Исследовательский проект в старшей группе «Пищевые красители»
проект (старшая группа)
Цель нашего исследования: смоделировать разнообразные ситуации с реакцией выделения красителя из пищевых продуктов и понять процесс усвоения красителя объектами живой природы в домашних условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Исследовательский проект в старшей группе
«Пищевые красители»
Разработал воспитатель:
Худи А.И
Яр-сале 2024
- Введение.
Все любят сладости. Не один детский праздник не обходится без вкусного угощения. Я, как и большинство детей, тоже очень люблю сладкое. Конечно, важно, чтобы угощение было вкусным, но хочется, чтобы оно было красивым и ярким.
Яркие обертки, конфеты в цветной глазури и газированные напитки всех цветов радуги в прозрачных упаковках привлекают внимание детей в магазинах. Реклама подогревает интерес к желанию попробовать, купить: «Насладись радугой, зарядись радугой», «Не кисни, на радуге зависни».
Однажды я с мамой увидела по телевизору передачу, в которой доктор рассказывал, как вредны яркие и разноцветные продукты, что в них добавляют красители. Мне стало очень интересно, что это за краски, которые добавляют в еду? Как придумали красить еду разными красителями и правда ли они вредные? И возможно ли сделать пищевые красители в домашних условиях?
Актуальность нашего исследования заключается в том, богатейший ассортимент разноцветных и ярких сладостей, напитков создают серьезную угрозу для здоровья детей.
Гипотеза исследования: я предположила, что в домашних условиях можно создать натуральные пищевые красители.
Возможно, с помощью опытов наглядно продемонстрировать, что яркая «внешность» некоторых продуктов достигается путем специального окрашивания.
Цель нашего исследования: смоделировать разнообразные ситуации с реакцией выделения красителя из пищевых продуктов и понять процесс усвоения красителя объектами живой природы в домашних условиях.
Задачи:
1. изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том, что же это такое – пищевой краситель;
2. провести эксперимент по выделению красителя из пищевых продуктов;
3. показать экспериментальным путем процесс усвоения красителя живыми (природными) объектами; выяснить причину окрашивания растений;
4. создать аналог порошковым магазинным красителям в домашних условиях; провести эксперимент «окрашивания» пищевых продуктов
5. определить вредные и полезные свойства пищевых красителей
Объектом данного исследовательского проекта является пищевой краситель.
Предметом – моделирование разнообразных способов выделения красителя из пищевых продуктов.
Методы исследования: наблюдение, поиск информации, проведение опытов, обобщение материала.
Срок проведения исследования: февраль 2024 года (1 неделя).
- Основная часть.
- История пищевых красителей
Прочитав энциклопедии, я выяснила, что с древних времен люди понимали, как важен не только вкус и текстура продуктов, но и их цвет. И тогда же в древние времена люди пробовали подкрашивать пищу. Искусство изготовления окрашенных сладостей было придумано в Древнем Египте. Тогда, самым частым способом для подкрашивания продуктов использовали отвары плодов, цветов, корней и листьев.
Для окрашивания в красный цвет использовали краснокочанную капусту, ягоды ежевики, клюквы, цветы мальвы. В желтый цвет красили с помощью приправ куркумы и шафрана. Зеленый цвет получали из листьев разных растений. Фиолетовый цвет получали из улиток-богрянок.
Иногда красили даже хлеб с помощью мела и известняка, чтобы хлеб выглядел белее.
В большинстве случаев все эти красители имеют натуральное происхождение и могут без вреда использоваться для окрашивания продуктов.
- Современные пищевые красители
С развитием науки, и в частности химии, 200 лет назад придумали химические красители. Эти красители были легки в использовании и давали цвет более яркий, чем натуральные. И постепенно искусственные синтетические красители полностью вытеснили натуральные.
Для того что бы еда выглядела более аппетитно, стали подкрашивать большинство продуктов: сладости, сыр, масло, колбасу, соки и т. д. В то время было 80 искусственных красителей. Несколько позже, ученые поняли, что большинство этих красителей опасно для здоровья человека, и часть запретили. На данный момент в нашей стране разрешено 39 искусственных красителей. Но действительно ли они безопасны?
Мы пошли в кондитерский магазин и купили пищевые красители основных цветов: желтый, красный, зеленый, коричневый и синий. Каждый из этих цветов содержит в составе сразу несколько синтетических красителей, которые обозначаются буквой Е и цифрами (100-180). Ниже состава продукта на желтом, зеленом, коричневом красителях было написано предупреждение «Содержит красители, которые могут оказывать отрицательное влияние на внимание и активность детей». Это красители с обозначениями Е102 и Е124. Получается, что даже разрешенные искусственные красители опасны для здоровья!
Мы пошли в магазин, чтобы изучить составы продуктов в магазинах. И в большинстве детских сладостей мы нашли эти опасные красители.
- Практическая часть. Описание экспериментов.
№ 1. Выделение красителя из пищевых продуктов
Для опыта нам понадобится: газированные напитки «Кока-кола», «Фантола», «Миринда», ватные диски, пустая емкость.
Цель: выделить красители из газированных напитков.
Описание опыта: несколько ватных дисков кладем поверх пустой прозрачной емкости; выливаем содержимое из бутылки с газированной водой, через ватные диски в пустую емкость; наблюдаем процесс окрашивания ваты в цвет.
Вывод: Экспериментальным путем мы доказали, что пищевой продукт - газированная вода содержит в своем составе краситель и окрашена в цвет вкуса,
указанного на этикетке. «Фатола» - розовый цвет, «Апельсиновая» (Миринда) – оранжевый цвет, «Кока-кола» – коричневый цвет.
№ 2. Выделение красителя из пищевых продуктов
Для опыта понадобится: конфеты «М&М» и «Skittles», плоская тарелка, салфетка, теплая вода
Цель: выделить красители из конфет.
Описание опыта: раскладываем конфеты по кругу на плоской широкой по диаметру тарелке; наливаем воду в тарелку, покрывая ею конфеты; наблюдаем процесс растворения в воде верхнего слоя конфет, образование окрашенной разными цветами воды.
Вывод: Верхний слой конфет покрыт цветным красителем. Эксперимент позволил нам выделить краситель в пищевом продукте.
№ 3. Изучение процесса усвоения красителей живыми объектами
Для опыта понадобится: живой цветок с белым бутоном, красители, стеклянные стаканы, вода.
Цель: изучить процесс изменения живого цветка под влиянием питания
Описание опыта: в стакане с водой растворяем краситель одного цвета; в одном стакане содержится чистая вода; в каждый стакан помещаем живой цветок; наблюдаем процесс окрашивания белого бутона в цвет воды, в котором он находится. В чистой воде цвет бутона остался неизменным – белого цвета.
Вывод: Объект живой природы (цветок хризантемы) изменился под влиянием питания. Корневая система растения поглощает воду и растворенные в ней минеральные вещества. По специальным сосудам, находящимся в стволе цветка, вода с минеральными веществами поступает от корней ко всем частям растений. Растение поглощает воду, питается ей. Вода наполняет/заполняет жилки листьев бутона. На примере окрашивания цветка, мы показали, как может измениться внешний вид живого объекта под воздействием питания.
№ 4. Изготовление красителей в домашних условиях. Приготовление разноцветной лапши
Для опыта нам понадобится: свёкла, морковь, ингредиенты для теста (яйцо, мука).
Цель: показать процесс изготовления красителей в домашних условиях, окрашивание продуктов натуральными красителями.
Описание опыта: из свёклы и моркови приготавливаем свежевыжатый сок; получилось 2 вида жидкого натурального красителя; в двух глубоких мисках замешиваем тесто и добавляем один из получившихся красителей; наблюдаем процесс окрашивания теста в цвет добавленного жидкого ингредиента: свекольный сок дает окрашивание теста в красный цвет, а морковный – в оранжевый. Далее тесто раскатываем, режем тонкой соломкой и варим. При термической обработке тесто сохраняет цвет, и готовое блюдо получается разноцветным, радужным и необычным.
Вывод: Проведенный опыт доказал, что в домашних условиях можно изготовить пищевой краситель из натуральных природных продуктов. Произвести процесс окрашивания продуктов питания.
- Заключение.
Выводы:
Изучив литературу, проделав опыты, я убедилась в том, что в домашних условиях можно создать натуральные пищевые красители, выяснила, что яркая «внешность» некоторых продуктов достигается путем специального окрашивания.
Значит, моя гипотеза подтвердилась.
В процессе исследования у меня получилось выполнить поставленные задачи. Я узнала, что наличие в составе искусственных красителей характерно для ярко окрашенных пищевых продуктов. Продукты, окрашенные натуральными красителями, имеют матовую, пастельную окраску. С помощью цветов показала процесс поглощения (усвоения) объектами живой природы продуктов питания. Это позволяет мне сделать косвенный вывод о том, что не следует употреблять в пищу продукты питания яркой не естественной окраски и тем более не рекомендуется для детского ежедневного питания. В домашних условиях я смогла разобраться в вопросе окрашивания продуктов питания в яркий цвет.
Итак, красители играют большую роль в жизни человека, они применяются в разных отраслях промышленности. Красители делятся на натуральные и искусственные. Искусственные красители опасны для здоровья человека. Безопасными являются натуральные красители, которые можно получить в домашних условиях и использовать их в быту.
Работа имеет практическую значимость, т.к. результаты могут быть полезны всем, кто заинтересован в сохранении собственного здоровья. Как никогда здесь подходит обывательское высказывание: «Мы то, что мы едим».
Берегите себя и будьте здоровы!
Список литературы
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
- Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
- Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
- Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова – Москва: “Росмэн”, 1997. – 117 с.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД посково-исследовательской деятельности (старшая группа)
Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность.Китайская мудрость гласит: "Кто не учился в детстве, тот потерял жизнь"....

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Непосредственно образовательная деятельность: Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием компьютерных технологий. Тема. Защитники Отечества.
Программное содержание:1. Обобщать представления детей о Российской армии.2. Формировать чувство уважени...

"Чудо фасоль"познавательно – исследовательский проект старшей группы воспитателя МДОУ «Детский сад №198» Родионовой А.В.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)
Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» /Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельностьСтаршая группа...

Проект познавательно-исследовательский в старшей группе «Наш огород».
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию ...
