Развлечение на тему: «Путешествие в королевство шахмат» группы общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет
план-конспект занятия (средняя группа)

Зубко Людмила Викторовна

Развлечение "Путешествие в королевство шахмат".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕРЕЗКА»

C:\Users\User\Downloads\20210917_093344-1.jpg

Развлеченин  на тему:

«Путешествие в королевство шахмат»

группы общеразвивающей направленности   от 4-х до 5-ти лет

Подготовила: Зубко Людмила Викторовна

г.Радужный   2023г

«Путешествие в королевство шахмат»

Цели: 1. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

3. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Ну тогда отгадайте о какой игре идет речь.

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

Воспитатель: - Это - шахматы. И сегодня мы побываем в шахматной стране!

C:\Users\User\Downloads\20210917_092903-1.jpg

Воспитатель: - Ой, смотрите ребята, а здесь лежит волшебный сундучок! Давайте его откроем! Смотрите здесь лежит мешочек. А в мешке фигуры.

 «Доскажи словечко»

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают (ладьи)

Рядом с ладьями … видны. (кони)

Рядом с конями встали. (слоны)

Кто ж в середине - (король с ферзем)

Самые главные в войске своем.

В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь со своей дочерью Анастасией. Царь был поклонником мудрой игры и любил решать на досуге шахматные задачи, да и дочь ему помогала.

Решила она выйти замуж. Загоревал царь не на шутку и издал такой указ: «Кто сможет решить шахматные задания, тот и женится на моей дочери Анастасии». Вот и вызвался Иванушка сразиться в шахматной игре, но сначала он решил попросить о помощи у нас, детей. Поможем Иванушке?

В одном городе у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.

Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.

– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.

Тут котята фыркнули и отвернулись:

– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.

– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.

– Белые, – сказал белый котенок.

– Черные, – сказал черный котенок.

А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?

(спрашивает у детей).

– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.

(накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)

А что больше: шахматная доска или шахматное поле?

– Они равны, – ответил черный котенок.

– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.

ТАК ЛИ ЭТО?

– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

– У полей круглая, – сказал белый котенок.

– И у доски круглая, – добавил черный котенок.

C:\Users\User\Downloads\20210917_093751-1.jpg

А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?

– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.

А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?

Вот и вся сказка.

Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.

В конце  задаю детям две задачи-шутки:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)

Физминутка на внимание «Поле-доска»

Садитесь, посмотрите на свои доски, покажите черное поле, белое, молодцы

Кто вспомнит правило доски без которого нельзя начинать игру. (нужно её правильно поставить) У вас правильно расположены доски? (исправляют ошибки)

Как называется на доске прямые линии, которые идут слева направо или справа налево (горизонтали) Чем обозначают горизонтали?( цифрами)  Сейчас встанут  те, у кого полоска - горизонталь есть, как называются полоски у тех, кто не встал? – вертикали они идут сверху вниз и снизу вверх, обозначаются  буквами латинскими. Какие еще на шахматной доске есть линии? (диагонали)

Я – Волшебная доска

Но без фигур совсем  тоска.

О каких фигурах идет речь?   -О шахматных

Посмотрите на мою доску действительно, ни одной шахматной фигуры…..как же мне играть?

(предположения детей)  

Думаю, что мне сможет помочь черная пешка, у неё какой то мешочек, но и без вашей помощи не обойтись.

Д.и. «Чудесный мешочек» Дети на ощупь называют фигуру, достают её и правильно устанавливают на доске в начальной позиции

Посмотрите, какими счастливыми, восхищенными глазами смотрят на вас наши  гости – пешки

Думаю, вы заслужили от них подарки, которые висят   на ваших стульях

Вот ребята одеваются и в фигуры превращаются

Выйдут те фигуры о которых я загадаю загадку.

Загадываю загадку, фигуры выходят.

Игровые задания на напольной шахматной доске

Ой, ребята вы и правду очень много знаете и умеете! А давайте посмотрим какие еще задания приготовил нам наш сундучок?

Прыгнет он - подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк. (конь)

Видимо, она упряма, если ходит только прямо.

Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая не уклюжа, но сильна. (ладья)

Воспитатель: - Молодцы ребята! Все загадки разгадали! А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Воспитатель: - Ребята, мы с вами немножко отдохнули и готовы снова открывать сундучок и выполнять задания! Давайте сядем за столы.

Игра "Собери доску" ( Ребятам предлагается собрать шахматную доску из квадратов).

Воспитатель: - И с этим заданием вы справились! Ребята, что то я сомневаюсь, что вы так хорошо знаете шахматы. А давайте мы с вами сыграем в игру и посмотрим как вы справитесь с моими вопросами. А в этом мне поможет мой мяч!

«Блиц – опрос».

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Что такое шах? (нападение на короля соперника)

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

  1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
  2. Какая форма y шахматной доски: круглая или квадратная? A y шахматного поля?
  3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
  4. На каких полях ничего не растет?
  5. В каких клетках не держат зверей?

Воспитатель: - Ой, ребята вы и правду очень много знаете и умеете! А давайте посмотрим какие еще задания приготовил нам наш сундучок?

 «Доскажи словечко»

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде - сам погляди –

Оба угла занимают (ладьи)

Рядом с ладьями … видны. (кони)

Рядом с конями встали. (слоны)

Кто ж в середине - (король с ферзем)

Самые главные в войске своем.

Воспитатель: - Ребята, вы снова справились с заданием! Ой, посмотрите, а в сундучке осталось последнее задание! Давайте же скорее его выполним!

Игра «Собери войско». Дети на скорость выставляют шахматные фигуры на шахматную доску.

Подведение итогов. Награждение участников.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы отгадали и выполнили все задания нашего волшебного сундучка! А давайте посмотрим, может в нем еще что то лежит? Посмотрите, здесь лежит ваша награда – это медали «Юные шахматисты». Давайте я каждому вручу медаль!

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Итог занятия:

Ребята, сегодня вы были внимательные, активные, дружные.

Благодаря вашим стараниям мы выполнили все задания и помогли Иванушке запомнить правила игры в шахматы. Теперь он сможет победить короля в игре.

- Какие задания вам понравились?

- Что интересного вы узнали, для себя?

Методическое обеспечение:

Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;

Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999;

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия-развлечения для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности Тема "Зайка"

Конспект занятия-развлечения для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие в оранжевую страну» Группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

Цель:Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов....

Конспект организованной образовательной деятельности по математике Тема: «Путешествие в страну математики» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.

Цель: Формировать у детей элементарные математические представления. Программное содержание: Обучающие задачи:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 6.Закрепить ори...

Рабочая программа «Шахматы» группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Радуга» Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Конспект итоговой интегрированной ОД Тема: «Путешествие в страну Знаний» Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет

Обобщение и закрепление знаний детей через организацию различных видов деятельности по пройденному материалу за учебный год....

Конспект открытого занятия по физической культуре Тема: «Путешествие в страну здоровья» группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.Задачи:Обучающие:Развивать умение подлезать под дугу (правым, левым) боком.Закреплять умение ходить высоко поднимая колени, ходи...