Конспект
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с использованием технологии «Ситуация» «Пернатые друзья»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шубинская начальное общеобразовательная школа»
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы
с использованием технологии «Ситуация» «Пернатые друзья»
Разработала:
Писарчук Анна Викторовна
ст. Шуба. 2023 г
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы
с использованием технологии «Ситуация» «Пернатые друзья»
Образовательная область: познавательное развитие (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой)
Цель: формирование знаний детей о зимующих и перелётных птицах
Задачи:
- способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
- учить отгадывать загадки,
- развивать интерес к миру пернатых,
- дать представления о значении птиц для окружающей природы,
- формировать желание заботиться о птицах.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
Задача: Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он очень грустный. По - моему он плачет. Незнайка рассказал мне свою печальную историю. Хотите узнать, что случилось?
Так произошло, что Незнайка прогулял урок в школе, когда учитель рассказывал детям про птиц. К следующему уроку Незнайка должен составить альбом «Перелетные и зимующие птицы». Он просит нас помочь ему.
Хотите помочь Незнайке? Сможете?
2. Актуализация
Задача: актуализировать знания детей о птицах
Вопросы детям:
- В какое время года птиц больше – летом или зимой?
- Как называют птиц, которые зимой улетают в тёплые края?
- А тех, которые остаются с нами?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
3. Затруднение в ситуации
Задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о перелётных и зимующих птицах
Воспитатель: Так почему же многие птицы улетают? (Версии детей)
Смогли определить? Почему не смогли?
Пока вы не всё знаете про птиц, но это не страшно. Хотите узнать?
Если мы что-то не знаем, но очень хотим узнать, что мы делаем? (Нужно спросить у того, кто знает)
4. Открытие детьми нового знания (способа действий)
Задачи: Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
развивать интерес к миру пернатых, дать представления о значении птиц для окружающей природы, воспитывать желание заботиться о птицах. Формировать опыт преодоления затруднения.
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие в Царство птиц!
Физкультминутка
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Показ слайдов (трясогузка)
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетевшую добычу. Трясогузка - очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, кода поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чае всего её можно встретить около воды и жилища человека.
- Кто-нибудь видел трясогузку?
- Трясогузке удобно ловить насекомых?
- Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
Трясогузка улетает одной их первых, как и все насекомоядные птицы.
Слайд (цапля)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
Цапли обитают на берегах водоемов и болот. Любимая еда цапель – мелкие рыбешки и лягушки.
Интересно наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперед, то цапли, наоборот, втягивают шею глубоко в плечи.
- Можно её назвать перелётной птицей? Почему?
При наступлении холодов водоёмы замерзают и цапле становится тяжело добыть себе еду, потому цапли улетают на юг.
Физкультминутка «Цапля»
Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка , (руки на поясе поднимаем левую ногу)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ногу)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ногах, руки к носу)
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс)
Слайд (ласточка)
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко.
Ласточка — мелкая птица, превосходно летает и проводит большую часть жизни в полете; по земле ходит весьма неловко и неохотно. Ласточки питаются насекомыми, которых ловят исключительно на лету. Принадлежат к числу очень полезных птиц, поедая очень большое количество насекомых.
Вас комары кусали? И знаете, как это неприятно. А вот ласточка питается комарами и мошками. Гнезда ласточки строят на скалах, в обрывах на строениях, очень редко на деревьях. Гнёзда сооружают из глины и земли, склеенной ласточкиной слюной.
- Можно ласточку назвать перелётной птицей? Почему?
Слайд (воробей)
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.
В серой шубке перовой и в морозы я герой. (Воробей)
Слайд (воробей, голубь)
Эта птица – символ мира, чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны, ищет крошки постоянно! (Голубь)
Слайд (воробей, голубь, сорока)
Верещунья, белобока, и зовут ее … (Сорока)
- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
- Как можно назвать этих птиц? (зимующие) Почему?
А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» автор А.Григорьев
Сначала падает снежок на землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует. А воробьи, синицы
И все другие птицы – Как они зимуют?
Зимою птицам холодно, тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь. А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие, должны ли им помочь?
Воспитатель:
- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.
- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
- Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
Слайд (лес)
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
Слайд (лес испорчен)
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.
Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
Слайд (пустыня)
Вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Слайд (кормушка)
Чтение отрывка стихотворения А. Яшина» Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка
Задачи: закреплять знания и умения, активизировать словарь. Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенными.
Воспитатель: Дети, мы, теперь зная о птицах, сможем помочь Незнайке?
Дети прикрепляют изображения птиц, распределяя (зимующие - перелётные), обосновывают свои действия
6. Осмысление (итог)
Задачи: восстановить в памяти детей то, что узнали. Создать ситуацию успеха.
Воспитатель: - Ребята, чем мы сегодня занимались? Что узнали? Кому помогали? Почему вам удалось помочь Незнайке?
Воспитатель хвалит детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
