статья. Особенности обучения игре в шахматы старших дошкольников
статья (старшая группа)

Каратеева Галина Сергеевна

• Образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольников, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, наблюдательность. В игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.

• Воспитательная задача – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер, усидчивость. Увлекаясь игрой в шахматы, ребенок становится самокритичней, собранней.

 • Эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, ребята восхищаются удивительной игрой. Шахматы доставляют детям много радости.

• Физическая – ребята говорят, чтобы шахматистом стать, надо много знать, постоянно спортом, физкультурой заниматься, ежедневно обливаться водой. Чтобы играть в шахматы, надо быть физически здоровым. 3. Методические указания для воспитателей, обучающих детей игре в шахматы Чтобы научиться играть в шахматы, нужны любовь к этой игре, хороший наставник и хороший учебник. Самой лучшей шахматной доской как для начинающих, так и для чемпионов является обычная турнирная шахматная доска с 55-миллиметровыми клетками, со стандартными пешками высотой 80 мм и королем – самой высокой фигурой – 95 мм. В шахматы можно играть где угодно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shahmaty_novaya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические задачи, стоящие перед шахматной игрой, широки и разнообразны:

• Образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольников, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, наблюдательность. В игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.

• Воспитательная задача – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер, усидчивость. Увлекаясь игрой в шахматы, ребенок становится самокритичней, собранней.

 • Эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, ребята восхищаются удивительной игрой. Шахматы доставляют детям много радости.

• Физическая – ребята говорят, чтобы шахматистом стать, надо много знать, постоянно спортом, физкультурой заниматься, ежедневно обливаться водой. Чтобы играть в шахматы, надо быть физически здоровым. 3. Методические указания для воспитателей, обучающих детей игре в шахматы Чтобы научиться играть в шахматы, нужны любовь к этой игре, хороший наставник и хороший учебник. Самой лучшей шахматной доской как для начинающих, так и для чемпионов является обычная турнирная шахматная доска с 55-миллиметровыми клетками, со стандартными пешками высотой 80 мм и королем – самой высокой фигурой – 95 мм. В шахматы можно играть где угодно.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Интерес к шахматам можно сформировать незаметно для ребенка в игре, начиная знакомить с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед детьми начальную позицию шахматной партии и тут же объяснить, как ходят фигуры. Дети редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Я начинаю обучение с шахматной доски, далее знакомлю с королем, ладьей и т.д. Надо рассказать о фигуре сказку, показать ее ‘домик” и где она живет на шахматной доске, нарядить ее, начать охотиться за ней. Эффект от игрового метода изучения шахмат “по частям” велик. Постепенно ребята заинтересовываются игрой в шахматы. Оказывать помощь детям следует тактично, неназойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Важно воспитывать привычку к преодолению трудностей. Обучение надо строить по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. В старшей и подготовительной группе можно вести шахматный кружок 1-2 раза в неделю или запланировать знакомство с шахматами, как настольно-печатную игру в вечерний отрезок времени по 25-30 минут. Предварительно воспитатель узнает у детей, кто умеет играть, у кого есть шахматы и предлагает родителям приобрести шахматы. Для занятий с детьми в детском саду требуется по одному комплекту шахмат на двоих детей. Если этого нет, то дети делятся на две группы и играют или приносят шахматы из дома. Можно оборудовать в детском саду шахматную комнату. В теплое время года шахматные занятия можно проводить на улице. Хорошо иметь магнитную демонстрационную доску. Во время обучения не следует часто проводить турниры, это может отрицательно сказаться на психике ребенка. Сам процесс обучения шахматам должен проходить в форме увлекательной игры. Для этого можно использовать художественное слово: стихи, загадки, эстафеты... Методы и приемы варьируются, но основным остается игра. На первых порах детям не рекомендуется играть сразу всеми фигурами. Наибольшего эффекта удается достичь, разделив детей на две подгруппы: сильную и слабую. Подбираются пары, играющие одинаково. В начале обучения читаем сказки, рассказы, рассматриваем рисунки, дети сами рисуют фигуры и доску, объясняем диаграммы, показывая на демонстрационной доске. Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Не все дети одинаково усваивают новый материал, поэтому можно предложить играющим детям позаниматься в свободное время с 29 отстающим товарищем. Все дети изначально талантливы. Ребенку и воспитателям надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста".

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель констатирующего эксперимента: выявить влияние подготовленности педагогов к совершенствованию логического мышления на уровень его раз...

Статья. Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста.

Проблема подготовки педагогов к процессу развития логического мышления дошкольников является одной из актуальных педагогических проблем, в связи с различными подходами к определению стратегий логическ...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ "

Многие дети в современной России воспитываются в условиях неполной семьи. Отсутствие в семье одного из родителей (в нашем исследовании отцов), не позволяет ребенку сформировать полные, адекватные пред...

статья. Особенности обучения шахматной игре старших дошкольников

С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Интерес к шахматам можно сформировать незаметно для ребенка в игре, начиная знакомить с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ста...