Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительный воздух»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха

Задачи:

 Обучающие:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование; умение проводить опыты; демонстрировать результат при помощи действия и слова;

2. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способами его обнаружения.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

2. Развивать целостное восприятие, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

3. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности;

4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

1. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять учебные задачи самостоятельно;

3. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_v_starshey_gruppe.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект образовательной деятельности

         для детей  старшего  дошкольного возраста

         на тему: «Удивительный воздух»

                                               Составила: Калугина  Ольга Юрьевна

                                               воспитатель МАДОУ «Детский сад №25»

            Конспект ОД  «Удивительный воздух»

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха

Задачи:

 Обучающие:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование; умение проводить опыты; демонстрировать результат при помощи действия и слова;

2. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способами его обнаружения.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

2. Развивать целостное восприятие, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

3. Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности;

4. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

1. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

2. Воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять учебные задачи самостоятельно;

3. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Методы и приемы: Словесный, наглядный: показ иллюстраций, показ способа действия; практический: опыты и эксперименты.

Материал:

Демонстрационный:

- Воздушные шары;

- 2 баночки с плотными крышками;

-Карточки схемы

   - Горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки.

Раздаточный:

- Пластмассовые стаканчики с водой, трубочка, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка;

-Веера из бумаги на каждого ребенка,

- Воздушные шары на каждого ребенка;

Технические средства обучения:

      - Компьютер;

- Мультфильм «Фиксики» серия «Воздушный шарик»

    Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.

Ход занятия:

     Встанем все в круг и поприветствуем друг друга.

      Собрались все дети в круг.

      Я - твой друг, и ты мой друг.

       Крепко за руки возьмемся

      И друг другу улыбнемся.

      Воспитатель: Ребята, посмотрите что у меня в руках? (шкатулка).

Как вы думаете. что внутри шкатулки? (ответы детей)

 (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что,    вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух!  Скажите, а зачем нужен воздух?

ДетиВоздух нужен, чтобы дышать.

Воспитатель: А для кого нужен воздух?

Дети: Людям, животным.

  Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Воспитатель: А кто из вас, ребята, видел воздух?

Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы это проверим, как настоящие ученые-исследователи, которые хотят разгадать все загадки природы и работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети:  Лаборатория.

Воспитатель: А вы хотите стать настоящими учеными и сделать свои открытия?

 Для этого я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают   шапочки)

 Воспитатель:  В лаборатории нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, дружно, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать.

Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Давайте подойдем к столам. Итак, начнем наши опыты.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

 Воспитатель:  - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

 Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы) На что он похож? . (Ответы)

Какой он ?

В. Воздух занял место в пакете. Теперь развяжите пакет, выпустите из него воздух. Что изменилось? ( Пакет стал пустым)

В. Интересно ,почему?     Ответы детей

В. Какой вывод мы можем сделать?

Д. Воздух прозрачный ,чтобы его увидеть ,его надо поймать в пакет, а потом выпустить.

Вывод воздух есть вокруг нас, воздух прозрачный ,бесцветный.

(на доску схему)

В.. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

 Эксперимент № 2 «Воздух внутри нас»

 Садитесь за столы. На них стоят подносы со стаканами, в них вода. давайте вспомним правила работы с водой.

Ответы детей

В. Возьмите стакан к себе поближе трубочку.

давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В. Какой можно сделать вывод?

Д. Пузырьки это воздух, который находится внутри нас, мы его вдохнули, а выдохнули через трубочку в воду и получились пузырьки. (на доску схему)

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

А теперь давайте продолжим наши исследования. Нас ждут новые открытия.

     Эксперимент: А сможем ли мы воздух  почувствовать? 

В: Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно  веера.

В: А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).

В: Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это движение  воздух.

     Игра:

Солнце светит очень ярко,

И ученым стало жарко.

Достаём красивый веер

Пусть прохладою повеет.

Вывод :  ветер – это движение  воздуха его можно почувствовать с помощью веера .  на доску схему)

     5. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

(Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы. (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, чесноком). Вы замечательно справились.

Вывод: Чистый воздух не пахнет, только передает чужие запахи.                 ( на доску схему)

В:  - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

В: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт).

В: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).

В: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

 В:- А сейчас я предлагаю  поиграть в игру, которая называется  «Волшебный шарик». Мы все встанем, и расскажем всё, что узнали сегодня о воздухе.  (Воспитатель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)

- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета).

- Воздух окружает нас повсюду.

- Воздух не имеет своего запаха - только передает чужие запахи.

- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом.

- Ветер это движение воздуха.

- Воздух невидимый.

Воспитатель:

Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вас, уважаемые ученые, сегодня удивило, чему вы новому сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)

В лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Вы с помощью опытов и экспериментов смогли изучить свойства воздуха. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту.

 А на память о нашем исследовании я хочу подарить вам всем по шарику!

 Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для младшего возраста (математика) Тема: «Лесная гостья».

Конспект образовательной деятельности по матеиатике для младших дошкольников в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности старший дошкольный возраст по теме: «Подарок для близких и друзей» (художественный труд) Подготовила: Воспитатель: Винокурова Е. И.

МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»Конспект образовательной деятельностистарший дошкольный возраст по теме: «Подарок для близких и друзей»(художественный тру...

Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Удивительный воздух»

КонспектНепосредственно  образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему: «Удивительный воздух»для детей подготовительной группы...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ) В СТАРШЕЙГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Закреплять знания детей о свойствах  воздуха (не имеет запаха, цвета, формы) и способами его обнаружения.Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистог...