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время - это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации.

Обучение рисованию также развивает познавательный интерес и эстетический потенциал личности. Рисование помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает детям в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человека в искусстве и в жизни. [6, с. 316].

В процессе занятий рисованием у ребенка развивается мелкая моторика, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму, так как, рисуя, ребенок учится правильно держать руку, укрепляет ее, а это важно для обучения письму и выработке хорошего почерка.

Несмотря на то, что рисование кажется простым занятием, оно включает в себя много наук, таких как математика (можно научить ребенка считать карандаши или количество цветов, количество нарисованных линий или предметов), геометрия (рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т.д.), биология (рисование животных и птиц) и т.д. Другими словами рисование помогает ребенку познать окружающий мир. Во время обучения рисованию ребенок активно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.

Рисование учит ребенка организованности и самостоятельности. От умения организовать рабочее пространство, умения аккуратно пользоваться разнообразными художественными материалами зависит и конечный результат работы ребенка [1].

Итак, изобразительная деятельность положительным образом влияет на развитие творческих способностей детей. Кроме того, изобразительная деятельность играет важную роль в духовном и эстетическом развитии старших дошкольников. Следует также отметить, что благодаря рисованию развивается мелкая моторика, речь, формируются различные мыслительных операции. Кроме того, рисование учит ребенка самостоятельности.

Преображение бесформенного комка податливого пластического материала собственными руками, приведение его к уникальному замыслу, завораживающе и умиротворяюще действует даже на взрослых, а для детей является неотъемлемой частью освоения окружающего мира. Лепка включает в себя множество разнообразных действий, простых на отдельных этапах, что делает её относительно простой техникой для освоения её людьми всех возрастов. Неоспоримая красота и разнообразие изделий, которые можно вылепить собственными руками захватывает. Однако, помимо простоты и увлекательности работы, лепка способствует так же всестороннему гармоничному развитию личности.

Создание лепного изделия требует задействования всех когнитивных функций. Учитель рассказывает о работе профессиональных художников, показывает примеры их работ, таким образом помогая ученикам настроится на творческую работу. Ребёнок воспринимает зрительный образ будущего изделия, рассматривая натуру, её изображения или выполненные учителем образцы. В данном простом действии, на подготовительном этапе работы, задействовано сразу множество функций – восприятие, гнозис, память, внимание. А при непосредственном выполнении изделия подключаются и прочие познавательные функции. Запоминая формы, слушая и объясняя самостоятельно порядок действий, выполняя руками определённую последовательность действий, анализируя готовую работу и рассказывая о получившихся персонажах, дошкольник развивает в себе все необходимые для успешного дальнейшего обучения функции, речь и различные типы мышления, включая наглядно-действенное, образное, словесно-логическое и творческое.

В дошкольном возрасте занятия лепкой оказывают на речь благотворное развивающее и поддерживающее влияние. Согласно многочисленным исследованиям пальцевая моторика непосредственно связана с функцией речи. В ходе занятий лепкой пальцевая моторика задействуется очень активно, что положительно влияет на её развитие. Благодаря близкому расположению в головном мозге речевых зон и зон, отвечающих за пальцевую моторику, возможно использование лепки как логопедического инструмента, комбинируя и чередуя занятия её с логопедическим массажем рук. Разнообразие манипуляций с материалом во время занятий лепкой и частая смена алгоритмов деятельности способствует активному формированию новых нейронных связей в разных зонах головного мозга. В свою очередь, количество нейронных связей непосредственно влияет на скорость мыслительных процессов, ускорение которых является одной из основных задач на каждом занятии в системе как дошкольной, так и всех последующей ступеней образования [3].

Итак, лепка способствует развитию всех когнитивных функций ребенка (восприятия, памяти, внимания, гнозиса и др.). Кроме того, осуществляется развитие речи и мышления.

Аппликация является один из любимых детьми видов художественного творчества.

Аппликация способствует умственному развитию ребенка: у старшего дошкольника расширяются знания о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира. Кроме того, развивается речь.

Кроме того, благодаря аппликации происходит трудовое воспитание. Это проявляется в формировании умения вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Также формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Аппликация также позволяет осуществлять эстетическое воспитание [5].

Кроме того, занятия по аппликации с использованием природного материала помогают детям старшего возраста развивать умения анализировать предметы, выделять характерные признаки в них, сравнивать по этим признакам. Развивается способность устанавливать различные зависимости между отдельными явлениями. Дети обучаются умению целесообразно использовать природный материал (листья, траву, шишки, семена клена, солому, ракушки и т.п.) при изготовлении различных аппликаций. Происходит овладение навыками соединения отдельных частей при помощи клея, спичек, пластилина.

При организации занятия по аппликации из природного материала, воспитатель учит детей использовать естественную форму листьев, мелких камней, веток, высушенных семян растений и т.д.; учит придавать фигуркам выразительность в соответствии задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, нитками и т.д.). Дети делают разнообразные аппликации (фигурки птиц, рыб, бабочек из ракушек, семян, веток, листьев). Благодаря этому у детей развивается фантазия, изобразительность, выдумка. Все перечисленные факторы формируют независимость и самостоятельность у детей [4].

Итак, аппликация способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что художественное воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания (умственным, нравственным, трудовым, физическим) и, благодаря, специфике средств, оно способно решать задачи всестороннего развития ребенка.

Искусство, являющееся важнейшим фактором не только эстетического воспитания, но и умственного и нравственного воспитания и выполняющее такие функции, как общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, информационная и коммуникативная, воспитательная, внушающая, эстетическая, гедонистическая и др., обеспечивает реализацию задач разносторонней подготовки детей к школе.

Список использованных источников

  1. Беляева Л.Ю. Изобразительная деятельность как один из факторов развития творчества и всестороннего развития личности ребенка. – Режим доступа: https://articulus-info.ru (дата обращения: 14.08.2020).
  2. Глебова Л.С. Художественное творчество ребенка. - М.: Педагогика, 2004.
  3. Голощапова Л.В. Лепка как инструмент комплексного развития старших дошкольников // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. – 2019. – С. 434-439.
  4. Котлякова Т.А., Курашкина Д.А. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации с использованием природного материала // Научные горизонты. – 2019. - № 2 (18). – С. 61-67.
  5. Поршнякова В.С. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/26/statya-znachenie-risovaniya-lepki-applikatsii-i (дата обращения: 14.08.2020).
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Зернышко» Сальник Натальи Павловны по теме: «Эстетическое воспитание - одна из основ всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста».

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (...

Перспективное планирование во второй младшей группе .Художественное творчество (рисование ,лепка,аппликация)

Перспективное планирование во второй младшей группе .Художественное творчество (рисование ,лепка,аппликация)....

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка             дошкольного возраста.Общение с природой положительно влияет на ...