Обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
статья

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_2.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;

- поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;

- содействовать личностному самоопределению.

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации. Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется: 1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической); 2) в процессе специально организованных педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуаций, экскурсий, праздников, развлечений и т.д. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Неделя книги», «Кинофестиваль» и т.д.) А, работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.

Практическая часть: Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам эмоционально настроиться на дальнейшую работу.

  • Встаньте, пожалуйста, все в круг.
  • А теперь поменяйтесь местами те, кто считает себя трудолюбивым.
  • Поменяйтесь местами те, кто любит свою профессию.
  • Поменяйтесь местами те, кто считает, что трудолюбие закладывается с дошкольного возраста.
  • Поменяйтесь местами те, кто уверен, что в труде закладывается фундамент характера.
  • Сделайте шаг вперед, у кого хорошее настроение и кто настроился на общение. Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень интересную и важную тему – о труде, и я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.

Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение у профессиональной деятельности взрослых. Научить ценить труд, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, аккуратно выполнять возложенные на ребенка трудовые обязанности. О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях много песен, пословиц и поговорок.

А какие пословицы и поговорки о профессиях знаете вы, мы проверим с помощью «Разноцветного кубика».

Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить. Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми, помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания. (Каков тракторист — таков и трактор. Хороший тракторист что артист. Слушай агронома — будет хлеб и солома. Добрый пастух не о себе печется, о скотине. Каков пастух, таково и стадо. У врача лечись, а у умного учись. Без топора не плотник, без иглы не портной. Плотник без топора, что изба без угла. Учи других и сам научишься. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.)

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда. Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии: название профессии – место работы – что делает человек данной профессии – какие предметы нужны ему для работы. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ПРОФЕССИЯХ ПО СХЕМЕ. Для ознакомления с миром профессий можно использовать различные игры. Например, детям показывается предметная картинка, а дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Попробуем? ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» (Лекало — дизайнер Свисток — тренер Ландшафт — ландшафтный дизайнер Эскиз помещения — дизайнер интерьера) ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?». Педагог называет профессию, дети называют трудовые действия человека этой профессии. Пробуем??? (Учитель начальных классов – …учит учеников с 1 по 4 класс Косметолог – …делает макияж и косметические маски. Ландшафтный дизайнер – озеленение участков).

Педагог дополнительного образования – организуют досуг, кружки, секции, отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся

Модельер – изготавливает модели одежды

Эколог – ….защищает природу.

Тренер –….. готовит спортсменов к соревнованиям.

Дизайнер интерьера – ….занимается созданием стиля, обстановки и комфорта в помещении, оформляет помещения.

Дизайнер одежды – …… проектирует эскизы одежды и принимает самое активное участие в изготовлении разработанной им новых моделей..

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли. А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Я подбираю физкультминутки и пальчиковые игры в соответствии с темами и сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей.

МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ

Много есть профессий знатных, Cоединять пальцы правой руки с большим

И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим

Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять пальцы обеих рук Продавец, шахтёр, строитель. Сжимать и разжимать кулачки

Сразу всех не называю, Вытянуть руки вперед ладонями вверх

Вам продолжить предлагаю.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, алгоритмам и моделированию. У вас на столах лежат алгоритмы последовательности трудовых действий людей разных профессий. Ваша задача – составить их правильные логические цепочки. Работая с алгоритмами, у детей развивается умение обобщать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать последовательность практических действий детей. УЧАСТНИКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ АЛГОРИТМЫ Для приобретения детьми системного характера представлений о мире профессий требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчленено, поэтому детям преподносится наглядно - схематическая, а затем мысленная модель трудового процесса. В графической модели, образно названной «лесенка», представлено общее поступательное движение трудового процесса — от замысла к результату. Это дает ребенку возможность легко осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Умение пользоваться моделью облегчает ребенку перенос представлений о труде взрослых на собственную трудовую деятельность, способствует развитию логического мышления.

Вам нужно построить две модели: модель приготовления салата и блинов (соответствующие замыслу картинки выставляются на первую ступеньку моделей). По сигналу вам нужно выбрать продукты, затем - инструменты, найти карточки со схематичным изображением действий по приготовлению блюда и расположить их в верной последовательности. «Построив» лесенку, расскажите о том, как появится новое платье или о том, как печь блины. (в зал) Задача воспитателя — подвести детей к осознанию того, что постановка цели определяет выбор продуктов: для винегрета нужны овощи, для блинов — тесто. Выбор продуктов обусловливает выбор инструментов: овощи нарезаем ножом на доске; блины жарят на сковороде, переворачивая ножом или специальной лопаточкой. Замысел соответствует результату труда, если правильно выбраны продукты и инструменты, если делали все по порядку.

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию! Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетноролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ Профессия дизайнер одежды.

Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми па ранней профориентации способствуют формированию положительного отношения к профессиональной деятельности взрослых, представлений об общественной направленности и пользе труда людей, о характере трудовой деятельности и взаимоотношениях между людьми в процессе труда, основанных на уважении и взаимопомощи. А так же развивает у детей интерес к труду взрослых, помогает формированию общественно – полезных мотивов собственной трудовой деятельности, желанию трудится, добросовестно выполнять доверенное дело. Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:

Врач, учитель, дизайнер, профессор,

Инженер, воспитатель, рабочий.

Все профессии очень разные —

Трудно сделать выбор порою.

Интересные и опасные,

Могут стать для кого-то судьбою.

Уважаемые коллеги, в ходе данного мастер-класса мы продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению дошкольников с профессиями. Надеемся, что данный опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.

РЕФЛЕКСИЯ «Венок умений, положительных чувств» Участники, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на мастер-классе. Данный венок позволяет полученным сегодня знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт участников мастер-класса. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Педагогический мост: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников».

В нашем дошкольном учреждении определены несколько приоритетных направлений работы, и одно из них эта ранняя профориентация воспитанников. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, м...

Презентация из опыта работы «Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников»

Презентация из опыта работы "Дидактические игры, как средство ранней профориентации дошкольников"...

Педагогический совет «Современные образовательные технологи в работе по ранней профориентации дошкольников»

Цель: систематизировать знания педагогов ДОО для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.Задачи:1. Активизировать деятельности педагогов по ознакомлению дошкольников с п...

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"

Доклад из опыта работы "Экскурсия как средство формирования ранней профориентации дошкольников"...

Мастер-класс по теме «Современные образовательные технологии в аспекте осуществления ранней профориентации дошкольников»

Приказ о проведении мастер-класса и выписка из годового план работы на 2020-2021 учебный год...