Мастер-класс "Игры и элементы музыкотерапии "
материал
Предоставляю Вашему вниманию мини мастер-класс для педаогов.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1 слайд: Игры и элементы музыкатерапии как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В.М.Бехтерев)
2 слайд: В российских исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, Б. В. Асафьев, Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, B. C. Шушарджан и др.) выделяются следующие проявления лечебного и коррекционного воздействия музыки на человека:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций
организма;
-катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
-приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, повышение
социальной активности;
-облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения;
-коррекция коммуникативной функции;
-активизация творческих проявлений.
3слайд: Музыкальная терапия использует музыку как важный фактор психоэмоционального воздействия на детей. Издавна известно, что настроение и эмоциональное состояние можно синхронизировать с музыкой. Например, марш благодаря своему четкому ритму имеет свойство бодрить и мобилизовать человека, зато текучая, равномерная, тихая колыбельная успокаивает, навевает сон.
Поэтому в настоящее время всем педагогам-музыкантам следует активно использовать на своих занятиях способность муз.звука, тембра, ритма, темпа влиять на внутренний мир дошкольника, вызвать телесные, психо- и эмоциональные реакции и направлять их.
4 слайд: Различают две формы музыкотерапии:
Активную форму — двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесные комментарий.
Пассивную форму — прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон.
Слушание правильно подобранной музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
5 слайд: Практическое применение методов музыкотерапии
Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств.
Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают:
• рисование под музыку;
• музыкально-подвижные игры;
• пантомима;
• пластическая драматизация под музыку;
• музыкальная цветотерапия;
Цветотерапия — мультимедиа проект, который объединяет классическую музыку и световые инсталляции. Вы проживёте одну композицию за другой и настроите своё внимание на обретение баланса, эмоционального равновесия и, как следствие, покоя!
• придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки.
Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.
6 слайд: Музыкальная терапия для детей.
Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно:
• восприятие музыки в движении;
• успокоение и выравнивание дыхания.
Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.
Ослабить мышечное напряжение, что сопровождает у детей любое сильное эмоциональное переживание, возможно также с помощью упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Глубокое спокойное дыхание помогает уменьшить тревогу и обрести уверенность в себе. Кроме сугубо упражнений на дыхание, в практике музыкотерапии для релаксации применяют упражнения на формирование певческого дыхания, а также игру на духовых инструментах и тому подобное.
Подбирая музыкальный сюжет для проведения упражнения, муз.рук. должен учитывать, что успокаивающее, расслабляющее действие в произведение будет звучать в тихой (умеренной) динамике и медленном (умеренном) темпе.
7 слайд: Музыкотерапевтическое упражнение может иметь следующие фазы:
• установление контакта с ребенком, определение его эмоционального состояния;
• подбор музыки для коррекции и гармонизации эмоционального состояния ребенка;
• уменьшение эмоционального напряжения — применение динамической музыки, что стимулирует интенсивные эмоции и дает ребенку возможность «сбросить» эмоциональное нагрузки;
• расслабление и заряд положительными эмоциями — применение спокойной музыки, которая снимает напряжение и создает атмосферу удовлетворения.
8 слайд: Рассмотрим примеры игр и упражнений с элементами музыкотерапии.
«Облачко»
(ритмопластика)
Упражнение хорошо проводить на воздухе.
«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним. (Звучит легкая музыка П.И.Чайковского)
Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения
9 слайд: «Игра с воздушными шариками»
Снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения.
(музыка Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»)
Детям раздаются воздушные шарики и предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.
10 слайд: Игра на определение тембра «Что в коробочке лежит?»
Взрослый : что в коробочке лежит? что в коробочке гремит ?
Поиграй послушай ты, что там спрятано внутри?
(Взрослый сопровождает пение ритмическим встряхиванием коробочки)
Дети: это бусинки.
Взрослый: Там бусинки лежат наших деток веселят
во время проигрыша ребёнок сам гремит.
Взрослый: что в коробочке лежит? Что в коробочке шуршит? Поиграй послушай ты? Что там спрятано внутри?
Дети: это камешки внутри.
Взрослый: это камешки шуршит, наших деток веселят. (дети гремят)
Взрослый: Что в коробочке лежит? Что в коробочке звенит? Поиграй послушай ты? Что там спрятано внутри.
Дети: Это песочек.
Взрослый: это песочек шуршит, наших деток веселит. Дети гремят.
11 слайд: Эмоциональное расслабление.
(спокойная музыка для релаксации)
«В озере тихо плещется вода и слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок.
Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.
12 слайд: Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще — импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.
Таким образом можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.
13 слайд: Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
- Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
- Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
- Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
- Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
- Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
- Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
- Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
- Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.
14 слайд: Список литературы:
- Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №3. - с 106 - 118.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
- Березинская Е.И. Воспитание музыкой //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 5. - с.38 - 45
- Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
- Декер - Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. - 208с
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.; Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. - 335 с.
- Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Хрестоматия музыкального и методического материала // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - с. 101 - 112
Электронные ресурсы:
- Статья на тему «Воздействие музыки на организм ребенка» [Электронный ресурс] .
- Уменьшение напряжения у детей средствами музыкотерапии [Электронный ресурс] .
- Музыкальная терапия: влияние классической музыки на человека [Электронный ресурс] .
- Кадыкова Е.Н./Учебное пособие на тему: «Музыкотерапия» [Электронный ресурс] .
- Бордова Е.Б./Методическое пособие на тему: «Музыкотреапия» [Электронный ресурс] .
- Статья на тему «Музыкальная терапия в развитии ребенка» [Электронный ресурс] .
15 слайд: Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»
Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...
Занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей, с использованием элементов музыкотерапии
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны...
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДОУ.
Музыкальное развитие ребенка очень важно. Музыка - это тот инструмент, с помощью которого можно не только приобщать детей к прекрасному, но и развитвать их личностные способности. Особенно музыка неза...

Музыкальное занятие с использованием элементов музыкотерапии, ритмики и ритмопластики для II младшей группы «Зимняя сказка»
Музыка для детей – это мир радостных переживаний.Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку...

Музыкально-валеологическое интегративное занятие с элементами музыкотерапии "Поделись улыбкою своей"
занятие...
Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе
Путешествие детей в страну «Музыка» Задачи: укреплять здоровье детей через музыкотерапию. Продолжать учить детей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой. Развивать чувство ритм...

Конспект НОД по музыкальному развитию с элементами музыкотерапии " Путешествие в страну весёлого настроения"
Формировать представления у дошкольников о благотворном влиянии различных видов музыкальной деятельности на настроение человека, на выработку привычек к зоровому образу жизни....