Консультация для педагогов «TOMATIS - терапия звуком для развития речи»
консультация по логопедии
Методика аудио тренировок «TOMATIS» позиционируется ее адептами как психолого-педагогическая практика, которая улучшает когнитивные, адаптационные, коммуникативные, речевые функции детей и взрослых. Считается, что занятия, проводимые при помощи специальных аппаратов по определенной схеме, могут помочь развитию речи у детей с аутизмом, при заикании. Так ли это на самом деле? В этом контексте интересны отзывы родителей на метод Томатиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_audio_trenirovok.docx | 67.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«TOMATIS - терапия звуком для развития речи»
учитель-логопед: Апатенко А.А.
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида №37 «Ягодка»
Методика аудио тренировок «TOMATIS» позиционируется ее адептами как психолого-педагогическая практика, которая улучшает когнитивные, адаптационные, коммуникативные, речевые функции детей и взрослых. Считается, что занятия, проводимые при помощи специальных аппаратов по определенной схеме, могут помочь развитию речи у детей с аутизмом, при заикании. Так ли это на самом деле? В этом контексте интересны отзывы родителей на метод Томатиса.
Предыстория методики
Томатис терапия названа в честь своего создателя Альфреда Томатиса – французского врача отоларинголога. Так как отец Альфреда был оперном певцом, его клиентами были в основном творческие люди — артисты и певцы, которые страдали нарушениями голоса. В процессе лечения своих клиентов, Альфред всем делал аудиограмму. Позже, он заметил некую закономерность, что у певцов потерявших голос – в определённых частотах были также нарушения слуха.
Исходя из этого, он пришел к выводу, который звучит как постулат: «Голос может воспроизвести только то, что слышит ухо»
Далее у знаменитого отоларинголога появилась заинтересованность в том, чтобы помочь человеку с развитием слуха. Его интересовал не физический слух, а сама способность использовать этот слух – слуховое внимание, слуховая фокусировка. Так Альфред Томатис и разработал аппарат – «электронное ухо».
Томатис терапия. Что это такое?
Чтобы понять, что такое эффект Томатиса нужно понимать, что ухо – это не только орган слуха, но еще и орган вестибуляции (равновесия). При этом есть довольно много разных исследований и наблюдений, что вестибулярная система опосредовано, связанна с речью. Например: маленькие дети перед запуском речи, примерно за месяц до ее появления начинают крутиться вокруг своей оси, они, таким образом, стимулируют вестибулярную систему до речевого прорыва.
Ухо состоит из трех частей:
- Наружная;
- Средняя;
- Внутренняя.
В средней части находятся микроскопические косточки, которые передают звук, эти косточки связывают мышцы. Таким образом, при передаче звука через наушники происходит тренировка этих микроскопических мышц.
Когда Альфред Томатис стал опробовать свой аппарат, он увидел очень странный эффект, который особенно наблюдался у детей – они становились более эмоциональными. Изначально этот эффект Томатис не пытался вызвать, т.к. у него были другие задачи, но в дальнейшем именно этот эффект влияния на эмоциональную систему стал одним из ключевых эффектов для стимуляции речи.
Электронное ухо – это аппарат, при котором полный спектр звука подается с задержками одновременно на воздушную и костную проводимость.
У детей костная проводимость развита лучше, чем воздушная. Сначала сигнал подается на костную и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Таким образом, происходит «игра» между костной и воздушной проводимостью.
Кроме этого, звук подается с фильтрацией частот (низкие, средние и высокие). Считается, что низкие частоты коррелируют с моторным развитием (телесным), средние – с речевым развитием и высокие частоты связаны с эмоциями человека.
В качестве звуков при «Томатисе» в 80% используется музыка, зачастую Моцарт, вальсы и григорианский хорал, также записанный голос матери, голос педагога и голос самого ребенка.
Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий спектр частот. Голос матери используется из-за того, что ребенок, еще, будучи в утробе слышал этот голос. Таким образом, при прослушивании голоса матери во время «Томатиса», ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал внутриутробно.
Таким образом, с помощью терапии звуком решаются такие задачи:
- Развитие слухового внимания;
- Звук становится более комфортным;
- Тренировка вестибулярного аппарата.
Основные принципы терапии звуком:
- Человек может воспроизводить только то, что он слышит и только так, как именно он слышит;
- Когда меняется слух, то меняется и голос;
- На процесс слушания можно влиять, если менять частоту звука.
Отрицательные моменты методики Томатис
Отрицательные моменты методики:
- Риск перестимуляции – накопление нежелательных моментов (перевозбуждения);
- Появление нежелательного поведения, которое встречается и у нормотипичных детей: страхи, упрямство, эмоциональность и т.д.
Не стоит пугаться, ведь такое поведение наоборот может свидетельствовать о признаках в развитии. Например, ребенок, который ничего не боялся, может начать бояться темноты. Это тоже признак развития, который просто не очень удобный для родителей. По этому, не все отрицательные проявления однозначно отрицательные.
Как избежать рисков:
- Постоянная обратная связь консультанта с родителями. Очень важно, чтобы консультант «Томатис» постоянно поддерживал связь с родителями, ведь негативная реакция может возникнуть дома и в таком случае, специалист может вовремя изменить программу для ребенка в другую сторону.
- Постоянная обратная связь консультанта с работающими педагогами.
- Индивидуальная программа для каждого ребенка.
Все дети разные, по этому, программа должна быть строго индивидуальной для каждого ребенка, если одному можно проводить сеанс «Томатиса» каждый день, то другому через день или два.
Отзывы специалистов о методе «Томатис»
Отзывы специалистов о методе Томатис в основном восторженные, они утверждают следующее:
- после занятий значительно возрастают когнитивные способности, память, способности к изучению языков
- повышается уровень внимания
- снижается уровень расстройств (каких именно не уточняется)
- повышается качество речи, способность к чтению и слушанию
В процентах утверждается, что 95% родителей положительно отзываются о методе Томатис для детей.
Здесь же приводятся цифры, что:
- у 83% детей улучшения сохраняются и прогрессируют в течение полугода после окончания занятий
- у 14% детей улучшения сохраняются частично
- 3% — полностью утрачивают приобретенные навыки без подкрепляющих занятий.
Источник: https://www.defectologiya.pro/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Песочная терапия как средство развития связной речи у дошкольников с нарушениями речи.
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка....
Консультация для педагогов "Увлекательные игры звуками для развития творческой импровизации детей"
Самый доступный для детей вид музыкального творчества - импровизация. Музыкальная импровизация - одно из форм продуктивной художественной деятельности, в результате которой появляется новое произведен...
Консультация для педагогов на тему:«Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...
Консультация для педагогов «Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей "Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: Влияние развития речи на общее развитие ребенка
Влияние развития речи на общее развитие ребенка...
Мастер-класс для педагогов. Песочная терапия как средство развития речи.
Мастер-классХод мастер-класса:-Здравствуйте, уважаемые коллеги!Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).Всё это завораживает и поз...