Картотека игр на тему "Музыкальные инструменты"
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека игр на тему «Музыкальные инструменты»
1. «В лесочке»
(для детей младшей группы)
Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек
Белка шла с сыночком
А за ними зайчики - хлопают по мешочку
Прыгали как мячики
2. «Зайка - растеряйка»
(для детей средней группы)
Зайчик: Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка
Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,
Только со своим подарком с горки кубарем слетел.
Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам
Помогите мне, детишки, всё разложить по местам!
Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху определяют и находят у себя такой же. В конце игры зайка пляшет под музыку, а дети подыгрывают на любом инструменте.
3. «Зима»
(для детей старшей группы)
Вот пришла к нам зима - нажимают пальчиком на мешочек
И сугробы она намела - сжимают и разжимают рукой
Мы на санки сядем гоп-гоп-гоп - катают между ладонями
Весело покатимся и в сугроб - хлопают ладошкой по мешочку.
4. «Посуда»
(для детей подготовительной к школе группы)
(для этой игры необходимы предметы настоящей посуды, педагог и дети стучат по очереди, ложки или деревянные палочки, мешочки, трещотки по количеству детей)
Вот большой железный чайник - стучат ложкой по чайнику
Очень важный, как начальник.
Вот деревянные ложки - ложки
Голова на тонкой ножке.
Вот пакетик в нём крупа, - шуршат мешочком
Он шуршит, раздув бока.
Это тёрка-деревяшка - трещотка и ложка
Очень крупная бедняжка.
Вот фарфоровые блюдца - ложка и блюдце
Громким звоном все смеются
Вот пластмассовый поднос - ложка и перевёрнутый поднос
Он посуду нам принёс.
5. «Пирожок»
(для детей младшей группы)
Раз, два, три, четыре - стучат об ладошку
Тесто замесили - гремят над головой
Раскатали мы комок - катают между ладонями
И слепили пирожок - перекладывают с одной ладошки в другую
Из печи достали - ставят перед собой
Остывать поставили - машут на бутылочку руками
Приходите все сюда - разводят руки
Мы дадим вам пирога. – четыре хлопка над головой.
6. «Тук-тук»
(для детей средней группы)
Тук-тук мы стучим -стучат об пол
Мышек разбудить хотим
А теперь потише - тихонько встряхивают бутылочку
Чтоб уснули мыши
7. Деревянные палочки «тик-так»
(для детей старшей группы)
Тик-так тик-так ходят часики — вот так – палочки вверху тикают влево-вправо
Туки-так туки-так так колёса стучат - палочка об палочку
Туки-ток туки-ток так стучит молоток – стучат по ковру одновременно двумя палочками.
8. «Весна»
(для детей подготовительной к школе группы)
Солнце в небе ярко светит, - бутылочки
Погулять выходят дети.
Топ-топ-топ-топ.
Во дворе сосульки плачут, - колокольчики
С крыши звонко капли скачут.
Шлёп-шлёп-шлёп-шлёп.
Громко тенькают синички, - тарелочки
В луже меряют водичку,
Тень-тень-тень-тень.
Вы подумайте минутку, - ложки
Это что за время суток?
День, день, день, день.
9. «Паровоз»
(для детей младшей группы)
Едет, едет паровоз много шума от колёс -дети идут за педагогом, повторяя за взрослым
Ты теперь не отставай, паровозу подпевай
(стучат ритмично, встряхивают, стучат по ладошке по колену, идут молча)
10. «Медведь и дети»
(для детей средней группы)
Мишка по лесу гулял, мишка деток всё искал, - медведь гуляет
Очень долго он гулял, сел мишутка, задремал - сел, спит
Стали детки подходить, стали Мишеньку будить: - дети подходят на цыпочках
Мишка, Мишка, ты вставай и ребяток догоняй! (играют на шумовых инструментах и убегают)
11. «Эхо»
(для детей старшей группы)
Педагог прячется за ширмой и издаёт звук любым шумовым инструментом, дети определяют не только инструмент, но и повторяют способ извлечения из него звука.
12. «Каштаны» (деревянная трещотка и ложка)
(для детей подготовительной к школе группы)
Мы бежали по дорожке, - скользящие движения
Нам каштан попал под ножки
Стали мы его пинать -
Раз, два, три, четыре, пять. – стучат.
13. «Солнышко»
(для детей младшей группы)
Светит солнышко с утра ля, ля, ля!
Нам гулять давно пора, ля, ля, ля!
В гости к солнышку пойдем, ля, ля, ля!
Песню солнышку споем, ля, ля, ля!
(Дети ладошками, а потом на муз. инструментах отмечают ритмическую пульсацию).
14. «Дождик»
(для детей средней группы)
Дождик капал на дорожку: Кап, кап, кап.
Дождик капал на ладошку: Кап, кап, кап.
Застучал по крыше он: Кап, кап, кап!
Вот какой веселый звон: Кап, кап, кап!
(Дети берут муз. инструменты ритмично отмечают метрическую пульсацию)
15. «Лесной оркестр»
(для детей старшей группы)
Серый зайка музыкант, он играет в барабан…Бум- бум, бум- бум, бум- бум, бум- бум!
(ребенок – зайка играет ритмично на барабане).
А у белочки- резвушки -озорные погремушки…Дзинь- дзинь, дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!
(ребенок- белочка играет на погремушках)
Тут лисичка к нам пришла, колокольчики взяла…Динь- дон, динь- дон, динь- дон!
(ребенок-лисичка играет на колокольчиках).
Мишка ложками стучит, всех зверей он веселит:
Тук- тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук!
Эй, лесные музыканты!Все отличные таланты!
Не сидите, не скучайте, вместе дружно заиграйте!
(Все дети играют на муз. инструментах одновременно).
16. Игра в оркестр.
(для детей подготовительной к школе группы)
Вариант 1
По кругу расставить стулья. На каждом из стульев лежит любой музыкальный инструмент (разные). Для игры хорошо использовать двухчастную музыку.
На первую часть музыки дети поскоками (или легко бегом) двигаются вокруг стульев. С окончанием музыки берут в руки инструмент со стула, около которого остановились. На вторую часть музыки дети играют каждый на совеем инструменте.
Вариант 2
В четырех кругах разложены инструменты по количеству детей (в первом – ложки, во втором – трещотки, в третьем – колокольчики, в четвёртом – маракасы). Игра проводится под двухчастную музыку. На первую часть музыки дети играют на музыкальных инструментах в своих кругах. На вторую часть (спокойную) – дети переходят к другому кругу с инструментами. Таким образом, меняясь, дети сыграют на всех предложенных им инструментах.
Для усложнения для каждого музыкального инструмента можно предложить определённый ритм игры.
17. «Заяц с барабаном»
(для детей младшей группы)
Педагог читает стихотворение:
Барабан зайчишка взял, лапкой звуки издавал.
Он по-разному играл, Зайчихе-маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют.
18. “Уточки”
(для детей средней группы)
Наши уточки с утра: кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда: га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно: ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
19. «Кто пришел в гости»
(для детей старшей группы)
Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:
У зайчонка День рождения,
Получил он поздравленья.
Кто пришел, отгадай?
Вова, быстро называй.
Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата)
20.Здравствуй, музыкант!
(для детей подготовительной к школе группы)
Перед игрой выбрать ведущего – музыканта!
Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.
Здравствуй, добрый музыкант! Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай – инструмент наш угадай!
Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.
Варианты для отгадывания –
- балалайка,
- скрипка,
- колокольчик
- гармошка
- пианино
- барабан
- дудочка
также можно предложить детям загадки о музыкальных инструментах, которые они любят отгадывать.
21. «Мышки».
(для детей младшей группы)
Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:
Мышки, мышки тихо вы сидите!
По порядку буду звать.
Осторожно выходите,
В колокольчик позвените.
«Кошка»-ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка
22. «Тихо вокруг»
(для детей средней группы)
Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту:
Тихо, тихо все вокруг,
Слышен где-то слабый звук.
Колокольчик прозвенел, ложки застучали,
Бубен песенку пропел – тихо все играли.
23.Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем.
(для детей старшей группы)
На мольберте выложить картинки с изображениями музыкальных инструментов. Ребёнок, который отгадывает загадку об музыкальном инструменте, подходит к мольберту, находит картинку с соответствующим изображением инструмента и показывает всем. Остальные дети имитируют игру на этом инструменте. Картинку ребёнок может держать у себя в руках. По окончании отгадывания загадок, можно подвести итог и выявить детей, которые больше всех угадали загадок.
Варианты загадок:
1. Две весёлые подружки пляшут на его макушке.
Сам пустой, а голос густой. Дробь отбивает, шагать нам помогает. (барабан)
2. Он – деревянный инструмент, зазвучит в один момент.
Его струнам подпевай-ка, заиграла … (балалайка)
3. Быстро кнопки нажимай, веселее запевай.
Растяни меха немножко, и сыграй нам на … (гармошке)
4. В руки ты его возьми и немножко потряси.
Тонкий голосочек подаст нам звонкий … (колокольчик)
5. В руки их скорей бери, веселей на них стучи.
Поиграй еще немножко, на расписных красивых … (ложках)
6. Приложи к губам её, да еще подуй в неё.
Губки сделай трубочкой, и сыграй на … (дудочке)
24. «Ритмическое эхо»
(для детей подготовительной к школе группы)
Предложить превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговорить правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно:
- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);
- эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок про музыкальные инструменты
Картотека загадок для детей про музыкальные инструменты...

Картотека "Русские народные музыкальные инструменты"
Методический материал "Русские народные музыкальные инструменты"...

Картотека игр с музыкальными инструментами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкал...

Картотека "Русские народные музыкальные инструменты" (шумовые)
Картотека русских народных музыкальных инструментов, 1 часть: ШУМОВЫЕ...

Картотека "Русские народные музыкальные инструменты" (духовые)
Картотека русских народных музыкальных инструметов 2 часть: ДУХОВЫЕ...
Картотека игр с музыкальными инструментами
В картотеку входят творческие игры на формирование и развитие музыкально-творческих спопобностей детей. А также активизации самостоятельной деятельности детей при применении знаний полученных в процес...

картотека "Игры с музыкальными инструментами"
картотека составлена с целью развития навыков игры на музыкальных инструментах в самостоятельной игровой деятельности...
