Педагогический диалог: «Экология в педагогике. Интеграция экологического воспитания в образовательную деятельность музыкального руководителя ДОУ»
статья

Римма Рамилевна Махиянова

Цель выступления: представить опыт интеграции экологического воспитания и образования в музыкальную деятельность дошкольников.В ходе выступления музыкальный руководитель делится методами и приёмами, которые он использует для формирования у детей основ экологической культуры через музыку. Будут рассмотрены вопросы о том, как музыка может помочь детям лучше понять и почувствовать красоту природы, а также развить у них бережное отношение к окружающей среде.Особое внимание будет уделено практическим примерам того, как можно интегрировать экологические элементы в музыкальные занятия, праздники и развлечения. Музыкальный руководитель расскажет о своих наработках, покажет фрагменты занятий и поделится советами по организации образовательной деятельности.Выступление будет полезно для педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей и всех, кто интересуется вопросами экологического воспитания детей через искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogichekiy_dialog.docx23.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ "КРЕПЫШ"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ " Крепыш")

ОКПО 44703441, ОГРН 1028900710849, ИНН/КПП 8905026465/890501001

Проспект Мира, дом 65а, город Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629800

тел. (3496) 42 - 47 - 99, 42 - 48 - 25 Email: krepysh07@inbox.ru

Педагогический диалог:

«Экология в педагогике. Интеграция экологического воспитания в образовательную деятельность музыкального руководителя ДОУ»

Подготовила:

музыкальный руководитель МБДОУ "Крепыш"

Р.Р. Махиянова

2022

1. Введение. Что такое экология.

Доброе утро, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего выступления звучит следующим образом: «Экология в педагогике. Интеграция экологического воспитания в образовательную деятельность музыкального руководителя ДОУ». В начале, хотелось бы  вернуться к истокам самого определения «Экология». Сегодня в обиходе это модный и актуальный термин. Но,  что подразумевают люди, употребляя  слово «экология» ,  в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «экодом», «эколайф»?

- Хотелось бы услышать ваше мнение, что же такое «Экология» в вашем понимании? (ответы коллег)

На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многограннее и интереснее, чем кажется, если отталкиваться от этого определения. Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают  не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или  группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди.  Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Впервые термин «экология» произнёс немецкий учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. Как можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Поэтому, когда мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко»  мы воспринимаем это как чистоту, здоровье, безопасность. Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы.

- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? (ответы коллег)

Например, когда мы идём выбрасывать мусор, мы уже становимся «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и окружающей среды.

2. Актуальность проблемы.

Все чаще  приставка «эко» стала звучать не только в позитивном ключе, как «экокосметика» или «экопродукты», а с негативным подтекстом. Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее. Таким образом, вопросы экологии в настоящее время стали наиболее актуальными, в том числе и в нашем регионе.

- Уважаемые коллеги, подскажите, годом чего объявлен 2022 год на Ямале? (ответы коллег)

Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов  отметил, что грядущий 2022 года в арктическом регионе планирует сделать Годом экологии. Ознакомиться с целями и задачами можно на официальном сайте ЯНАО.

3. Экология в педагогике.

Каким же образом вопросы экологии касаются нас, как педагогов, в частности музыкальных руководителей ДОУ. Так как проблемы загрязнения окружающей среды и истощение природных ресурсов приобрели глобальные масштабы, воспитание экологически грамотного человека является одной из приоритетных  задач современной образовательной системы. Основы отношения к миру закладываются в дошкольном  возрасте, поэтому начинать учить бережно относиться к природе необходимо  как можно раньше. Еще лет двадцать назад о экологическом  воспитании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует так же  ряд дополнительных программ.

- Как вы понимаете термин «экологическое воспитание»? (ответы коллег)

Экологическое воспитание в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) — это формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе с опорой на основополагающие знания из области экологии.

4. Вопросы интеграции экологического воспитания в образовательную деятельность музыкального руководителя.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста  неразрывно связано с воспитанием экологической культуры.

- Как вы думаете, что включает в себя понятие «экологическая культура»? (ответы коллег)

Понятие «экологическая культура»  включает в себя  гуманное  отношение к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом, должно быть не только владение определенными знаниями и умениями, навыками, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.

- Уважаемые коллеги, как вы считаете, каким образом мы можем интегрировать экологическое и музыкальное воспитание дошкольников? (ответы коллег)

Совершенно верно, необходимо вводить музыкальный репертуар во все виды музыкальной деятельности,  который будет отражать экологическую тематику. Яркие песенные образы, знакомство детей с окружающими звуками природы, шедевры мировой  классической и народной музыки способствуют развитию музыкально - экологических положительных чувств. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.

5. Вывод. Интеграция экологического и музыкального воспитания  способствует более эмоциональному и бережному восприятию детьми природы и окружающего мира. У детей формируется экологически осознанный подход к живой и неживой природе. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Музыка настроения» (конспект совместно-образовательной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и детей подготовительной группы)

Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и детей  подготовительной группы "Музыка настроения"...

Календарное планирование образовательной деятельности музыкального руководителя

Планирование - это форма научной организации труда, документы, помогающие систематизировать, упорядочить работу музыкального руководителя. Это достижимо только в том случае, если сам педагог заиньтере...

План образовательной деятельности музыкального руководителя.

Здесь пердставлен фрагмент календарного плана на 2 недели. Тематический блок «Краски осени».Дата   Вид  деятельности  ЗадачиМетодические приёмы...

Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности музыкальных руководителей ДОО

Опыт работы в детском саду по внедрению современных здоровьесберегающих технологий не только в работу с семьями воспитанников, но и коллегами-педагогами....

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»

Предлагается авторский подход к развитию относительного звуковысотного слуха в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии через использование музыкально-дидактической игры "Музы...

План по самообразованию: «Интеграция инновационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя в детском саду».

Цель: Повысить уровень музыкального развития дошкольников путем интеграции различных видов искусств....