Обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
статья
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;
- поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;
- содействовать личностному самоопределению.
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации. Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется: 1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической); 2) в процессе специально организованных педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуаций, экскурсий, праздников, развлечений и т.д. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Неделя книги», «Кинофестиваль» и т.д.) А, работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.
Практическая часть: Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам эмоционально настроиться на дальнейшую работу.
- Встаньте, пожалуйста, все в круг.
- А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя трудолюбивым.
- Поменяйтесь местами те, кто любит свою профессию.
- Поменяйтесь местами те, кто считает, что трудолюбие закладывается с дошкольного возраста.
- Поменяйтесь местами те, кто уверен, что в труде закладывается фундамент характера.
- Сделайте шаг вперед, у кого хорошее настроение и кто настроился на общение. Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень интересную и важную тему – о труде, и я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.
Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение у профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые обязанности. О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях много песен, пословиц и поговорок.
А какие пословицы и поговорки о профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика».
Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить. Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми, помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания. (Каков тракторист — таков и трактор. Хороший тракторист что артист. Слушай агронома — будет хлеб и солома. Добрый пастух не о себе печется, о скотине. Каков пастух, таково и стадо. У врача лечись, а у умного учись. Без топора не плотник, без иглы не портной. Плотник без топора, что изба без угла. Учи других и сам научишься. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.)
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда. Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии: название профессии – место работы – что делает человек данной профессии – какие предметы нужны ему для работы. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ПРОФЕССИЯХ ПО СХЕМЕ. Для ознакомления с миром профессий можно использовать различные игры. Например, детям показывается предметная картинка, а дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Попробуем? ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» (Лекало — дизайнер Свисток — тренер Ландшафт — ландшафтный дизайнер Эскиз помещения — дизайнер интерьера) ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?». Педагог называет профессию, дети называют трудовые действия человека этой профессии. Пробуем??? (Учитель начальных классов – …учит учеников с 1 по 4 класс Косметолог – …делает макияж и косметические маски. Ландшафтный дизайнер – озеленение участков).
Педагог дополнительного образования – организуют досуг, кружки, секции, отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся
Модельер – изготавливает модели одежды
Эколог – ….защищает природу.
Тренер –….. готовит спортсменов к соревнованиям.
Дизайнер интерьера – ….занимается созданием стиля, обстановки и комфорта в помещении, оформляет помещения.
Дизайнер одежды – …… проектирует эскизы одежды и принимает самое активное участие в изготовлении разработанной им новых моделей..
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли. А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и пальчиковые игры в соответствии с темами и сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей.
МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ
Много есть профессий знатных, Cоединять пальцы правой руки с большим
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять пальцы обеих рук Продавец, шахтёр, строитель. Сжимать и разжимать кулачки
Сразу всех не называю, Вытянуть руки вперед ладонями вверх
Вам продолжить предлагаю.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, алгоритмам и моделированию. У вас на столах лежат алгоритмы последовательности трудовых действий людей разных профессий. Ваша задача – составить их правильные логические цепочки. Работая с алгоритмами, у детей развивается умение обобщать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать последовательность практических действий детей. УЧАСТНИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ АЛГОРИТМЫ Для приобретения детьми системного характера представлений о мире профессий требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчленено, поэтому детям преподносится наглядно - схематическая, а затем мысленная модель трудового процесса. В графической модели, образно названной «лесенка», представлено общее поступательное движение трудового процесса — от замысла к результату. Это дает ребенку возможность легко осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Умение пользоваться моделью облегчает ребенку перенос представлений о труде взрослых на собственную трудовую деятельность, способствует развитию логического мышления.
Вам нужно построить две модели: модель приготовления салата и блинов (соответствующие замыслу картинки выставляются на первую ступеньку моделей). По сигналу вам нужно выбрать продукты, затем - инструменты, найти карточки со схематичным изображением действий по приготовлению блюда и расположить их в верной последовательности. «Построив» лесенку, расскажите о том, как появится новое платье или о том, как печь блины. (в зал) Задача воспитателя — подвести детей к осознанию того, что постановка цели определяет выбор продуктов: для винегрета нужны овощи, для блинов — тесто. Выбор продуктов обусловливает выбор инструментов: овощи нарезаем ножом на доске; блины жарят на сковороде, переворачивая ножом или специальной лопаточкой. Замысел соответствует результату труда, если правильно выбраны продукты и инструменты, если делали все по порядку.
ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию! Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетноролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ Профессия дизайнер одежды.
Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми па ранней профориентации способствуют формированию положительного отношения к профессиональной деятельности взрослых, представлений об общественной направленности и пользе труда людей, о характере трудовой деятельности и взаимоотношениях между людьми в процессе труда, основанных на уважении и взаимопомощи. А так же развивает у детей интерес к труду взрослых, помогает формированию общественно – полезных мотивов собственной трудовой деятельности, желанию трудится, добросовестно выполнять доверенное дело. Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, дизайнер, профессор,
Инженер, воспитатель, рабочий.
Все профессии очень разные —
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Уважаемые коллеги, в ходе данного мастер-класса мы продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению дошкольников с профессиями. Надеемся, что данный опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.
РЕФЛЕКСИЯ «Венок умений, положительных чувств» Участники, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на мастер-классе. Данный венок позволяет полученным сегодня знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт участников мастер-класса. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)
Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Педагогический мост: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников».
В нашем дошкольном учреждении определены несколько приоритетных направлений работы, и одно из них эта ранняя профориентация воспитанников. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, м...

«Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников».
ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ...

Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»
Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...

Педагогический совет «Современные образовательные технологи в работе по ранней профориентации дошкольников»
Цель: систематизировать знания педагогов ДОО для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.Задачи:1. Активизировать деятельности педагогов по ознакомлению дошкольников с п...
Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"
Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...

Мастер-класс по теме «Современные образовательные технологии в аспекте осуществления ранней профориентации дошкольников»
Приказ о проведении мастер-класса и выписка из годового план работы на 2020-2021 учебный год...