Исследовательский проект в старшей группе «Пищевые красители»
проект (старшая группа)

Худи Анна Ильинична

Цель нашего исследования: смоделировать разнообразные ситуации с реакцией выделения  красителя из пищевых  продуктов и понять процесс усвоения красителя объектами живой природы в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pishchevye_krasiteli.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Исследовательский проект  в старшей группе

«Пищевые красители»

                                                                                                           Разработал воспитатель:

                                                                                                   Худи А.И

                                                                                                                                             

                                                          Яр-сале 2024

 

  1. Введение.

Все любят сладости. Не один детский праздник не обходится без вкусного угощения. Я, как и большинство детей, тоже очень люблю сладкое. Конечно, важно, чтобы угощение было вкусным, но хочется, чтобы оно было красивым и ярким.

Яркие обертки, конфеты в цветной глазури и газированные напитки всех цветов радуги в прозрачных упаковках привлекают внимание детей в магазинах. Реклама подогревает интерес к желанию попробовать, купить: «Насладись радугой, зарядись радугой», «Не кисни, на радуге зависни».  

Однажды я с мамой увидела по телевизору передачу, в которой доктор рассказывал, как вредны яркие и разноцветные продукты, что в них добавляют красители. Мне стало очень интересно, что это за краски, которые добавляют в еду? Как придумали красить еду разными красителями и правда ли они вредные? И возможно ли сделать пищевые красители в домашних условиях?

Актуальность нашего исследования заключается в том, богатейший ассортимент разноцветных и ярких сладостей, напитков создают серьезную угрозу для здоровья детей.

 Гипотеза исследования: я предположила, что в домашних условиях можно создать натуральные пищевые красители.

Возможно, с помощью опытов наглядно продемонстрировать, что яркая «внешность» некоторых продуктов достигается путем специального окрашивания.

 Цель нашего исследования: смоделировать разнообразные ситуации с реакцией выделения  красителя из пищевых  продуктов и понять процесс усвоения красителя объектами живой природы в домашних условиях.

Задачи:

1. изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том, что же это такое – пищевой краситель;

2. провести эксперимент по выделению красителя из пищевых продуктов;

3. показать экспериментальным путем процесс усвоения  красителя живыми (природными) объектами; выяснить причину окрашивания растений;

4. создать аналог порошковым магазинным красителям в домашних условиях;  провести эксперимент «окрашивания» пищевых продуктов

5. определить вредные и полезные свойства пищевых красителей

Объектом данного исследовательского проекта является пищевой краситель.

Предметом – моделирование разнообразных способов выделения красителя из пищевых продуктов.

 Методы исследования: наблюдение, поиск информации, проведение опытов, обобщение материала.

Срок проведения исследования: февраль 2024 года (1 неделя).

  1. Основная часть.

  1. История пищевых красителей

Прочитав энциклопедии, я выяснила, что с древних времен люди понимали, как важен не только вкус и текстура продуктов, но и их цвет. И тогда же в древние времена люди пробовали подкрашивать пищу. Искусство изготовления окрашенных сладостей было придумано в Древнем Египте. Тогда, самым частым способом для подкрашивания продуктов использовали отвары плодов, цветов, корней и листьев.

Для окрашивания в красный цвет использовали краснокочанную капусту, ягоды ежевики, клюквы, цветы мальвы. В желтый цвет красили с помощью приправ куркумы и шафрана. Зеленый цвет получали из листьев разных растений. Фиолетовый цвет получали из улиток-богрянок.

Иногда красили даже хлеб с помощью мела и известняка, чтобы хлеб выглядел белее.

В большинстве случаев все эти красители имеют натуральное происхождение и могут без вреда использоваться для окрашивания продуктов.

  1. Современные пищевые красители

С развитием науки, и в частности химии, 200 лет назад придумали химические красители. Эти красители были легки в использовании и давали цвет более яркий, чем натуральные. И постепенно искусственные синтетические красители полностью вытеснили натуральные.

Для того что бы еда выглядела более аппетитно, стали подкрашивать большинство продуктов: сладости, сыр, масло, колбасу, соки и т. д. В то время было 80 искусственных красителей. Несколько позже, ученые поняли, что большинство этих красителей опасно для здоровья человека, и часть запретили. На данный момент в нашей стране разрешено 39 искусственных красителей. Но действительно ли они безопасны?

Мы пошли в кондитерский магазин и купили пищевые красители основных цветов: желтый, красный, зеленый, коричневый и синий. Каждый из этих цветов содержит в составе сразу несколько синтетических красителей, которые обозначаются буквой Е и цифрами (100-180). Ниже состава продукта на желтом, зеленом, коричневом красителях было написано предупреждение «Содержит красители, которые могут оказывать отрицательное влияние на внимание и активность детей». Это красители с обозначениями Е102 и Е124. Получается, что даже разрешенные искусственные красители опасны для здоровья!

Мы пошли в магазин, чтобы изучить составы продуктов в магазинах. И в большинстве детских сладостей мы нашли эти опасные красители.

  1. Практическая часть. Описание экспериментов.

№ 1. Выделение красителя из пищевых продуктов

Для опыта нам понадобится: газированные напитки «Кока-кола», «Фантола», «Миринда», ватные диски, пустая емкость.

Цель: выделить красители из газированных напитков.

Описание опыта: несколько ватных дисков кладем поверх пустой прозрачной емкости; выливаем содержимое из бутылки с газированной водой, через ватные диски в пустую емкость; наблюдаем процесс окрашивания ваты в цвет.

Вывод: Экспериментальным путем мы доказали, что пищевой продукт - газированная вода содержит в своем составе краситель и окрашена в цвет вкуса,
указанного на этикетке. «Фатола» - розовый цвет,  «Апельсиновая» (Миринда) – оранжевый цвет,  «Кока-кола» – коричневый цвет.

№ 2. Выделение красителя из пищевых продуктов

Для опыта понадобится: конфеты «М&М» и «Skittles», плоская тарелка, салфетка, теплая вода

Цель: выделить красители из конфет.

Описание опыта: раскладываем конфеты по кругу на плоской широкой по диаметру тарелке; наливаем воду в тарелку, покрывая ею конфеты; наблюдаем процесс растворения в воде верхнего слоя конфет, образование окрашенной разными цветами воды.

Вывод: Верхний слой конфет покрыт цветным красителем. Эксперимент позволил нам выделить краситель в пищевом продукте.

№ 3. Изучение процесса усвоения красителей живыми объектами

Для опыта понадобится: живой цветок с белым бутоном, красители, стеклянные стаканы, вода.

Цель: изучить процесс изменения живого цветка под влиянием питания

Описание опыта: в стакане с водой растворяем краситель одного цвета; в одном стакане содержится чистая вода; в каждый стакан помещаем живой цветок; наблюдаем процесс окрашивания белого бутона в цвет воды, в котором он находится. В чистой воде цвет бутона остался неизменным – белого цвета.

Вывод: Объект живой природы (цветок хризантемы) изменился под влиянием питания. Корневая система растения поглощает воду и растворенные в ней минеральные вещества. По специальным сосудам, находящимся в стволе цветка, вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений. Растение поглощает воду, питается ей. Вода наполняет/заполняет жилки листьев бутона. На примере окрашивания цветка, мы показали, как может измениться внешний вид живого объекта под воздействием питания.

№ 4. Изготовление красителей в домашних условиях. Приготовление разноцветной лапши

Для опыта нам понадобится: свёкла, морковь, ингредиенты для теста (яйцо, мука).

Цель: показать процесс изготовления красителей в домашних условиях, окрашивание продуктов натуральными красителями.

Описание опыта: из свёклы и моркови приготавливаем свежевыжатый сок; получилось 2 вида жидкого натурального красителя;  в двух глубоких мисках замешиваем тесто и добавляем один из получившихся красителей; наблюдаем процесс окрашивания теста в цвет добавленного жидкого ингредиента: свекольный сок дает окрашивание теста в красный цвет, а морковный – в оранжевый. Далее тесто раскатываем, режем тонкой соломкой и варим. При термической обработке тесто сохраняет цвет, и готовое блюдо получается разноцветным, радужным и необычным.

Вывод: Проведенный опыт доказал, что в домашних условиях можно изготовить пищевой краситель из натуральных природных продуктов. Произвести процесс окрашивания продуктов питания.

  1. Заключение.

Выводы:

Изучив литературу, проделав опыты, я убедилась в том, что в домашних условиях можно  создать  натуральные  пищевые красители, выяснила, что яркая  «внешность»  некоторых продуктов достигается путем специального окрашивания.

Значит, моя гипотеза подтвердилась.

В процессе исследования у меня получилось выполнить поставленные задачи. Я узнала, что наличие в составе искусственных красителей  характерно для ярко окрашенных пищевых продуктов. Продукты, окрашенные натуральными красителями, имеют матовую, пастельную окраску. С помощью цветов показала процесс поглощения (усвоения) объектами живой природы продуктов питания. Это позволяет мне сделать косвенный вывод о том, что не следует употреблять в пищу продукты питания яркой не естественной окраски и тем более не рекомендуется для детского ежедневного питания. В домашних условиях я смогла разобраться в вопросе окрашивания продуктов питания в яркий цвет.

Итак, красители играют большую роль в жизни человека, они применяются в разных отраслях промышленности. Красители делятся на натуральные и искусственные. Искусственные красители опасны для здоровья человека. Безопасными являются натуральные красители, которые можно получить в домашних условиях и использовать их в быту.

Работа имеет практическую значимость, т.к. результаты могут быть полезны всем, кто заинтересован в сохранении собственного здоровья. Как никогда здесь подходит обывательское высказывание: «Мы то, что мы едим».

Берегите себя и будьте здоровы!

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
  2. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
  3. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
  4. Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: “Росмэн”, 1997. – 117 с.
  5. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД посково-исследовательской деятельности (старшая группа)

Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.Китайская мудрость гласит: "Кто не учился в детстве, тот потерял жизнь"....

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

"Чудо фасоль"познавательно – исследовательский проект старшей группы воспитателя МДОУ «Детский сад №198» Родионовой А.В.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)

Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)...

Проект познавательно-исследовательский в старшей группе «Наш огород».

Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию ...