Развлечение на тему: «Путешествие в королевство шахмат» группы общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет
план-конспект занятия (средняя группа)
Развлечение "Путешествие в королевство шахмат".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕРЕЗКА»
Развлеченин на тему:
«Путешествие в королевство шахмат»
группы общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет
Подготовила: Зубко Людмила Викторовна
г.Радужный 2023г
«Путешествие в королевство шахмат»
Цели: 1. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
3. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Ну тогда отгадайте о какой игре идет речь.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
Воспитатель: - Это - шахматы. И сегодня мы побываем в шахматной стране!
Воспитатель: - Ой, смотрите ребята, а здесь лежит волшебный сундучок! Давайте его откроем! Смотрите здесь лежит мешочек. А в мешке фигуры.
«Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают (ладьи)
Рядом с ладьями … видны. (кони)
Рядом с конями встали. (слоны)
Кто ж в середине - (король с ферзем)
Самые главные в войске своем.
В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь со своей дочерью Анастасией. Царь был поклонником мудрой игры и любил решать на досуге шахматные задачи, да и дочь ему помогала.
Решила она выйти замуж. Загоревал царь не на шутку и издал такой указ: «Кто сможет решить шахматные задания, тот и женится на моей дочери Анастасии». Вот и вызвался Иванушка сразиться в шахматной игре, но сначала он решил попросить о помощи у нас, детей. Поможем Иванушке?
В одном городе у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.
Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.
– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
Тут котята фыркнули и отвернулись:
– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.
– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
– Белые, – сказал белый котенок.
– Черные, – сказал черный котенок.
А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?
(спрашивает у детей).
– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.
(накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
– Они равны, – ответил черный котенок.
– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
ТАК ЛИ ЭТО?
– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
– У полей круглая, – сказал белый котенок.
– И у доски круглая, – добавил черный котенок.
А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?
– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?
Вот и вся сказка.
Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.
В конце задаю детям две задачи-шутки:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
Физминутка на внимание «Поле-доска»
Садитесь, посмотрите на свои доски, покажите черное поле, белое, молодцы
Кто вспомнит правило доски без которого нельзя начинать игру. (нужно её правильно поставить) У вас правильно расположены доски? (исправляют ошибки)
Как называется на доске прямые линии, которые идут слева направо или справа налево (горизонтали) Чем обозначают горизонтали?( цифрами) Сейчас встанут те, у кого полоска - горизонталь есть, как называются полоски у тех, кто не встал? – вертикали они идут сверху вниз и снизу вверх, обозначаются буквами латинскими. Какие еще на шахматной доске есть линии? (диагонали)
Я – Волшебная доска
Но без фигур совсем тоска.
О каких фигурах идет речь? -О шахматных
Посмотрите на мою доску действительно, ни одной шахматной фигуры…..как же мне играть?
(предположения детей)
Думаю, что мне сможет помочь черная пешка, у неё какой то мешочек, но и без вашей помощи не обойтись.
Д.и. «Чудесный мешочек» Дети на ощупь называют фигуру, достают её и правильно устанавливают на доске в начальной позиции
Посмотрите, какими счастливыми, восхищенными глазами смотрят на вас наши гости – пешки
Думаю, вы заслужили от них подарки, которые висят на ваших стульях
Вот ребята одеваются и в фигуры превращаются
Выйдут те фигуры о которых я загадаю загадку.
Загадываю загадку, фигуры выходят.
Игровые задания на напольной шахматной доске
Ой, ребята вы и правду очень много знаете и умеете! А давайте посмотрим какие еще задания приготовил нам наш сундучок?
Прыгнет он - подковы звяк.
Необычен каждый шаг,
Буква Г и так и сяк. (конь)
Видимо, она упряма, если ходит только прямо.
Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая не уклюжа, но сильна. (ладья)
Воспитатель: - Молодцы ребята! Все загадки разгадали! А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Воспитатель: - Ребята, мы с вами немножко отдохнули и готовы снова открывать сундучок и выполнять задания! Давайте сядем за столы.
Игра "Собери доску" ( Ребятам предлагается собрать шахматную доску из квадратов).
Воспитатель: - И с этим заданием вы справились! Ребята, что то я сомневаюсь, что вы так хорошо знаете шахматы. А давайте мы с вами сыграем в игру и посмотрим как вы справитесь с моими вопросами. А в этом мне поможет мой мяч!
«Блиц – опрос».
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Что такое шах? (нападение на короля соперника)
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
- Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
- Какая форма y шахматной доски: круглая или квадратная? A y шахматного поля?
- Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
- На каких полях ничего не растет?
- В каких клетках не держат зверей?
Воспитатель: - Ой, ребята вы и правду очень много знаете и умеете! А давайте посмотрим какие еще задания приготовил нам наш сундучок?
«Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают (ладьи)
Рядом с ладьями … видны. (кони)
Рядом с конями встали. (слоны)
Кто ж в середине - (король с ферзем)
Самые главные в войске своем.
Воспитатель: - Ребята, вы снова справились с заданием! Ой, посмотрите, а в сундучке осталось последнее задание! Давайте же скорее его выполним!
Игра «Собери войско». Дети на скорость выставляют шахматные фигуры на шахматную доску.
Подведение итогов. Награждение участников.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы отгадали и выполнили все задания нашего волшебного сундучка! А давайте посмотрим, может в нем еще что то лежит? Посмотрите, здесь лежит ваша награда – это медали «Юные шахматисты». Давайте я каждому вручу медаль!
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Итог занятия:
Ребята, сегодня вы были внимательные, активные, дружные.
Благодаря вашим стараниям мы выполнили все задания и помогли Иванушке запомнить правила игры в шахматы. Теперь он сможет победить короля в игре.
- Какие задания вам понравились?
- Что интересного вы узнали, для себя?
Методическое обеспечение:
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия-развлечения для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности Тема "Зайка"
Конспект занятия-развлечения для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Путешествие в оранжевую страну» Группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
Цель:Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов....

Конспект организованной образовательной деятельности по математике Тема: «Путешествие в страну математики» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.
Цель: Формировать у детей элементарные математические представления. Программное содержание: Обучающие задачи:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 6.Закрепить ори...

Рабочая программа «Шахматы» группы общеразвивающей направленности 5-6 лет «Радуга» Срок реализации: 2020 – 2021 учебный год
Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Конспект итоговой интегрированной ОД Тема: «Путешествие в страну Знаний» Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет
Обобщение и закрепление знаний детей через организацию различных видов деятельности по пройденному материалу за учебный год....

Конспект открытого занятия по физической культуре Тема: «Путешествие в страну здоровья» группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.Задачи:Обучающие:Развивать умение подлезать под дугу (правым, левым) боком.Закреплять умение ходить высоко поднимая колени, ходи...



