Кружок "До - ми - соль - ка"
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«До – ми – соль – ка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130
г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56
Email: ds130@edu.klgd.ru
| «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 _________________Александрова В.Г. Пр. № ____ от «_31_» _августа 2024 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«До – ми – соль – ка»
Развитие творческих способностей через игру на детских музыкальных инструментах для детей 2 – 4лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Щербакова Нелли Николаевна
музыкальный руководитель
г. Калининград
г. Калининград – 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средству музыкального воспитания всегда был очень большим. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, развивается чувство ритма. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передавать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Дошкольный возраст — самый благоприятный этап для формирования у детей основ музыкальной культуры путём развития музыкальных и творческих способностей. Одним из самых эффективных методов музыкального воспитания дошкольников является такая форма коллективной музыкальной деятельности, как игра в детском оркестре. Она формирует у ребёнка чувство коллективизма, целеустремлённость, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, повышает ответственность за своё участие в общем деле. Музыка для ребёнка — мир радостных переживаний, который включает в себя не только восприятие, но и посильное исполнительство, основанное на опыте восприятия. Игра на детских музыкальных инструментах это практическая (исполнительская)
деятельность детей.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Программа «До – ми – соль – ка» предназначена для начального музыкального воспитания детей от 2 до 4 лет. Она органично вписалась в раздел работы музыкального руководителя в детском саду, который обычно называется «Детский оркестр». Учитывая ярко выраженный интерес детей к инструментам, в ней сделан несколько больший акцент на работе с ними. Программа систематизирует работу по детскому оркестру, даёт возможность педагогу включить в неё всех детей.
Познавательная ценность программы состоит в изучении истории бытования народного музыкального инструментария, в русской культуре – обрядах и праздниках, в рассмотрении народных инструментов, как произведений русского прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
* анализ психопедагогической и искусствоведческой литературы;
* анализ существующего педагогического опыта;
* анализ собственной педагогической деятельности;
* опытно – экспериментальная работа;
* педагогические наблюдения.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Основу элементарного музицирования составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма). Основное внимание при этом должно быть направленно на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки.
Для того чтобы игра на музыкальных инструментах носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием упражнений, пьес и партий. Следует всячески культивировать различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от подбора на слух до совместных оркестровок-импровизаций.
Направленность программы
* данная программа по содержанию является художественно-эстетической;
* по функциональному предназначению — учебно-познавательной;
* по форме организации — подгрупповой;
* по возрастному составу программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста;
* по времени реализации: двухлетняя;
* по структуре - блочная;
* по способу передачи информации - творческая.
В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном
воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах
известных педагогов-музыкантов (Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворских, Н.М. Гольденберга, Карла Орфа, Пьер Ван Хуаве, М.А. Ветлугиной, И.Г. Лаптева,
В.Н. Кунцевич, Е.Р. Ремизовской, Т.Э. Тютюнниковой и др.)
В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских музыкальных инструментах Карла Орфа. Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных элементарных инструментов до сих пор остаётся в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров, отсутствием соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагогов к работе в данной области.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизировано излагается процесс обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, всесторонне учитываются не только возможности детей, но и ставится на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений, что является той психологической базой, на которой возможна организация различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющая ребёнку найти своё место в проявлении музыкальных способностей. У детей открываются большие возможности для вовлечения с младшего возраста в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр.
Программа может применяться в ДОУ, как узкоспециализированная, а также как дополнительная для использования в работе студий.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый
Актуальность программы
Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах хотелось бы отвести особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребёнка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.
Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, побудить к занятиям музыкой.
Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных потешек, попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т.д.
Совершенствование системы музыкального образования в соответствии с ФОП ДО — не только задача педагогов - практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических особенностей. Установлено, что снижение слуха и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя краткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем – слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Включение дошкольника в исполнение музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах, особенно классических, даёт ему много возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включаться в коллективную творческую деятельность.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Предлагаемые в программе средства, репертуар, наиболее действенны для детей младшего дошкольного возраста. Для того чтобы игра носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием упражнений, пьес и партий в ансамблях. Необходимо всячески культивировать различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создаёт благоприятные условия для их формирования. Ребёнок включён во всё многообразие художественных видов деятельности: он поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах. Это создаёт возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных.
Программа может быть рекомендована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам учреждений дополнительного образования.
Практическая значимость образовательной программы
Игра на детских музыкальных инструментах — это один из видов детской музыкальной деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость; развивается память и умение сконцентрировать внимание. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка, фантазия, творческие и музыкальные способности, музыкальный вкус, умение ценить и понимать музыку.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных
инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.
У детей развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук, координация музыкального мышления и двигательных функций организма.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознанно различают красоту звучания различных музыкальных инструментов, улучшается качество пения и музыкально - ритмических движений.
Принципы отбора содержания образовательной программы
Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружка проводятся в соответствии с объёмом учебной нагрузки для детей младшего дошкольного возраста – не более 10 минут в первой младшей группе (2-3 года) и не более 15 минут во второй младшей группе (3-4 года).
Отличительные особенности программы
Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта. Примерной программы дошкольного образования Е. В. Соловьевой с учётом авторской программы “Ладушки” И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой, на основе программы авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как личности, проявляющей свой творческий потенциал, выбирающей при этом оптимальные виды деятельности. Сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 2 до 4 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение двух лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется эмоциональность дошкольников.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Программа «До – ми – соль – ка» предполагает комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1: «Экскурсия в страну Музыки»
Раздел 2: «Музыкальные инструменты»
Раздел 3: «Музыка и времена года»
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через узнавание простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами, подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и, как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, а также с участием родителей.
Цель образовательной программы
Развитие творческих способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах.
Задачи образовательной программы
1 младшая группа (2-3 года):
Сформировать интерес к музыке у детей 2-3 лет;
Способствовать мягкой адаптации детей к детскому саду через музыкально-игровую деятельность;
Побуждать ребёнка к использованию речи, развивать и совершенствовать артикуляционный аппарат;
Развивать психофизические качества детей: память, внимание, воображение, крупную и мелкую моторику;
Развивать координацию движений.
2младшая группа (3-4 года):
Сформировать интерес к музыке и творчеству у детей 3 – 4 лет;
Развивать и совершенствовать артикуляционный аппарат;
Развивать психофизические качества детей: память, внимание, воображение, крупную и мелкую моторику;
Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе;
Развивать координацию движений во взаимосвязи с речью и музыкой.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 2 – 4 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Для эффективности выполнения данной программы группа должна состоять из 6 – 10 человек 1 младшей группы (2 – 3 года), 8 – 15 человек 2 младшей группы (3 – 4 года), состав группы – постоянный.
Набор осуществляется из числа детей, посещающих 1 младшую и 2 младшую группы МАДОУ ЦРР д/с № 130. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Обучающиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) 2 раза в неделю по 1 академическому часу, продолжительность занятия составляет не более 10 минут в первой младшей и не более 15 минут во второй младшей группах.
Общее количество часов в год – 72 часа.
Объём и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 2 года.
На полное освоение программы требуется 144 часа, включая обучающие, закрепляющие и репетиционные занятия и подготовки к концертам.
Основные методы обучения
Тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Планируемые результаты
В результате освоения данной программы дети овладевают способами игры на детских музыкальных инструментах, исполняют произведения детского репертуара, программные произведения, пьесы русских композиторов-классиков.
Развивается мелодический, динамический и гармонический слух, чувство ритма, умение исполнить произведение в заданном характере.
Дети уверенно играют в оркестре на шумовых музыкальных инструментах и
инструментах Карла Орфа. При этом происходит погружение обучающихся в стихию русской народной и классической музыки, прививается любовь к активным формам музицирования. Дети с большим удовольствием играют на открытых занятиях, выступают на вечерах развлечения, утренниках, успешно участвуют в конкурсах и концертах.
Механизм оценивания образовательных результатов
Смотры, конкурсы, фестивали, отчётные концерты.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
* Занятия интегрированного типа;
* Развлечения;
* Театрализованные представления, концерты;
* Календарные праздники;
* Видео и фотоматериалы;
* Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
На начальном этапе необходимо познакомить детей с шумовыми инструментами: трещотками, погремушками, колокольчиками, палочками. Поскольку все инструменты как-то шумят, то для удобства их различия во время работы с ними, малышам легче называть их по внешнему признаку, то есть учитывать, из какого материала они сделаны: мешочки, бутылочки…
На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучания инструментов, заинтересовать их.
Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, нужно показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.
Наличие стольких громких игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, регулировать динамику звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения педагога. И для малышей это является особо трудной задачей. Чтобы облегчить понятие правил, помогают такие методы:
* Погремушечка «спит» - дети держат игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.
* Колокольчик – зажимают в кулачке.
* Палочки, ложки и трещотка – не «трогают» друг друга.
За время работы с шумовыми инструментами определились этапы в освоении музыкальных игрушек и обучения игре на них. Необходимо соблюдать последовательность по усложнению материала. Для всех видов инструментов нужно придерживаться такого порядка:
* Знакомство с инструментом (показ педагога, рассматривание его внешнего вида, название, наличие определённого звука и правила обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал), сопоставление его с музыкальным произведением.
* Рассматривание инструментов непосредственно детьми, манипуляция с ними, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звуков.
* Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступного для малышей шумового оркестра. Озвучивание сказок «шумелок».
Материально-технические условия (обеспечение)
Развивающая предметная среда детского сада для детей 2-4 лет оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
Специальные помещения для проведения занятий:
№п/п | Наименование | КВ.М. |
1 | Музыкальный зал | |
2 | Театральная студия |
№ | Оборудование |
1. | стулья-30 шт. |
2. | технические средства обучения мультимедийная система 1шт., |
3. | ноутбук-1 шт |
4. | шкафы для пособий-3 шт |
5. | стол большой -1 шт. |
6. | стул большой-20 шт; |
7. | ковёр – 1 шт.; |
8. | ДМИ -150 шт |
9. | аудиосистема-1 шт. |
Оценочные и методические материалы
Игровые приёмы:
*Музицирование
Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания.
*Динамичные (музыкально-ритмичные) игры
Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на две команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку.
*Игры по принципу хороводных
Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется.
Словесные приёмы:
*Объяснение, беседа
Эти приёмы используются на двух уровнях: во-первых, для знакомства с персонажами игры, во-вторых, для разъяснения игровых правил. Кроме того, педагог рассказывает о музыке, которая игру сопровождает. При этом рассказ строится на основе беседы: педагог указывает название произведения, а затем задаёт малышам вопросы репродуктивного характера относитедьно темпа, настроения мелодии («быстрая или медленная музыка?», «грустная или весёлая?»).
*Загадки и стихотворения
Любой вид деятельности требует мотивации малышей. Тем более, если речь идёт о младших дошкольниках, которые ещё не владеют способносью концентрировать своё внимание по требованию педагога. Одним из лучших приёмов мотивировать детей на работу и не растягивать этот процесс надолго являются загадки и стихотворения. Поскольку сюжеты большинства игр связаны с животными, то и материал бодбирается по теме.
Стихотворения также подбираются по сюжету, они не должны быть слишком длинными, иначе дети рассредоточатся, и настроить их на работу будет сложно.
*Короткие сказки
Истории и рассказы по теме игры отлично иллюстрируют игру. В своей практике я использую такие придуманные на ходу сказки для объединения героев игры с теми игровыми действиями, которые предполагаются условиями. Например, для игры «Лесной оркестр», в которой малыши определяют животное по звуку иузыкального инструмента, история может быть такой: «Жил-был Зайка. Очень нравилось ему, как птички поют, но когда пытался повторить их мелодии, получались какие-то непонятные звуки. И тогда мудрая Сова посоветовала Зайке пойти на базар и купить дудочку. Так он и сделал. Стал играть, и лесные звери тоже захотели научиться играть на музыкальных инструментах. Пошёл Медведь на базар и купил барабан, Волк на следующий день взял себе бубен, а Лиса научилась играть на пианино. И получился настоящий лесной оркестр».
Наглядные приёмы:
*Печатные материалы и картинки
Для музыкальных дидактических игр это:
- изображения музыкальных инструментов;
-буклеты (раскладные книжечки, в которых собраны картинки с персонажами игр);
- рисунки или раскраски по сюжетам игр;
- пазлы, лото с изображениями музыкальных инструментов.
*Лэпбуки
Для детей второй младшей группы, у которых уже имеются какие-то представления о музыке, актуальным наглядным приёмом является лэпбук – самодельная папка с материалами игр на конкретную тему, например, «Новогодние праздники», «Весна пришла» и др. Такие материалы дети рассматривают, обсуждают вместе с педагогом.
*Демонстрация
Приём, предполагающий:
- просмотр видео с показом игровых действий;
- демонстрацию педагогом всех игровых движений (особенно, если это игры подвижные);
- показ презентаций о музыкальных инструментах.
*Интерактивные музыкально-дидактические игры
Одним из самых востребованных демонстрационных приёмов являются интерактивные музыкально-дидактические игры: мультипликационный ролик раскрывает суть игровых действий, подводит к сути задания. Видео: музыкально-дидактическая игра «Солнышко».
*Реквизит
Безусловно, при проведении музыкально-дидактических игр на музицираование без инструментов не обойтись. Малыши должны иметь представление о зрительном образе того инструмента, который упоминается в игре. Наличие инструментов определяется материально-технической базой ДОУ, но, как правило, в детских садах есть:
- пианино;
- барабан;
- бубен;
- дудочка;
- гитара;
- ксилофон.
Эти инструменты позволяют малышам получить представления о разнообразии музыкальных звуков. Атрибуты для игр являются частью музыкального уголка предметно-развивающей среды в группе.
Практические приёмы:
Обычно эти приёмы используются в качестве своего рода рефлексии после игры: дети рисуют персонажей, выполняют аппликации, поделки по теме. В первой младшей группе эта работа носит репродуктивный характер: ребята повторяют то, что демонстрирует педагог (клеят, раскрашивают, лепят). Во второй младшей группе воспитанники в большей степени проявляют творческую самостоятельность: уже не просто раскрашивают, а рисуют, не только приклеивают элементы аппликации, но и сами располагают их на основе и т. д.
В своей работе во второй младшей группе я предлагаю детям создать совместно с родителями проекты, знакомящие с музыкальными инструментами. Воспитанники выбирают любой инструмент, рисуют его или приклеивают фото, подбирают загадки, стихотворения, сказки о нём, а также находят интересные факты из истории.
Методическое обеспечение
Музыкальный зал соответствует санитарным нормам СанПиН. Пространственно-предметная среда: детские музыкальные инструменты и музыкальный центр.
Кадровые
Музыкальный руководитель.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Первая младшая группа (2 – 3 года)
Тема | Количество академических часов | Формы промежуточной (итоговой) аттестации | |||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||
Раздел I «Экскурсия в страну Музыки» | |||||||||||
Звуки шумовые и музыкальные Звуки улицы Звуки леса | 10 | 3 | 7 | Педагогическое наблюдение Анализ | |||||||
Раздел II «Музыкальные инструменты» | |||||||||||
Погремушка – развесёлая игрушка Вот он – наш весёлый бубен Барабан грохочет, словно гром Ложки деревянные, расписные, музыкальные Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой Гусли звончатые | 18 | 2 | 16 | Педагогическое наблюдение | |||||||
Радуга звуков | 14 | 2 | 12 | Педагогическое наблюдение | |||||||
Раздел III «Музыка и времена года» | |||||||||||
Осень бродит у ворот Белоснежная морозная к нам пришла зима Мы играем и поём – очень весело живём | 30 | 2 | 28 | Педагогическое наблюдение | |||||||
ИТОГО (объём) | 72 | 9 | 63 | ||||||||
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
2 – 3 года
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | Где живут звуки? Осень бродит у ворот | Познакомить детей со звуками окружающей природы Учить детей определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки Развивать творческую фантазию, на музыкальных инструментах изобразить дождь | Р. н. п. «Как у наших у ворот» Д/И «Где живут звуки?» Е. Гомонова «Осень в гости к нам идет» «Что у осени в корзинке?» |
Октябрь | Звук живет в любом предмете Звуки шумовые и музыкальные | Знакомство детей с немузыкальными звуками окружающей среды При помощи опытов подвести малышей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Аудиоматериал «Звуки улицы» «Шум леса» Опыт «Музыка или шум» «Почему все звучит?» |
Ноябрь | Мы веселые игрушки - озорные погремушки | Знакомство с музыкальным инструментом - погремушкой. Учить детей использовать погремушку как музыкальный инструмент Развивать чувство ритма Воспитывать интерес к игре в ансамбле | М. Кортушинова «Погремушечка» «Музыкальная палитра» № 4/ 2006 – 25 Р. н. п. «Во саду ли в огороде» |
Декабрь | Барабан грохочет будто сильный гром Белоснежная морозная к нам пришла зима | Знакомство с музыкальным инструментом - барабаном. Развивать эмоциональную сферу у детей, способствовать к образным и свободным импровизациям. Сравнение звучания барабана, погремушки, бубна | Опыт с бумагой – изображение скрипа снега В. Карасева «Зима» Пальчиковая гимнастика «Снежный кролик» |
Январь | Вот он наш веселый бубен | Знакомство с музыкальным инструментом - бубном. Учить детей правильно ударять в бубен Сравнение звучания барабана и погремушки и бубна Развивать тембровый слух, чувство ритма | М/И «Ты катись веселый бубен» Р. н. п. «Ах вы сени…» |
Февраль | Радуга звуков | Учить детей играть в ансамбле слаженно, ритмично. Развивать ритмичность, эмоциональность, подвижность. Закрепить навыки игры на знакомых инструментах | Ритмическая разминка – имитация игры на инструментах Е.Антошина «Наш оркестр» - игра на нетрадиционных инструментах |
Март | Весело звучит оркестр развеселых инструментов Весенняя фантазия | Знакомство с инструментами нетрадиционного вида Расширять кругозор, способствовать проявлению фантазии. Развивать чувство ритма, тембровый слух. | Пальчиковая гимнастика «Солнышко» Пение песен о весне |
Апрель | Вот как весело у нас, посмотрите вы на нас! | Учить детей играть в оркестре, прислушиваясь к друг другу, музыкальному сопровождению | Развлечение «Мы – музыканты» Закрепление пройденного материала |
Май | Мы играем и поем очень весело живем Повторение пройденного в течении года | Развивать эмоциональность, самостоятельность, творческую активность. Обогащать музыкально – слуховые впечатления. Закрепить весь пройденный материал | Концерт для родителей с использованием всех знакомых инструментов |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема | Количество академических часов | Формы промежуточной (итоговой) аттестации | |||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||
Раздел I «Экскурсия в страну Музыки» | |||||||||||
Звуки шумовые и музыкальные Звуки улицы Звуки леса Звуки, которые живут рядом с нами | 10 | 3 | 7 | Педагогическое наблюдение Анализ | |||||||
Раздел II «Музыкальные инструменты» | |||||||||||
Погремушка – развесёлая игрушка Вот он – наш весёлый бубен Барабан грохочет, словно гром Ложки деревянные, расписные, музыкальные Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой Металлофон Ксилофон Гусли звончатые | 18 | 2 | 16 | Педагогическое наблюдение | |||||||
Радуга звуков | 14 | 2 | 12 | Педагогическое наблюдение | |||||||
Раздел III «Музыка и времена года» | |||||||||||
Осень бродит у ворот Белоснежная морозная к нам пришла зима Весенняя фантазия Мы играем и поём – очень весело живём | 30 | 2 | 28 | Педагогическое наблюдение | |||||||
ИТОГО (объём) | 72 | 9 | 63 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
3 – 4 года
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | Где живут звуки? Осень бродит у ворот | Формировать запас музыкально – слуховых впечатлений. Учить воспринимать средства музыкальной выразительности. | Песни об осени Д/И «Угадай, что звучит» Пальчиковая гимнастика «Музыканты – комары» |
Октябрь | Звук живет в любом предмете Звуки шумовые и музыкальные Мы веселые игрушки - озорные погремушки | Учить детей распознавать деревянные, металлические, стеклянные звуки. Развивать восприятие отдельных отношений музыкальных звуков различных по высоте, тембру, динамике. Закрепить приемы игры на погремушке. | Р. н. п. «Пойду ль я выйду ль я» Д/И «Где живут звуки?» Д/И «Музыкальное эхо» Изготовить вместе с детьми погремушки |
Ноябрь | Колокольчик озорной позвенит нам здесь с тобой | Познакомить детей с музыкальным инструментом колокольчиком. При помощи опыта «Как быстрее?» выявить особенности передачи звука на расстоянии. Развивать чувство ритма. | В. Моцарт «Колокольчики звенят» Е.Тиличеева «Бубенчики» Показ иллюстраций «Колокола» Д/И «Колокольчики» |
Декабрь | Барабан грохочет будто сильный гром Белоснежная морозная к нам пришла зима | Учить детей ударять по барабану на сильную долю, играть ритмично. Развивать | Е.Тиличеева «Марш» Песни о зиме |
Январь | Вот он наш веселый бубен Ложки деревянные, расписные, музыкальные | Передавать в игре на бубне ритмический рисунок. Развивать тембровый слух, учить детей различать звучание трех музыкальных инструментов. Познакомить детей с деревянными ложками, показать приемы игры на них | Р. н. п. «Из – под дуба...» Русские народные потешки |
Февраль | Радуга звуков | Ритмично передать цоканье лошадки деревянными палочками. Закрепить у детей умение распознавать деревянные, стеклянные, металлические звуки Развивать потребность в новых музыкальных впечатлениях | Н. Потоловский «Лошадка» Д/И «Где живут звуки?» Изготовление инструментов из бросового материала |
Март | Весело звучит оркестр развеселых инструментов Весенняя фантазия | Учить детей распознавать тембры музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Формировать ритмическое восприятие, упражнять в различении трех ритмических рисунков. Учить детей выразительно передавать характер песен о весне. | Д/И «Угадай, на чем играю?» «Музыкальные инструменты» Г. Левкодимова Песни о весне |
Апрель | Вот как весело у нас, посмотрите вы на нас! | Продолжать развивать у детей музыкально – сенсорные способности: различать звуки по высоте, динамике, тембру, ритму. Побуждать самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для аккомпанемента народной потешки. | Р. н. п. «Лиса по лесу ходила» Р. н. п. «Сорока – сорока» Е. Тиличеева «Гармошка» |
Май | Мы играем и поем очень весело живем Повторение пройденного в течении года | Закреплять имеющиеся навыки и умения в игре на музыкальных инструментах. | Повторить все знакомые песенки. Развлечение с участием родителей |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До – ми – соль – ка»
|
1 | Начало учебного года | 01 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода на каждом году обучения | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 2 раза в неделю |
5 | Количество занятий на каждом году обучения | 72 занятия |
6 | Количество часов всего | 144 часа |
7 | Окончание учебного года | 31 мая |
8 | Период реализации программы | 01.09.2024 – 31.05.2025 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
- 73-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"
Для педагога дополнительного образования:
1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., Мозаика синтез ,2005 г
2. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. М., 2002г.
3. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994 г.
4. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования
эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999 г.
5. Бублей. С. «Детский оркестр», Москва «Просвещение», 2998 г.
6. Кононова Н. «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990 г.
7. Журнал «Музыкальный руководитель», ООО Издательский дом, «Воспитание дошкольника», Москва, (2004 — 2015) г.г.
8. Журнал «Музыкальная палитра». Санкт - Петербург, Ленинградский областной институт развития образования.
9. Каплунова И. М., «Наш весёлый оркестр» - методическое пособие С.П., Невская нота., 2013
10. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А., Ладушки – программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста – Санкт – Петербург, Композитор, 2000.
11. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А., «Этот удивительный ритм»., - Спб. Композитор, 2005.
Интернет-ресурсы
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"
Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"
НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...