План работы по театрализованной деятельности в группе "Капитошки"
материал (подготовительная группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» (МБДОУ № 27)

План работы по театрализованной деятельности

в  разновозрастной группе «Капитошки»

 на 2023-2024 учебный год

                                                  Составитель:  Воспитатель

        Атаманова Светлана Алексеевна

                         

г. Красноярск

2023– 2024г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Сказки учат дружить, развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка предостерегает об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

 Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

Цель кружка: 

Развитие творческих способностей детей  посредством  театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра.

2. Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

3. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами.

4. Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

6.  Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация

• инсценировки и драматизации

• объяснение

• чтение воспитателя

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения

• инсценирование знакомых сказок, небольших занимательных сценок

изготовление атрибутов к сказкам.

Планируемые результаты к концу года:

  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читают стихотворный текст;
  • передают образ героя характерными движениями;
  • действуют на сцене в коллективе;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Работа с родителями

месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник». Анкетирование

Октябрь

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».

Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.

Ноябрь

Папка - передвижка «Кукольный театр: куклы на палец, перчаточные куклы, кукла - живая рука, куклы - марионетки и т.д.»

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Декабрь

Консультация  «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Фотовыставка «Моя сказочная роль»

Январь

Папка-передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Конкурс поделок и рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Февраль

Консультация «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Март

Консультация для родителей «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста»

Папка- передвижка «27 марта- всемирный день театра»

Апрель

Анкета на выявление отношения семьи к совместной культурной досуговой деятельности

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Май

Награждение самых активных родителей грамотами.

Показ фотоотчета за год.

Перспективное планирование театрализованной деятельности

 на 2023-2024 учебный год

 в разновозрастной группе «Капитошки»

Задачи, содержание деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

1.Артикуляционная гимнастика: «Курочка - хохлатка»,

2. Проговаривание чистоговорки на развитие дикции на звук «К - Г»;

3.Упражнение на интонациональную выразительность: «Петушок и курочка».

4.: Рассказывание и пересказ народной сказки: «Курочка Ряба»

5: Театрализация по сказке «Курочка Рябa».- пальчиковый театр.

Рассматривание ширмы для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра.

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба», учить детей пересказывать сказку в лицах. 

Учить детей обыгрывать роли из сказки.

Октябрь

1.Артикуляционная гимнастика: «Дедушка АУ»,».

2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «Д - Т»;

3. Пластические этюды «Кот крадётся»,

« Весёлая мышка».

 4. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием  пальчикового театра.

5. Пальчиковая гимнастика: «Репка поспела».

4. Упражнение на интонационную выразительность, «Иди тянуть репку»,

5. Чтение сказки «Репка» по ролям с использованием кукол настольного театра

Развивать интонационную вразительнсть.

Знакомство со сказкой «Репка», учить детей пересказывать сказку.

Учить обыгрывать роли по сказке «Репка», развивать желание помогать родным и друзьям. 

Ноябрь

1.Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Язык здоровается с верхней губой».

2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «ОК».

3.Этюды на пластику: «Кто как стучит в теремок».

4.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Ок - ок - ок - вот стоит теремок» 

5.Чтение и пересказ сказки «Теремок»

- Развивать интонационную вразительнсть.

Знакомство со сказкой «Теремок», учить детей пересказывать сказку.

Учить обыгрывать роли по сказке «Теремок»,

Декабрь

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек»,  «Уточка», «Прятки».

2.Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется».

3.Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса.

4.Мимические этюды: «Заинька плачет»,

5.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»,  «Лес шумит», «Петушок кричит…»

6.Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка», Обыгрывание эпизодов сказки.

6. Музыкально - театрализованная композиция: «Весёлые Гномы»

Продолжать знакомство с артикуляционной гимнастикой.

Развивать связную образную речь, творческую фантазию

Учить детей обыгрывать роли к сказке: «Заюшкина избушка».

Январь

1.Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка».

2.Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.

3.Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама   печёт пирожки для бабушки»

4.Упражнение на развитие интонационной выразительности: «Бабушка отвечает внучке», «Волк  и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»

5.Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».

6. Обыгрывание эпизодов сказки «Красная Шапочка и серый Волк».

 Развивать интонационную выразительность, пластику.

 

 Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами.

Развивать связную образную речь, творческую фантазию.

Февраль

1.Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик».

2.Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук.

3.Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Погода в лесу» «Лесорубы вызывают охотников», «Бабушка и лесорубы».

6. Подготовка к показу театрализованной сказки «Красная Шапочка»

Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами.

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Март

1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

2.Проговаривание потешек с использованием  кукол пальчикого  театра.

3.Игра, на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов».

 4. Показ сказки «Красная Шапочка» (настольный театр)

5. Сценка «Три девицы»

Развивать интонационную выразительность.

Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости

Апрель

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение потешек  «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса. Петушк - золотой гребешок» Зайку бросила хозяйка.  Упрямый ослик»

3.Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались»

3.Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь».

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Знакомство с новой сказкой: «Телефонный разговор» учить детей пересказывать сказку, сопереживать герою сказки.

Май

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение поговорок.

3. Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик»

4. Записать  видео - фильм: «Поздравления с Днм ПОБЕДЫ»

 Учить детей гордится своими достижениями в театральной деятельности.

Развивать интонационную выразительность, при чтении стихов о войне. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость  за погибших воинов в ВОВ.

Результаты к концу года:

  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • инсценируют небольшие сказки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г
  2. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.,2009.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. Е.А.Антипина «Кукольный театр в детском саду».
  9. Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  13. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:200
  14. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  15. Т.Н.Доронова «развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности» М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по театрализованной деятельности в подготовительной группе

в работе представлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию....

Перспективный план работы по театрализованной деятельности в студии «Гномики»

Представлен перспективный  план работы по театрализованной деятельности с детьми 4 - 6 лет....

План работы кружка театрализованной деятельности в подготовительной группе

План работы кружка театрализованной деятельности в подготовительной группе...

Планы работы по театрализованной деятельности

Планы работы с родителями и детьми...

Перспективный поэтапно - творческий план работы по театрализованной деятельности (Средняя группа, 1 квартал)

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиСредняя группа (1 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средстваформирова...

Перспективный поэтапно - творческий план работы по театрализованной деятельности (Средняя группа, 2 квартал)

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиСредняя группа (2 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средстваформирова...

Перспективный поэтапно - творческий план работы по театрализованной деятельности (Средняя группа, 3 квартал)

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиСредняя группа (3 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средстваформирова...