Краткосрочный проект в средней смешанной группе «Семицветик» по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка»
методическая разработка (средняя группа)

Жучкина Татьяна Александровна

Краткосрочный проект проект в средней смешанной группе «Семицветик» -  «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  «Матрешка», через музыкально- художественную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_krasavitsa-matryoshka_mart_2025.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней смешанной группе «Семицветик»

по художественно-эстетическому развитию

«Красавица Матрешка»

Паспорт проекта

Наименование проекта

Краткосрочный проект проект в средней смешанной группе «Семицветик» -  «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  «Матрешка», через музыкально- художественную деятельность.

Организация заявитель

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»                                                        

Разработчик проекта

Жучкина Т.А., воспитатель первой квалификационной категории.

Цель проекта

Приобщать детей среднего дошкольного возраста к: традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи проекта

1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке «Матрешке».

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения. Проявлять свои творческие способности.

4.Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.

Срок реализации

с 03.03.25 по 28.03.25

Ожидаемые результаты

1. У детей сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3.Сформированы представления об истории возникновения куклы «Матрёшки» на Руси, о разновидностях «Матрёшки» по месту возрождения.

Актуальность

     Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. По этому  свою основную задачу для  педагогов  мы  видим в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с  народным творчеством, c  национальной игрушкой-матрешкой, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что - бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре народному творчеству на примере русской национальной игрушки «Матрешке».

Задачи проекта:

1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке «Матрешке».

2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения,  проявлять свои творческие способности.

4.Развивать творческие способности детей в  музыкальной и изобразительной  деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.

 Целевая группа проекта: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель.

 

Проектное решение: Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику «Матрешки - подружки» используются следующие виды музыкальной деятельности: Восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. У детей сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3. Сформированы представления об истории возникновения куклы «Матрёшки» на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения

4. Сформирована способность воплощения собственного замысла в аппликации, танцах, песнях.

Заключение

Проект «Красавица Матрешка» должен стать мощным импульсом развития в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изобразительной деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.

Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями русского народа.

Фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список литературы

Основная литература:

  1. Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство    «Мозаика синтез», 2014 г.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М.: «Цветной мир», 2012 г.

Дополнительная литература:

  1. Бердникова Н.В.  «Большой праздник для малышей» Издательство Академ , Ярославль 2007
  2. Давыдова М.А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М),  Москва 2006
  3. Суворова Т.И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт: Конспекты занятий с детьми  htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
  2. Сайт: Все для детского сада  htt://www.ivalex.vistcom.ru
  3. Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ru http://www.maam.ru/

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по аппликации в средней группе

 «Укрась Матрёшке сарафан»

Цель: Создать атмосферу радости. Вызвать у детей положительные эмоции.        Привлекать внимание детей к русской народной игрушке-матрёшке.        Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство            радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые детали её костюма.         
Задачи:

1)Закреплять умение называть круглую форму

2)Продолжать учить наклеивать детали круглой формы на бумагу

3)Закрепить умение аккуратно намазывать клеем  с обратной стороны, наклеивать, прижимая их салфеткой

4)Продолжать учить правильно пользоваться клеем-карандашом, клеенкой,

салфеткой

Материалы к НОД:

- Матрешки (игрушки)

- Шаблоны матрешек, на каждого ребенка, из белой бумаги

- Кружки, вырезанные из цветной  бумаги, 4 вида

- Клей – карандаш на каждого ребенка

- Салфетки

- Клеенка

Ход:

Раздается стук в дверь:

Воспитатель удивляясь, спрашивает детей:

- Кто это стучит, дети? Не вы?

Ответы детей.

Воспитатель, заглядывая за дверь, спрашивает:

- Кто стучит? Кто это к нам в гости пришел?

Заходят матрешки (деревянная игрушка и вырезанная из белой бумаги матрешка)

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам в гости пришли подружки – Матрешки!

Матрешки: Здравствуйте, ребятки! Мы пришли к вам в гости. На вас

посмотреть, и себя показать

Воспитатель: Матрешки, мы гостям всегда рады. Даже песню про вас знаем,

хотите послушать?

Матрешки Да, хотим!

Дети вместе с воспитателем поют песню «Матрешки»

После исполнения песенки, Воспитатель обращает внимание детей то, что какие красивые сарафанчики у деревянных матрешек, какие узоры на них, в виде цветов, горошка.

Вдруг раздается плач и все удивляются:  Кто это может плакать?

Воспитатель спрашивает матрешку, вырезанную из белой бумаги:- Матрешка, почему ты плачешь? Что случилось?

Матрешка: У всех такие красивые наряды, а у меня наряд белый, без узоров.

Воспитатель: Не расстраивайся! Мы поможем тебе. Правда, дети?

Дети: Да!

Матрешка: А как же вы мне поможете?

Ответы детей…

Воспитатель: А каким узором вы, дети, хотите, украсить сарафан Матрешки?

Ответы детей…

Воспитатель: Молодцы ребятки! Узоры бывают разные: полосочки, цветочки, и крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками.

Показывая на горошки, воспитатель спрашивает детей:- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Круг!

Матрешки хвалят детей за правильный ответ.

Воспитатель предлагает ребятам пройти к рабочим столам, где уже заранее

приготовлены клеенка, клей, шаблоны Матрешек из белой бумаги вырезанные кружки из цветной бумаги, салфетки.

Воспитатель: Давайте, ребятки, наклеим кружки на белый сарафанчик Матрешки и у нее будет сарафан в горошек.

Далее Воспитатель напоминает, как намазывать кружки клеем и приклеивать их на бумагу. Выполнять работу аккуратно, прижимать салфеткой.

По окончанию работы матрешка говорит :

- Дети, я не буду больше плакать. Вот как вы, ребята, украсили красиво мой

наряд. Теперь у меня не просто белый сарафан, а сарафан в горошек.

Спасибо вам! Прощаясь, Матрешки - подружки уходят. Воспитатель предлагает полюбоваться своими работами.

 

                                                                             

Приложение 2

        

Сценарий развлечения  «Матрешки-подружки»

для детей средней группы

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой  русской Матрёшкой

Задачи:  

1. Познакомить детей с историей Матрёшки.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4.Развивать творческие способности детей через приобщение  к               народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Ведущий:

Эй, круглёшка! Эй, куклёшка!

Распишу тебя сейчас

Перышком своим: Глазки округлим, бровки подведём,

Носик, ротик выведем.

А на платок, кофту, сарафан силы все свои отдам.

Полюбуйтесь на неё: милое существо.

Деревянная круглёшечка  - стала вдруг…

Дети: Матрёшечкой!

Ведущий:

Вот она – русская Матрёшка! Образ Матрёшки – образ русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы. Посмотрите, к нам в гости тоже пришли Матрёшки, да непростые. Весёлые и озорные.

Ведущий:

Ай-люли, ай-люли, в гости к детушкам пришли

Весёлые матрёшки – красные сапожки.

Дети исполняют песню

 «Матрёшечки»

(под минусовку)

Ребёнок:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может, три, а может, шесть.

Ребёнок:

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Ребёнок:

Половинку отвинти,

Плотную, притертую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней спрятался внутри.

Ребёнок:

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живет шестая,

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Ребенок:

Мы  - весёлые сестрицы,

Любим петь и веселиться.

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

В пёстреньких одёжках в  пляс идут матрёшки.

Приложение 3

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

• Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?_____________________________________________________________________

• При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?__________________________________________________

• Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?______________________

• Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?

• ____________________________________________________________________________

• Какие, используете с детьми? С какой целью?

• ____________________________________________________________________________

• Загадываете ли детям загадки? Как часто?

• ___________________________________________________________________________

• Какие потешки Вы знаете?

• __________________________________________________________._______________

• Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

• __________________________________________________________________________

• Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?_____________________________________________________________________

                               

Благодарим за участие в анкетировании!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по аппликации в подготовительной группе (О.О. художественно - эстетическое развитие). Тема: Цветик-семицветик

Конспект образовательной деятельности в технике "аппликация по ткани" с использованием ИКТ....

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы «Семицветик» по художественно-эстетическому развитию: « Откуда появилась матрёшка»

Тема: «Откуда появилась Матрёшка»  Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитиеЦель: Поз...

Краткосрочный проект в средней разновозрастной группе на тему " Лето в мире сказок "

Лето – удивительная пора! Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для малышей незабыв...

Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет

Краткосрочный проект «Красавица  Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  &laq...

НОД в подготовительной группе "Цветик - семицветик" (ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Музыка»)

Задачи:1.Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.2.Развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности.3.Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённост...

Краткосрочный проект в средне- старшей группе " Мой любимый город"

Цель проекта: систематизация знаний  ребенка о родном  городе.Задачи проекта:для детей:1. Пополнить  знания детей о городе, в котором мы живем.2.  Формировать умение передавать сво...