Самообразование
материал (старшая группа)
Материалы по самообразованию: "Интеллект - карты в работе с дошкольниками"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»
Самообразование на тему:
«Интеллект-карты в работе с дошкольниками»
Воспитатель: Мяснянкина Е.А.
г. Курчатов
2022-2023 учебный год
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Сказка»
Тема: «Интеллект-карты в работе с дошкольниками»
Ф.И.О. педагога: Мяснянкина Елена Алексеевна
Квалификационная категория: без категории.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года.
г. Курчатов
2022-2023 учебный год
Актуальность
Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Старший дошкольный возраст — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность), идет скачок в развитии мышления, умения синтезировать и анализировать знания. Наилучший вариант в возрасте 6-7 лет для усвоения, закрепления и систематизации полученных знаний является использование интеллект-карт. Одной из основных задач на 2022-23 учебный год в ДОУ стало содействие воспитанию у дошкольников социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма через электронные образовательные ресурсы. Чтобы достичь лучших результатов в этом направлении, в группе был создан проект «Атлас славы России», где предусматривалось систематическое использование интеллект-карт.
В условиях реализации ФГОС ДО метод интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей и решать образовательные задачи. Поэтому мною была выбрана именно эта тема.
Умелое использование интеллект-карт успешно поможет лучше усвоить большой объем информации, сгруппировать её по темам, неоднократно закреплять и дополнять её.
Цель самообразования
Изучение и систематизация материала по использованию интеллект-карт в работе педагога ДОУ во всех образовательных областях, разработка системы их применения на практике в работе с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
Задачи:
-изучить научную и учебно-методическую литературу по теме самообразования;
-применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников;
-обосновать целесообразность использования интеллект-карт в работе по развитию индивидуальных способностей дошкольников;
-формировать устойчивый интерес детей с помощью интеллект-карт к образовательной деятельности.
Форма образования: индивидуальная.
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Перспективный план по самообразованию воспитателя МАДОУ «Детский сад №7» г. Курчатова
Мяснянкиной Елены Алексеевны.
Учебный год | Тема | Алгоритм работы. | Результативность этапов работы | Итог |
2022-2023 гг. | «Интеллект-карты в работе с дошкольниками». | 1.Этап подготовительный. Сентябрь-октябрь 2022г. | 1.Определение темы самообразования. Актуальность. Цели и задачи. 2.Составление перспективного плана по самообразованию на год. 3.Изучение информации из различных источников. -нормативно-правовые документы; - методическая литература; - интернет-источники и ресурсы. | Приложение 1. Приложение 2. Приложение3. |
2.Этап основной-практический. Ноябрь2022-май 2023 г. | 1.Перспективный план по проекту на 2022-2023 учебный год. Проект «Атлас славы России» 2.Открытое занятие на тему: «Люблю тебя, моя Россия!» 3. Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выступление на педсовете с презентацией на тему: «Интеллект-карта, как форма и метод патриотического воспитания дошкольников». | Приложение 4. Приложение 5. Приложение 6. | ||
3.Этап обобщающий. Апрель-май 2023г. | Анализ работы по самообразованию. | Приложение 7. |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Аннотации к изученному материалу и литературе.
1 http://ручеек.com/konkyrs/Poisk/metod_razrabotka_Ly%20govskaya.pdf (Методическая разработка поможет использовать метод интеллект-карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем).
2. http://doshkolnik.ru/pedagogika/29046-tehnologiya-ispolzovaniya-intellektkart-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-processe-dou.html (Подтверждение результативности применения этого метода)
3.https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib64/Методическая%20копилка/Как%20использовать%20интелект%20-карты%20в%20работе%20с%20детьми%20Консультация%20для%20воспитателей.pdf (Учит, как использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками).
Предварительный просмотр:
Перспективный план подготовительной группы №8 «Звездочки на 2022-2023 учебный год по проекту «Атлас славы России»
Воспитатели: Мяснянкина Е.А.
Время проведения | Тема занятия. Форма проведения. | Цели и задачи | |
Сентябрь 2022г. | 3-я неделя | «Страна Россия на карте мира». Беседа. Рассматривание страны на карте мира и глобусе. Отметка столицы на карте. Знакомство с руководителем страны, президентом В.В.Путиным. | Расширение кругозора. Формирование представления о стране, как о части мира, столице и управлении государством. |
4-я неделя | «Русский народ. Обычаи и традиции» Ознакомительная беседа. Использование иллюстраций по теме. | Формирование представления о русском народе, о себе, как части его. | |
Октябрь 2022г. | Официальные символы России | ||
1-я неделя | 1.Полочка красоты «Флаг» 2. «Триколор». Практическое занятие. Д/и «Сложи правильно». Опорные слова значения цветов. | Активизация и закрепление знаний. Формирование глубинного понимания значений цветов. Воспитание любви к истории русского народа. | |
2-я неделя | 1.Полочка красоты «Герб России». 2. Просмотр видеопрезентации «Символы России». | Формирование представления о гербе, как символа России. | |
3-неделя | 1.Полочка красоты «Гимн России» 2.Прослушивание аудиозаписи гимна. Работа с пониманием значений слов. Заучивание нескольких строк.Знакомство с авторами гимна: поэтом С.Михалковым и композитором А.Александровым. | Воспитание патриотического духа, гордости за страну. Расширение кругозора. | |
4-я неделя | Практическое занятие. Просмотр видеопрезентации «Символы России». Составление интеллект карты «Символика России». | Активизация и закрепление полученных знаний. | |
Ноябрь 2022г. | Неофициальные символы. Народные промыслы России. | ||
1-я неделя | 1.Рукотворный мир русского народа. Познавательная беседа. Рассматривание иллюстраций альбома «Народные промыслы» 2.Полочка красоты. «Семеновская матрешка». 3. «История матрешки». Рассказ о появлении матрешки и ее символическом значении. Практическое занятие. Работа с раскраской. | Формирование представление о народных промыслах значимых для русского народа. Знакомство с Семеновской матрешкой, как знаменитой во всем мире сувениром из России. Воспитание любви к духовной и нравственной культуре, воплощающей в народных промыслах. https://www.youtube.com/watch?v=ZhDtFd7K88U | |
2-я неделя | 1.Полочка красоты «Тульский самовар». Отметка города основателя промысла на карте России. 2. «Самовар-символ русской жизни!». Демонстрация видеоролика «В гостях у Тульского самовара».https://www.youtube.com/watch?v=FMC4auGCXaQ 3.Организация чаепития с самоваром. | Знакомство народным промыслом. Формирование представление о самоваре, как символом традиции русского народа и его обычаи. Воспитание понимания особенностей душевных качеств русского народа. | |
3-неделя | 1. Полочка красоты «Хохлома» 2. Демонстрация образовательного видеоролика Хохломаhttps://www.youtube.com/watch?v=V7WP932Km6M 3.Организация выставки предметов хохломской росписи. Отметка города на карте России.Изодеятельность. | Формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении; учить видеть талантливые стороны русского народа; воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству. | |
4-я неделя | 1.Полочка красоты «Гжель» 2. «Сказочная гжель». Просмотр презентации. https://www.youtube.com/watch?v=OK3JoJCz9i8 Практическое занятие. Отметка города народного промысла на карте. | Познакомить ближе с видом декоративно-прикладного искусства; расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов; прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев; | |
Декабрь 2022 г. | Неофициальны символы России | ||
1-я неделя | 1.Полочка красоты. Картинка с изображением Кремля. 2.Кремль. История и объекты. Конструирование Кремля. https://www.youtube.com/watch?v=5pZjv2i2uRo | Дать представление о величии Кремля и его значении для страны. | |
2-я неделя | 1.Полочка красоты. Картинка с изображением народных символов. 2.Русская тройка, медведь и береза. https://www.youtube.com/watch?v=zYXnoqFu5ZY Изодеятельность. | Показать символическое значение образов. Воспитание любви к природе России и гордости за широту души русского народа. | |
3-неделя | Валенки и лапти. Просмотр познавательного видеоматериала «Русские народные промыслы» | Расширение кругозора. Обобщение и закрепление полученных знаний. | |
4-я неделя | Практическое занятие Оформление интеллект-карты «Символы русского народа» Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» | Активизация и обобщение знаний. Формирование умения выкладывать картинки в общую схему коллективно. Закрепить знания самых знаменитых в мире предметов, связанных с Россией. Воспитание любви к своей Родине. | |
Январь 2023г. | Музыкальная слава России | ||
2-я неделя | История русской музыки. Ознакомительная беседа. | Расширение кругозора. Дать представление о музыкальных ценностях русского народа,влияние музыки на жизнь человека. | |
3-я неделя | 1.Полочка красоты. Р. н. музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты русского народа. Гармонь и балалайка-символ русско-народной музыки. Просмотр видеороликов со звучанием музыкальных инструментов. | Воспитание интереса к музыкальной культуре русского народа. | |
4-неделя | Композиторы мировой славы. Чайковский. Прослушивание музыкальных произведений композитора. | Знакомство с биографией великого композитора. Воспитание художественно-эстетических чувств и интереса к культурному наследию страны. | |
Февраль 2023 г. | Защитники земли русской | ||
1-я неделя | Три богатыря. Чтение былин. | Формировать представление о первых защитниках Руси. | |
2-я неделя | Великие полководцы. Просмотр презентации. | Расширение кругозора. Развитие патриотических чувств, воспитание интереса к истории России, её героям-защитникам. | |
3-неделя | Защитники России в наше время. Ознакомительная беседа с просмотром иллюстраций. Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать» | Показать актуальность и значимость уметь защищать Родину, учить ценить и уважать героизм людей, воспитывать желание быть защитником своей страны в трудное время. | |
4-я неделя | Практическое занятие. Составление интеллект-карты «Защитники земли русской» | Систематизация полученных знаний. | |
Март 2023 г. | Великие люди России | ||
1-я неделя | Литература. Русские литераторы. Мировая слава А.С.Пушкина. | Расширение кругозора. Дать представление о многоталантливости русского народа. Познакомить с выдающими именами в русской литературе. Отметить значимость имени А.С.Пушкина во всем мире. | |
2-я неделя | Искусство. Великие русские художники. Третьяковская галерея г. Москва. Краткая экскурсия по галерее. Просмотр видеоролика .Организации выставки. | Воспитание любви к искусству и творчеству русских художников. | |
3-неделя | Наука. Русские открытия и изобретения. Менделеев, Ломоносов и др. Познавательная беседа. Просмотр наглядной литературы. | Показать значимость открытий и изобретений русских ученых для всего мира. Воспитание гордости за свою страну и ее славу. | |
4-я неделя | Достижения. Первый человек в космосе. Россия-ведущая космическая держава. Просмотр познавательного видеоматериала. | Активизация знаний о первом полете человека в космос. Показать мощь страны в освоении космического пространства. | |
Апрель 2023 г. | Слава Соловьиного края | ||
1-я неделя | Моя малая родина. Курской области. Символика края. Консультация для родителей «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» | Продолжить знакомство с картой малой родины и символикой края. Дать представление о символичности изображений на гербе Курской области. | |
2-я неделя | Народные промыслы Соловьиного края. Просмотр презентации. Оформление выставки «Умельцы Курского края» | Расширение представлений о родном крае и его умельцах. Знакомство с народным промыслом «Кожлянская игрушка» | |
3-неделя | Знаменитые люди малой родины. Рассматривание альбома. | Воспитание любви к родному краю. Дать прочувствовать чувство гордости за свою малую родину. | |
4-я неделя | Практическое занятие. Составление интеллект-карты «Слава Соловьиного края» | Активизация, систематизация и закрепление полученных знаний. | |
Май 2023 г. | Итоговое занятие: «Карта славы России» | Активизация и систематизация полученных знаний. Воспитание умения работать в коллективе. Помочь увидеть масштаб и многогранность славы России. | |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование интеллект-карты в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании.
Выступление подготовила и провела Мяснянкина Е.А.
План выступления
1.Метод интеллект-карт. Свойства и применение. 2.Требования к интеллект-карты. Виды карт в работе с дошкольниками. Последовательность составления. 3.Интеллек-карта в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании. 4.Преимущества и эффективность.
Выступление 1. Метод интеллект-карт. Свойства и применение. Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума". В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. Интеллект -карта -это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи(смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями и их частями. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Карты помогают ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, слово, предложение, текст. Интеллект-карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление. Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость. (картинка) Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом. Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт". Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
2. Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил: -Для создания интеллект-карт используются картинки по темам, фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея, тема, образ помещается в центре страницы. Можно использовать надпись, пишется только одно ключевое слово, печатными буквами, чтобы было читаемо. Центральный образ должен быть ярким, насыщенным.
- От темы рисуются несколько ответвлений, это могут быть ветви, прямые линии или стрелки, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Каждая линия имеет свой цвет.
- Пишутся ассоциации, мысли, образы около каждой ветви. Можно так же добавить ассоциацию – картинку. Это помогает лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки. Главные ветви, которые отходят от основной темы более толстые, чем ветви второго уровня. Их толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.
- В процессе моделирования И.К. могут добавляться новые понятия, для этого оставляется свободное место.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт можно добиться решения поставленных задач и получить ожидаемые результаты. (Демонстрация видов карт) 3. Интеллект-карта в работе с дошкольниками в нравственно-патриотическом воспитании: - перспективный план; раскрытие замысла «Чем славится Россия в мире?» - составление карт по каждому блоку: «Государственные символы России», « Народные промыслы», «Символы Русского народа», «Музыкальная слава России», «Защитники и герои земли русской» (от богатырей до наших дней), «Великие люди России» (литература, искусство, наука, достижения), «Слава соловьиного края» ; -итоговая работа: «Карта славы России» (четыре цвета блоков, расположение картинок на определенном цвете по их темам, составление общей картины Славы России). 4. Результативность и эффективность. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС их использование позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность , что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей. В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Использование этого метода позволяет реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность. Такой метод эффективен и я думаю, что карта ума в будущем станет одним из направлений в работе с дошкольниками.
Предварительный просмотр:
Приложение №7
Анализ работы по самообразованию.
Работа по изучению интеллект-карт в работе с дошкольниками помогла мне раскрыть возможности этого метода в работе по нравственно-патриотическому воспитанию. Мною было изучено много информации по темам проекта «Атлас славы России», адаптирована для дошкольников и систематизирована в форме интеллект-карт. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС их использование позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод является эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, творческих способностей. В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Использование этого метода позволяет реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность. Такой метод эффективен и я думаю, что карта ума в будущем станет одним из направлений в работе с дошкольниками. В дальнейшем мною планируется работа с использованием интеллект-карт по познавательно-речевому развитию в младшем дошкольном возрасте.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Список изученной литературы:
1.Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
2.Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2010.
3.Колотова К. В. Методическая разработка по теме: «Формирование навыков самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных техник» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2016. – № 45.
4.Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
5.Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста //
Изучение опыта педагогов через интернет-ресурсы.
1 http://ручеек.com/konkyrs/Poisk/metod_razrabotka_Ly%20govskaya.pdf (Методическая разработка поможет использовать метод интеллект-карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем).
2. http://doshkolnik.ru/pedagogika/29046-tehnologiya-ispolzovaniya-intellektkart-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-processe-dou.html (Подтверждение результативности применения этого метода)
3.https://eduportal44.ru/Manturovo/mant_MDOU4/1/SiteAssets/DocLib64/Методическая%20копилка/Как%20использовать%20интелект%20-карты%20в%20работе%20с%20детьми%20Консультация%20для%20воспитателей.pdf (Учит, как использовать интеллект-карты в работе с дошкольниками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
