Роль музыкального воспитания в развитии патриотизма дошкольников
статья (подготовительная группа)

Соколова Ирина Владимировна

Статья на тему : "Роль музыкального воспитания

в развитии патриотизма дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzykalnogo_vospitaniya.docx27.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Соколова И.В.

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №119»

г. Нижний Новгород

«Роль музыкального воспитания

в развитии патриотизма дошкольников»

В современной социокультурной ситуации одной из наиболее актуальных проблема является проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Государственная политика в области образования определена не только в национальной доктрине образования,

но и        дан        социальный        заказ        государства на        воспитание человека высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов.

Патриотизм – многогранное понятие. В самом простом виде его можно охарактеризовать как любовь к Родине. Исторически сложилось, что патриотизм и любовь к Родине в нашей стране были чертой национального характера. Говоря о патриотизме, мы ведем речь не просто о ценностных ориентирах, творческом развитии и гражданском становлении подрастающего поколения, а по сути – о нашем завтрашнем дне.

Основы патриотизма закладываются уже в дошкольном возрасте, где большую роль играет не только ДОО, но и семья. От патриотических чувств и взглядов родителей зависят и взгляды ребенка. Соответственно с этим возникает проблема организации патриотического воспитания на всех возрастных этапах развития: дошкольников, школьников, студентов и представителей старших поколений.

Государственный подход к воспитанию патриотизма у молодого поколения проявляется в освещении данного вопроса в документах, регламентирующих деятельность образовательной системы России. Так, в Конвенции о правах ребенка говорится: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает». Таким образом, воспитание патриотизма декларируется как государственная задача

современной педагогики.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает следующие задачи патриотического образования: формировать нравственно-духовные особенности личности, чувство гордости за свою нацию, почтительное отношение к традициям и культуре своего народа, толерантность.

Следовательно, воспитание любви к отечеству, ответственное отношение к окружающей природе и людям, становление устойчивой связи поколений – цель развития патриотизма в образовательных учреждениях.

        В настоящее время для решения задач развития патриотизма в ДОО свою работу необходимо строить, руководствуясь возрастными особенностями, с региональными условиями и принципами: отбирать знания, которые наиболее актуальны именно для дошкольника; соблюдать непрерывность и преемственность патриотического воспитания (учитывать предыдущий опыт детей); индивидуально подходить к каждому ребёнку, максимально учитывать его психологические характеристики, особенности семьи, потенциальные возможности и интересы; использовать в своей работе различные виды деятельности и уметь их рационально сочетать; использовать деятельностный подход (не просто «читать лекции о патриотизме», а сделать так, чтобы ребенок        пропустил через себя эмоционально определенные факты и что-то сам предпринял в данном направлении).

         Духовно-нравственное воспитание, вводя обучающихся в ценностный мир толерантности, доброжелательности, сотрудничества, милосердия, добра, способствует формированию позитивной этнической идентичности, при которой образ своего народа воспринимается положительно, имеют место: позитивное отношение к культуре, истории своего народа; естественный патриотизм; толерантные установки на общение с представителями других этнических групп, уважительное отношение к их культуре; проявление национального сознания и самосознания, основанного на разделяемом всеми гражданами представлении о своей стране, ее народе и чувстве принадлежности к своей стране и народу; становление человека-патриота.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – говорил Аристотель. Музыкальное воспитание дошкольников располагает широким спектром возможностей для развития патриотических чувств.

Средства музыкального воздействия помогают раскрыть способности каждого ребенка, его творческий потенциал и в конечном итоге воспитать чувство гордости за свою страну.

Музыкальное воспитание дошкольников располагает широким спектром возможностей для развития патриотизма, что имеет подтверждение в многочисленных исследованиях. По мнению Н. А. Ветлугиной, «именно музыка призвана углублять и совершенствовать человеческую душу. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни».

Музыка способна сохранить визуальные впечатления на длительный период. Это можно использовать при знакомстве с родным городом (прогулка, экскурсия, просмотр фильма или фотографий), усиливая показ музыкальным сопровождением. Дети чутко воспринимают музыкальные интонации: героическую, шутливую, лирическую и т. п.

Развитие патриотизма невозможно без воспитания любви и уважения к своей матери. Песни о маме устойчиво вошли в репертуар дошкольников, они вызывают искренние и непосредственные чувства детей.

Патриотическому воспитанию дошкольников способствует богатство и разнообразие содержания детского фольклора. Используя русские народные песни и напевы в слушании музыки и ритмопластике, привлекают дошкольников своей художественной и познавательной ценностью.

Таким образом, народное музыкальное искусство мощным воспитательным ресурсом включается в повседневную жизнь дошкольников и становится неотъемлемой частью патриотического развития. Ребенок, чувствующий и понимающий музыку, любящий петь и танцевать, любит окружающие его мир и природу, а значит – не может быть черствым, грубым и безжалостным.

Специфика музыкального воспитания заключается в раскрытии феномена музыки как уникального вида искусства, основанного на глубокой эмоциональной отзывчивости. Именно эта особенность является основой развития патриотизма ребёнка дошкольного возраста, так как психологической особенностью для данного возрастного периода является эмоциональность. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира под воздействием музыки может стать основой формирования патриотизма.

Разнообразные средства и возможности музыкального искусства через эмоциональное восприятие также содействуют развитию патриотизма личности. Именно сила эмоционального восприятия способна оказывать мощное воздействие на ребенка. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Дошкольный период – это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее стремительно и эффективно.

деятельности и уметь их рационально сочетать; использовать дея- тельностный подход (не просто «читать лекции о патриотизме», а сде- лать        так,        чтобы        ребенок        пропустил        через        себя        эмоционально определенные факты и что-то сам предпринял в данном направлении). Духовно-нравственное воспитание, вводя обучающихся в цен- ностный мир толерантности, доброжелательности, сотрудничества, милосердия, добра, способствует формированию позитивной этни- ческой идентичности, при которой образ своего народа воспринима- ется положительно, имеют место: позитивное отношение к культуре, истории своего народа; естественный патриотизм; толерантные уста- новки на общение с представителями других этнических групп, ува- жительное отношение к их культуре; проявление национального сознания и самосознания, основанного на разделяемом всеми гражданами представлении о своей стране, ее народе и чувстве принадлежности к своей стране и народу; становление человека-

патриота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

"Роль музыкального воспитания в развитии личности ребёнка "

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.                                 ...

"Роль музыкального воспитания в жизни ребёнка - дошкольника!"

Статья предназначена для работников ДОО. Музыкальное воспитание дошкольников и его роль в развитиии ребёнка....

Роль музыкального воспитания в развитии эмоционального и творческого потенциала дошкольников

Описание влияния музыки на творческий и музыкальный потенциал детей....

Роль художественной литературы в развитии патриотизма дошкольников

Роль   художественной   литературы  в  развитии   патриотизма  дошкольников. Воспитание   патриотических   чувств  у  детей...

Роль художественной литературы в развитии патриотизма дошкольников

Роль   художественной   литературы  в  развитии   патриотизма  дошкольников. Воспитание   патриотических   чувств  у  детей...